Понятие и принципы уголовного законодательства

ВВЕДЕНИЕ

История российского уголовного законодательства неразрыв­но связана с историей российской государственности. Оно всегда четко отражало специфику политического и экономического со­держания основных государственно-правовых институтов опреде­ленного периода. В связи с этим периоды развития уголовного законодательства органически совпадают с основными этапами развития российского государства. Соответственно история раз­вития российского уголовного законодательства с некоторой условностью может быть разделена на три периода:

1) уголовное законодательство досоветского периода (до октября 1917 г.);

2) советское социалистическое уголовное право;

3) постсоциалистическое уголовное право (этот этап начинается с принятия Конституции РФ, т. е. с конца 1993 г., хотя первые изменения в этом направлении в УК РСФСР были внесены еще в конце 1991 г.).

История российского уголовного права (как и любого права вообще) запечатлена в основных памятниках этого права.

Согласно ст. 71 Конституции РФ принятие уголовного законодательства отнесено к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Таким федеральным органом в соот­ветствии со ст. 105 Конституции РФ является Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Тема работы актуальна, поскольку уголовный закон — это принятый Государственной Думой норма­тивный акт, содержащий систему уголовно-правовых норм, которые устанавливают принципы и основание уголовной ответственности, оп­ределяют, какие общественно опасные деяния являются преступле­ниями и какие наказания предусматриваются за их совершение, а так­же регламентируют основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Уголовный закон характеризуется рядом признаков.

Уголовный закон является федеральным законом. Уголовный закон действует на всей территории Российской Фе­дерации и обладает высшей юридической силой. Уголовный закон является единственным источником уголовного права. Уголовным законом в Российской Федерации является Уголов­ный кодекс РФ (ч. 1 ст. 1 УК).

Цель работы – исследовать задачи уголовного законодательства.

Задачи работы:

- рассмотреть понятие, принципы, источники и систему уголовного законодательства;

- охарактеризовать содержание задач уголовного законодательства;

- изучить проблемы уголовного законодательства.

ГЛАВА № 1. РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Понятие и принципы уголовного законодательства

Принципы — это наиболее общие, основополагающие идеи, исходные начала, которые положены в основу какой-либо тео­рии, доктрины, мировоззрения, вида деятельности.

Уголовно-правовые принципы, сформулированные в ст. 3—7 УК РФ, теснейшим образом связаны с уголовной политикой — совокупностью идей, взглядов, определяющих направление деятельности государства в области борьбы с преступностью. Принципы уголовного права формировались с процессе исто­рического развития этой отрасли права, осмыслены наукой и рекомендованы ею для непосредственного закрепления в нор­мах (положениях) уголовного закона — в УК РФ. Довольно долго принципы уголовного права не находили отражения в тексте уголовного закона, сохраняя свое значение как научные категории, признаваемые законодателем и правоприменитель­ной практикой как сгусток человеческого опыта. Хотя следует отметить, что не всегда смысл принципов уголовного права трактовался в точном соответствии с их содержанием, и более того — на некоторых этапах существования отечественного уго­ловного права общечеловеческий смысл его принципов офици­ально не признавался[1].

В настоящее время ситуация кардинально изменилась. Именно на основе принципов как наиболее общих, отражающих общечеловеческий опыт идей, сформулированы задачи россий­ского уголовного права как самостоятельной правовой отрасли, определены цели наказания и правила назначения конкретных видов наказания. Более того, можно утверждать, что все инсти­туты Общей части и нормы Особенной части уголовного права осмыслены наукой уголовного права и их содержание несет на себе отпечаток тех или иных уголовно-правовых принципов. В этом смысле принципы уголовного права (законодательства) имеют не только сугубо научное (методологическое), но и прак­тическое значение. Уголовный кодекс РФ, построенный на ос­нове научно обоснованных положений и принципов, в наиболь­шей степени способен обеспечить охрану прав и свобод челове­ка, защиту интересов общества и государства, а, в конечном счете — более высокую эффективность борьбы с преступностью.

Принципы уголовного права (законодательства) образуют целостную систему. Среди них нет более или менее значимых, все они в равной степени важны и их диалектическое взаимо­действие друг с другом учитывается законодателем при форму­лировании уголовно-правовых предписаний. В УК РФ сфор­мулированы следующие принципы: законности (ст. 3), равенст­ва граждан перед законом (ст. 4), вины (ст. 5), справедливости (ст. 6), гуманизма (ст. 7).

Принцип законности имеет два аспекта. Согласно ч. 1 ст. 3 УК РФ преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ. Здесь отражено содержание известного еще со времен римского права принципа nullum crimen, nullum poena sine lege (нет пре­ступления, нет наказания без указания о том в законе). Это оз­начает, что к уголовной ответственности может быть привлече­но только то лицо, которое совершило общественно опасное деяние, прямо запрещенное УК РФ. При этом наказание за преступление должно назначаться судом в пределах, установ­ленных уголовным законом на момент его совершения[2].

Второй аспект принципа законности связан с вопросом о применении уголовного закона по аналогии, т. е. использова­нии для привлечении к уголовной ответственности за совер­шенное лицом деяние нормы закона, которая хотя и не охваты­вает его полностью, но очень близка по содержанию с ним. По аналогии при отсутствии требуемого, по мнению суда, для разрешения конкретного случая нормативного предписания воз­можно применение норм в гражданском и гражданско-процес­суальном праве, так как это не связано с возложением на субъ­екта правовых отношений мер ответственности. Однако согласно ч. 2 ст. 3 УК РФ принцип законности исключает воз­можность применения по аналогии норм уголовного закона, даже в случае установления пробела в уголовном праве. Так, при абсолютном запрете в федеральном законодательстве в об­ласти здравоохранения клонирования человека (создания кле­ток-клонов человека) непосредственно в УК РФ ответствен­ность за клонирование человека не установлена. Следователь­но, применить норму об ответственности за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) к действиям лица, которое производит соответствующие опыты на территории России, нельзя, так как эта норма не охватывает такого рода противозаконные действия исследователей.

Восполнение пробелов в уголовном праве при их обнаруже­нии является прерогативой законодателя. Ни суд, ни прокурор, ни следователь или дознаватель не вправе признавать преступ­лением деяние, непосредственно не запрещенное в УК РФ, пу­тем использования даже весьма близкой по содержанию статьи кодекса. Более того, если даже уголовно-правовой запрет пре­дусмотрен нормами международного права (например, конвен­цией, пактом, договором, участником которых является Рос­сия), то необходимо учитывать, что международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредст­венно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотрен­ных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений национальным законом. Иными словами, суд не может непосредственно применить положение международного уголовного права об ответственности за те или иные преступные деяния, поскольку оно не нашло своего за­крепления в российском уголовном законодательстве — Осо­бенной части УК РФ. Поэтому в соответствии с постановлением Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрис­дикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[3] ме­ждународно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться судами России только в тех случаях, когда норма УК РФ прямо предусматри­вает необходимость применения международного договора Российской Федерации (таковы, например, ст. 355 и 356 УК РФ)[4].

Следовательно, устранение пробелов уголовно-правового регулирования и приведение российского уголовного законода­тельства в соответствие с требованиями международно-право­вых актов должны своевременно осуществляться законодатель­ной властью, после чего правоохранительные органы и суд по­лучат возможность применять установленные уголовным законом нормативные предписания.

Принцип равенства граждан перед законом означает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, нацио­нальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеж­дений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 4 УК РФ). Это в точности соответствует ст. 19 Конституции РФ, ст. 7 Всеобщей декларации прав челове­ка 1948 г., а также другим актам международного права.

В соответствии с принципом равенства перед законом при установлении в деянии лица основания уголовной ответствен­ности не принимаются в расчет ни его социальное положение, ни занимаемая должность, ни заслуги перед государством и об­ществом. Учитываются лишь общие признаки, которым долж­но отвечать совершившее это деяние лицо — возраст, по дости­жении которого возможно привлечение к ответственности, и способность осознавать социальный смыл своего поведения (вменяемость). Тем самым обеспечивается изначальное равен­ство всех лиц перед уголовным законом (как потенциальных его нарушителей).

Однако принцип равенства перед законом вовсе не означает абсолютно одинаковой ответственности всех тех, кто совершил однотипные преступления. Так, при возложении уголовной от­ветственности и назначении наказания суд учитывает пол ви­новного, его служебное и материальное положение, факт осуж­дения за совершение умышленного преступления в прошлом. Кроме того, закон устанавливает, что совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения, признается отягчающим обстоятельст­вом (п. «м» ч. 1 ст. 63 УК РФ), а несовершеннолетний возраст — обстоятельством, смягчающим наказание (п. «б» ч. 1 ст. 61 УК РФ). Более суровое наказание влечет совершение преступле­ния лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ), а также, если оно совершено родите­лем, педагогом или лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 150, ч. 2 ст. 151 УК РФ). Наказание в виде смертной казни и пожизнен­ного лишения свободы не может применяться к лицам, совер­шившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, женщи­нам, а также к мужчинам, достигшим к моменту вынесения при­говора шестидесятипятилетнего возраста (ст. 57, 59 УК РФ).

Такой дифференцированный подход к возложению уголов­ной ответственности нельзя признавать противоречащим прин­ципу равенства граждан перед законом, поскольку он в полной мере отвечает другому принципу уголовного законодательст­ва — принципу справедливости[5].

Согласно принципу вины(другое его название — принцип субъективного вменения) лицо подлежит уголовной ответствен­ности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отноше­нии которых установлена его вина (ч. 1 ст. 5 УК РФ). Объектив­ное вменение, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда (каким бы значительным он ни был), по рос­сийскому уголовному праву не допускается.

Этот принцип находит свое отражение в законодательном определении преступления, которое характеризуется как винов­носовершенное общественно опасное деяние (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Следовательно, уголовная ответственность не может быть возложена на лицо, причинившее весьма тяжкий вред правоохраняемым интересам, если оно при этом действовало невиновно, т.е. при отсутствии умысла или неосторожности.

Судебная практика твердо придерживается принципа вины, исключая ответственность даже в тех случаях, когда лицо свои­ми действиями невиновно причиняет смерть потерпевшему.

Из принципа вины (субъективного вменения) следует, что по уголовному праву возможна только личная (персональная) ответственность того, кто своими действиями (бездействием) причинил вред. Поэтому к уголовной ответственности может быть привлечено только лицо, которое само или совместно с другими лицами совершило преступление, и она не может воз­лагаться вместо виновного на других лиц (например, родителей, супругов).

Принцип справедливости согласно ст. 6 УК РФ означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, приме­няемые к лицу, совершившему преступление, должны соответ­ствовать характеру и степени общественной опасности преступ­ления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Соответствие назначаемого виновному лицу наказания опасности совершенного им преступления — одно из важней­ших положений уголовного права. Поэтому принцип справедливости, прежде всего, реализуется в процессе назначения судом наказания и применения иных мер уголовно-правового харак­тера (например, условного осуждения). Вместе с тем подлинная справедливость заключается не в назначении абсолютно равной меры наказания каждому из лиц, совершивших одинаковые преступления, а в том, чтобы в максимальной степени учесть обстоятельства совершения каждого отдельно взятого преступ­ления и личность виновного. Поэтому санкции статей Особен­ной части УК РФ не являются абсолютно-определенными (не содержат единственный вид наказания), а, как правило, уста­навливают несколько видов наказания, причем каждое из них всегда предусматривает нижний и верхний пределы.

Важно подчеркнуть, что свое развитие принцип справедли­вости получил в ст. 60 «Общие начала назначения наказания» УК РФ. Часть 3 этой статьи устанавливает, что при назначении наказания судом учитываются: характер и степень обществен­ной опасности (тяжесть) преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказа­ние, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

Таким образом, принцип справедливости в уголовном праве требует приоритетного учета при назначении наказания тяже­сти совершенного лицом преступления, а не его личности; об­стоятельства совершения преступления, признаваемые смяг­чающими или отягчающими наказание, должны учитываться судом наряду с характером и степенью общественной опасно­сти преступного деяния и не могут иметь решающего значения, сколь бы значимыми они ни были.

Сказанное означает, что принцип справедливости находит свое выражение как в установлении в санкциях статей Особен­ной части УК РФ видов и размеров наказаний, соответствую­щих тяжести преступлений, так и в требовании индивидуально­го подхода к каждому лицу, совершившему преступление, т.е. в индивидуализации уголовной ответственности и наказания, именно с учетом тяжести совершенного лицом преступления.

В ч. 2 ст. 6 УК РФ отражен важный аспект принципа спра­ведливости — невозможность повторного назначения наказа­ния за одно и то же преступление. В соответствии с этим в ч. 1 ст. 12 УК РФ установлено, что при совершении преступления гражданином РФ вне ее пределов, если он уже был подвергнут наказанию по закону иностранного государства, повторное привлечение его к ответственности исключается.

Принцип гуманизма, прежде всего, означает, что уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопас­ность человека. Гуманизм как этическая категория есть уважение человеческой личности в любых условиях и обстоятельствах, т.е. человеколюбие, забота о благополучии человека. Исходя из этого, принцип гуманизма в уголовном праве наряду с положением ч. 1 ст. 7 УК РФ включает требование минимизации уголовно-правовых мер, используемых для обеспечения защиты интересов личности, общества и государства от преступных посягательств. Иными словами, гуманизм требует не расширения сферы уголовно-правовой репрессии как средства борьбы с преступностью, а осторожного, сдержанного исполь­зования мер уголовного наказания в этой связи.

В то же время указание в ч. 1 ст. 7 УК РФ на обеспечение безопасности человека как на важный аспект уголовно-право­вого принципа гуманизма означает, что приоритетной задачей российского уголовного закона выступает охрана от преступ­ных посягательств человека, его жизни, здоровья, прав, свобод, законных интересов, собственности. Это полностью соответст­вует положениям Конституции РФ и ст. 2 УК РФ, в которой отражены задачи уголовного законодательства.

Подчеркнутое выражение принцип гуманизма находит в ч. 2 ст. 7 УК РФ, согласно которой «наказание и иные меры уголов­но-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физиче­ских страданий или унижение человеческого достоинства». С учетом этого в российском УК отсутствуют и не могут быть введены жестокие, мучительные и позорящие виды наказания.

Несмотря на то, что отдельные предусмотренные кодексом нака­зания являются весьма суровыми (например, смертная казнь, по­жизненное лишение свободы), принцип гуманизма, с одной сто­роны, ограничивает их использование в санкциях статей Особен­ной части (таковых имеется только пять — ч. 2 ст. 105, ст. 277, 295, 317, 357), а с другой — исключает применение к лицам, со­вершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, к жен­щинам, а также к мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора шестидесятипятилетнего возраста (ст. 57, 59).

Яркое отражение принцип гуманизма находит в нормах гл. 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» УК РФ. Так, вместо наказания к несо­вершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90), а при освобождении от наказания судом они могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреж­дения закрытого типа органа управления образованием.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовер­шеннолетним осужденным на срок не более десяти лет, а под­росткам, совершившим преступления в возрасте до шестнадца­ти лет, — на срок не свыше шести лет (если не совершено осо­бо тяжкое преступление).

Наказание в виде лишения свободы не может быть назначе­но несовершеннолетнему, который в возрасте до шестнадцати лет впервые совершил преступление небольшой или средней тя­жести, а также остальным несовершеннолетним, впервые совер­шившим преступления небольшой тяжести. Кроме того, при назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступле­ния низший предел наказания, предусмотренный соответствую­щей статьей Особенной части УК РФ, сокращается наполовину.

Наши рекомендации