В рядах чагатаидов устали от войн
Тимуровские хроники создают впечатление, что тогда Тимур снова был воодушевлен в стремлении к завоеваниям, в желании выполнить наконец завет Чингисхана. В его самом близком окружении, вероятно, также в кругу принцев, однако, больше не были готовы к тому, чтобы все снова и снова выступать в один поход за другим. Постепенно зрело сопротивление. В тимуридских источниках — это изменившийся характер Мираншаха и нашептывания его друзей, которые привели к ссоре с отцом. Ибн Арабшах, который, должно быть, в своем жизнеописании Тимура не обращает внимания ни на какую чувствительность тимуридов, рассказывает об одном письме Мираншаха к отцу, где осуждалась жажда Тимура к новым завоеваниям; совершенно откровенно сын говорил о том, что Тимур достиг старческого возраста; ему следует отказаться от руководства правительственными делами81. Это письмо было, вероятно, доставлено Тимуру во время похода в Индию.
Не только Мираншах, но и Пир Мухаммед в Ширазе, видимо, ополчился против господства неутомимого Тимура. Тот требовал от него, чтобы он подготовился с находящимися в его подчинении войсками к будущим походам. Однако Пир Мухаммед ссылался на болезнь и оставался в Ширазе. Он якобы даже планировал при помощи яда убрать с дороги неприятных людей, напоминающих ему о его обязанностях. Во всяком случае он был арестован преданными Тимуру эмирами и летом 1400 года привезен к его деду, который в то время воевал на территории Эрзерума. Снова были казнены ближайшие спутники непослушного принца, в то время как он отделался наказанием палками82.
Немного позже Тимур завоевал город Сивас; своему союзнику Мутаххартену дал он затем поручение охранять северные области Анатолии. Он сам повернул на юг и занял Эльбистан: ему чуть не удалось захватить беглых князей Кара Юсуфа и Ахмада Увай-са, когда он собирался брать штурмом крепость Ба-хасну недалеко от Аинтаба83; он стоял всего примерно в ста километрах севернее Алеппо. Казалось, нападение на Сирию пройдет без заминки. Но тут произошло нечто неслыханное; военачальники пришли к Тимуру и попросили временно прекратить военные походы! Нужно срочно набраться сил; едва успев вернуться из Индии, выступили на запад, теперь готовятся напасть на Сирию. Это совсем нелегкая борьба, так как страна защищена многочисленными, хорошо оборудованными крепостями. Мамлюкские войска, как известно любому, превосходно вооружены и испытаны в боях. Короче говоря, борьбу с мамлюкс-кой империей нельзя начинать, прежде чем воины достаточно не отдохнут и не устранят недостаток снаряжения и продовольствия. Здесь, на чужбине, этого не может произойти; чагатаидов нужно на продолжительное время отпустить на родину.
Мы не знаем, как Тимур усмирил недовольство своих военачальников и убедил их в правильности его целей. Тимуридские хроники сообщают, что он сослался на поддержку Бога, которая все еще выпадает на его долю; не от выдающегося военного снаряжения и не от хорошего физического состояния армии зависит это, а от духа, который ее вдохновляет, от желания победить .
ПАДЕНИЕ АЛЕППО
На мамлюкской стороне, вероятно, ничего не знали об этих событиях во вражеском войске. С ужасом услышали в Каире о кажущемся неудержимым продвижении Тимура. В середине сентября, говорят, Аинтаб пал; из города и прилегающих имений согнали людей и часть из них заживо сожгли, часть столкнули в ямы, которые до этого должны были вырыть сами жертвы. Вскоре после этого в Алеппо прибыла миссия Тимура, которая принесла обычное требование подчиниться. Наместник Алеппо велел убить послов и все силы приложил к тому, чтобы подготовить город к предстоящей осаде. Между тем в Каире закончились достаточно известные ссоры из-за необходимого количества денег, без которых нельзя было направить войско в Сирию. В ноябре посланник Чагатаидов добрался до Каира85. Послание Тимура, которое он должен был вручить, содержало подробное изложение политических целей завоевателя: после того как он однажды привел в порядок запутанные отношения в Мавераннахре и Хорасане, Иран тоже был умиротворен; мелких династий, которые причинили так много вреда той стране, больше не существует. Дружеские, благоприятные для торговли связи он хотел завязать после этого с Баркуком, но тот не пошел на такое предложение. Наоборот, тем убийством (вероятно, имеется в виду преступление в Ар-Рахбе) — Баркук спровоцировал военный поход, организованный с целью мести, который был отложен потому, что нужно было окончательно уничтожить неблагодарного Тохтамыша. Затем Тимур получил известие, что его внук Пир Мухаммед, во время наместничества которого пали Газни и Кабул, в Индустане и даже в Гуджарате одержал победу. Это обстоятельство требовало личного принятия решительных мер в Индии. Вернувшись, он начал строить необыкновенную великолепную мечеть в Самарканде, а затем предпринял поход на запад, который должен был смыть тот позор, который навлек на него Баркук. Под Реем он узнал о смерти Баркука и поэтому сначала прервал наступление, так как первая причина для военного похода, месть за смерть посла, со смертью султана отпала. Нельзя ли с легкостью устранить и вторую причину, плен Атламиса, благодаря чему избежали бы большого кровопролития? Фарадж не следует плохому примеру своего отца, а принимает совет Тимура отпустить пленного и приобрести вечную дружбу с Чагатаидами86.
В Алеппо, между тем, были собраны сирийские мамлюкские эмиры с их военными частями, всего около трех тысяч конников, из которых Дамаск при его наместнике Судумс поставил немногим более четверти конников. Вожди мамлюков не могли согласовать, какие шаги следует теперь предпринять, а Тимур этим воспользовался, раздувая ссору. Ловко сеял он среди них недоверие к алеппинцу Демирдасу; тот сам позвал его, Чагатаида, потому что страна была не защищена; если он хочет сохранить свой пост, он должен арестовать наместника Дамаска Судуна. Посланник Тимура, который вручил это послание, так компрометирующее Демирдаса, был убит Судуном, но хитрый Тимур внес смуту и недоверие в ряды своих врагов87.
Двадцать восьмого октября 1400 года войско Тимура начало смыкать кольцо вокруг Алеппо. Медленно, как бы робкими шагами и полные сомнений, подступали чагатаиды; сначала они окапывались за рвом, как будто боялись расположившихся в городе войск. Эти войска, вдохновленные колебанием врагов, со своей стороны заняли позицию перед воротами Алеппо. Несколько дней прошли в небольших стычках: даже население отваживалось подойти к стенам, чтобы понаблюдать за перестрелкой. Вдруг Тимур приказал дать сигнал к атаке. В панике все бросились обратно в город, всадники и пешие, солдаты и зеваки. У ворот, в узких переулках сотни людей затоптали насмерть, раздавили напиравшие сзади. Улицы были завалены горами трупов в человеческий рост. В неописуемой сумятице некоторые мамлюкские части разбежались, некоторые воины спаслись в крепости, среди них Демирдас и Судун. Город был брошен на произвол грабящих чагатаидов88.
Крепость Алеппо, настоящий шедевр, окружал широкий ров; склоны горы, на которой стояла крепость, были покрыты громадными каменными блоками; саперы нигде не могли начать свою работу. Тимур приказал осыпать гарнизон беспрерывно градом стрел, так что никто не отваживался выглянуть из-за стены. Этим он создал возможность спустить воду из рва и в удобном месте форсировать создание минного коридора. «Я, ничтожный», — рассказывает Шами89, — на пути в Хидшаз добрался до Алеппо и был взят в плен несколькими чагатаидами. Я наблюдал особенное зрелище, о котором хотел бы здесь сообщить. Я стоял на крыше напротив крепости и рассматривал господство создателя и смелость тех людей, как вдруг отворились ворота крепости, пять вооруженных мужественных воинов вышли и бросились на саперов. Когда те осознали опасность, они помчались на открытое пространство и уложили тех пять конников стрелами, стреляя снизу. Гарнизон крепости издал скорбный крик. Пять смельчаков обвязали себя канатами, концы которых держали мужчины в крепости. Они дернули теперь за канаты и подняли наверх тех пятерых, живых или мертвых, я не знаю. После этого никто больше не отваживался смотреть через отверстие башни, не говоря уже о том, чтобы выйти90. Наконец гарнизон крепости сдался, повинуясь требованию Тимура.
Судуна заковали в цепи, с Демирдасом, напротив, обращались предупредительно. Громадное количество ценного имущества, которое принесло туда население с начала боев для сохранности, попало в руки врагов. Пятнадцать дней, по другим источникам, в течение целого месяца, позволил Тимур своим обнищавшим войскам грабить Алеппо и окрестности; сообщается об их отвратительных зверствах. В конце он закрепил свой триумф пирамидами из черепов, которые велел складывать так, чтобы лица мертвых смотрели на проходящих мимо91. Хотя чагатаидам дали возможность отдохнуть в Алеппо недели — впервые после долгого перерыва была разбита палатка Тимура для аудиенции — и награбленным добром были заткнуты самые зияющие дыры в обеспечении, эмиры снова пошли к своему полководцу и указали на совершенно недостаточное снаряжение войска; они настоятельно советовали отступить к побережью Средиземного моря и провести там зиму, чтобы будущей весной отдохнувшими и укрепившимися частями начать битву с мамлюками. Тимур не дал ввести себя в заблуждение такими просьбами. Он приказал отойти в Хомс. Оттуда он взял курс не на Дамаск, ведущий через бесплодную страну, а двинулся с севера к равнине Бекаа и занял Баалбек. С удивлением описывает хронист Хафиз Абру, который находился в войске Тимура, гигантские каменные блоки античного города; без сомнения, это все могло быть только делом царя и пророка Соломона, которому служили джины92.
СТРАДАНИЯ ДАМАСКА
Двадцатого декабря 1400 года Тимур выступил из Баалбека на Дамаск. Его первой остановкой была могила, в которой, говорили, нашел вечный покои Нои . Султан Фарадж и его советники, между тем, пришли после долгой борьбы к мнению, что нужно в Сирии занять позицию для оборонительного боя. Уже в ноябре мамлюкские сановники вместе с верховными судьями и шейхом аль-Исламом на лошадях прошли через Каир и объявили священную войну Тимуру, «так как он завоевывал страны и добрался до Алеппо. Он убивал грудных детей у груди матерей, разорял дома, молитвенные места, мечети для молитв по пятницам, осквернял их, превращая в конюшни. А теперь он выступает против вас, чтобы разрушить вашу страну, убить ваших мужей и детей, угнать ваших женщин!» Под причитания населения был произведен смотр войскам, отряжаемым на войну. Еще больше, чем в Каире, люди в Дамаске были охвачены паникой, когда услышали о судьбе Алеппо. Они тащили все свое имущество в город, где, как они предполагали, будет безопасно; крепость была подготовлена к оборонительному бою; были устроены катапульты, уложены снаряды. Из Хамы прибывали с ужасающими известиями беженцы-мамлюки. Многие солдаты Дамаска хотели, подобно им, искать спасения в бегстве. Поэтому вышел указ: кто побежит, имущество его будет отдано на разграбление. Таковы были обстоятельства, в которых велись работы по улучшению укреплений в городе! Затем печальная весть, что крепость в Алеппо капитулировала! И одновременно — посланник Тимура, который призвал мамлюков Дамаска сдаться! Тогда заместитель коменданта — Су-дун же был в плену у Тимура — посчитал разумным оставить город. Но возбужденная толпа людей помешала ему в этом. «Никто не обнажит свое оружие! Город сдается Тимуру!» — выкрикивали в переулках. Главнокомандующий же крепости хотел выждать. Наконец спасительная весть из Каира: приближается султан со своими вооруженными силами! Прекратились разговоры о бегстве94.
Примерно за две недели до того, как Тимур выступил из Баалбека, египетское войско под командованием султана Фараджа уже дошло до Газы, ворот в Палестину. Там Фарадж посовещался с офицерами по вопросу тактики, которой нужно следовать. Один из них, Таджрибирди, отец летописца Юсуфа Таджри-бирди, порекомендовал султану оставаться в войсках под Газой. Дамаск — хорошо укрепленный город с достаточным количеством продуктов. Жителей и местные мамлюкские части нужно приободрить, чтобы они смогли терпеливо выждать. Даже если Тимур окружит город, он не сможет его взять. В его громадном войске слишком скоро почувствуют ощутимый недостаток во всем необходимом, и потом Тимур будет стоять перед выбором из двух зол: или он бросается со своими изнуренными войсками на отдохнувших солдат султана и терпит поражение, или снизойдет до позорного отступления. На Евфрате Фарадж сможет потом его догнать и уничтожить. Сам Тимур, когда узнал об этих планах после взятия Дамаска, высказался об этом вскользь95.
Но все это было слишком поздно для мамлюков, пре.жде всего для населения Дамаска, которому предстояли ужасные мучения, так как предложенная тактика не соблюдалась; эмира Таджрибирди оклеветали, будто он был сторонником Танама, и обвинили в предательских связях с Тимуром. Все же Фарадж назначил его наместником Дамаска, куда он незамедлительно отправился, чтобы руководить мероприятиями по защите города. Султан, напротив, совершенно спокойно продвигался вперед и добрался до Дамаска только двадцать третьего декабря; «его вступление в город было ужасным днем, потому что люди кричали в панике, плакали и молили бога о победе». Через несколько дней палаточный лагерь султана за городом был готов, ожидали нападения чагатаидов. Конная головная походная застава нападающих появилась внезапно, но была уничтожена мамлюками. Несколько врагов перебежали к султану и предупредили его о коварном и подлом ведении войны Тимуром. Кроме того, Фараджу сообщили, что тимуридский гарнизон Алеппо был разбит и уничтожен; затем тимуридское объединение под Триполи попало в ловушку и было забито населением камнями; впрочем, половина войск Тимура готова дезертировать. Очевидно, султан поверил всему этому и стал чувствовать себя в безопасности.
Но потом вдруг войско Тимура оказалось совсем близко от Дамаска, заняло позицию под деревней Катана и вынудило вскоре после этого султана начать битву, в которой левый фланг египетских войск был обращен в бегство. В следующие дни война ограничилась несколькими боями; большинство соединений обеих армий не покидали своих квартир. Кроме того, Тимур неоднократно предлагал султану переговоры об обмене пленными; он также снова потребовал выдачи Атламиса и обнадежил перспективой освобождения эмиров, которые попали в его руки в Алеппо. Серьезные переговоры, однако, не начинались, и, кажется, за это упущение должны были нести ответственность султан и его окружение, так как там были больше озабочены внутренними напряженными отношениями среди соперничающих клик, чем требованиями войны с Тимуром; победа Фараджа над Танамом, очевидно, еще долго не способствовала урегулированию размолвок среди мамлюкскнх руководителей. Чем дольше безрезультатно велись бои, тем больше разваливалось египетское войско. Двадцать девятого декабря исчезла большая группа высших офицеров: поговаривали, что они поспешили обратно в Каир, чтобы там возвести на престол другого султана. Девятью днями позже, в кочь на седьмое января 1401 года, Фарадж тоже исчез; более того, кажется, его даже вынудили уехать в Каир эмиры, которые оставались с ним. Офицеры и высокие сановники из управления сломя головубросили на произвол судьбы армию; некоторые высокопоставленные личности из Египта, судьи и эмиры, поспешили за ними, но в пути на них напали бедуины и ограбили. Свидетели сообщают, что повсюду валялось выброшенное оружие и оставленное снаряжение, так что было трудно прокладывать путь верхом через этот хаос, чтобы догнать султана. Этот неожиданный развал мамлюкской армии, естественно, заметили чагатаиды. Они нападали на спасавшихся бегством и многих взяли в плен; беспорядок достиг почти немыслимых размеров. Совершенно оборванные, изголодавшиеся, часто вообще раздетые, говорят, прибыли позже одиночные мамлюки султана в Каир, и высокие эмиры лишились своих воинских частей почти до последнего человека96. Поистине постыдное поражение, и это совершенно без серьезной борьбы!
А ведь мамлюки были хорошо информированы через перебежчиков о безнадежном положении у врагов со снабжением. Среди этих перебежчиков был Султан Хусейн, тимуридский принц. Эмиссару Тимура, который потребовал выдачи Султана Хусейна, продемонстрировали современное огнестрельное оружие, в надежде, что это произведет на него впечатление. Во время ответного визита мамлюкского посланника Тимур говорил о мире. Ему ничего другого не оставалось, так как в той области, где стояло его войско, уже давно все заросло травой. Чтобы дело не дошло до катастрофы, ему нужно было поменять месторасположение лагеря. Эту возможность решительной атаки мамлюки оставили неиспользованной97. Все это указывает на то, что в войске султана в те дни считали важнее нечто другое, а не войну против чагатаидов.
Итак, Дамаск с массой оставшихся в стенах города мамлюков низшего сословия был предоставлен самому себе. Беженцы из Алеппо, Хамы и Хомса пополняли ряды этих мамлюков. Как только наступил день того несчастливого седьмого января, войско Тимура двинулось в город, и разгорелась ожесточенная борьба, в которой защитники добились успеха; они не могли помешать тому, чтоб чагатаиды заняли и разграбили пригороды, знаменитые своим прибыльным садоводством. Тимур не преминул в это время посетить почитаемые там могилы двух жен Пророка и его чтеца молитв, абиссинца Билама. Затем он стал на постой в Аль-Каср-аль-Аблак, увеселительном замке султана98.
Что потом произошло и какая судьба постигла Дамаск, описывается в летописях по-разному. Тимуридские источники пишут, что жители были так запуганы случившимся за пределами города, что послали делегацию к Тимуру, которая должна была просить о мире99. Иначе в арабских сообщениях: чагатаиды просили назвать двух уполномоченных; эти уполномоченные пришли к Тимуру и должны были вести переговоры о перемирии. В этом предложении летописец Ибн Таджрибирди видит подтверждение планов его отца, отставленных египтянами в сторону100, и, пожалуй, поэтому настаивает на том, чтобы инициатива переговоров исходила от осаждающих. Ибн Халь-дун, свидетель, блокированный в Дамаске, пишет, напротив, о собрании судей и ученых-правоведов в медресе Адилия, в котором он сам принимал участие; там пришла в голову мысль попросить Тимура пощадить город и его жителей — предложение, которое не нашло одобрения у коменданта крепости. Неприятную миссию поручили ханбалиту Бурхан-ад-дин Муфлиху101, честолюбивому человеку, который владел языками персидским и тюркским102.
Тимур встретил его чрезвычайно предупредительно. Дамаск — город пророков и сподвижников Мухаммеда: как можно разрушать такой город? Нет, он его пощадит и жертвует деньги и товары, которые от него ускользнули из-за отказа грабить город, как милостыню от него и его сыновей. Причиной нападения на Сирию было будто бы только преступление алеп-пинского наместника. Он, как помнится, убил посланника Тимура103. Наместник теперь его пленник, и, таким образом, он, удовлетворенный, может пойти на уступку. По обычаю: жители стран, через которые он проезжает после заключения мира, преподносят ему подарки из девяти предметов104; именно этого он ждет и от жителей Дамаска перед своим уходом.
Результат переговоров с Тимуром был ужасающе многозначным. Безопасность только имелась в виду; его обещание, что он будет рассматривать добычу, от которой отказались он и его сыновья, как милостыню, было очень неопределенным и связывало только его и его родственников, но не многочисленных эмиров и их изголодавшиеся войска. Даже если у Тимура были честные намерения, будет ли он вообще в состоянии сдержать их страсть к грабежу, разжигаемую неприкрытой нищетой? И двусмысленной была также демонстрация уважения к «городу пророков и сподвижников». Тимур придерживается мнения, что сирийцы на заре ислама сильно провинились, потому что позволяли себе не оказывать необходимое уважение Мухаммеду и его родственникам. Уже в Алеппо в одной беседе, на которую Тимур пригласил к себе местных ученых, он упрекнул присутствующих, говоря, что неправильно почитать всех сподвижников Пророка; ведь это значит и тех, кто выступал против Али и его потомков. Когда один ученый позволил себе льстиво заметить, что он как-то читал в заметках на полях одной книги, что обоих первых халифов Омейядов, пожалуй, нужно проклинать, Тимур впал в ярость из-за такой отвратительной недобросовестности.
Легкомысленно подойти к вопросу об Алидах Тимуру было нельзя! Если ильхану Газану во сне являлся кузен и зять Пророка, чтобы побрататься с ним, то Тимуриды были убеждены в том, что Али сверхъестественным образом стал их предком! Как святой дух появился перед Мариеп в образе «красивого человека» (благочестивого?) и предсказал ей рождение Иисуса, так и Алап Кува, прародительница Чингисидов и линии Тимура, однажды забеременела от прозрачного «чистого света» сыном Али — «и она не была распутницей!» Это провозглашает надпись на саркофаге Тимура с намеком на рассказ о божьей матери в Коране (сура 19, стих 17 и 28)105. Дамаск, бывшая резиденция Омейядов, которые преследовали Алидов, имел все основания дрожать перед «господином счастливых обстоятельств». Замышлял ли он запоздавшую месть? Могилы Умм Хабибы и Умм Салямы, двух жен Пророка, находившиеся возле города, он нашел в плачевном состоянии во время своего посещения, состоявшегося несколько дней назад. Могилы не были так огорожены и не ухожены, как, по его мнению, они заслуживали; поэтому он сам дал приказ соорудить достойный памятник106. Ссылку на ранг города Дамаска поэтому нельзя было понимать как угрозу в адрес жителей, которые должны были вложить свою судьбу в его руки пересылкой подарков из девяти предметов по всей форме.
В Дамаске очень хорошо понимали, как тревожно было то, что должен был сообщить им Бурхан-ад-дин Ибн Муфлих. Но он закрывал глаза на опасности и направил все свое красноречие на то, чтобы убедить недоверчивых колеблющихся в мирной воле и добрых намерениях Тимура, и наконец склонил большинство к желаемому мышлению. Каждый, кто противился прекращению перемирия, выторгованного Ибн Муфлихом, достоин смерти, объявили жителям. Между тем к городской стене прибыл посланник Тимура, который потребовал передать подарки из девяти предметов. Вопреки возражению коменданта крепости Ибн Муфлих и некоторые сановники отправились в лагерь Тимура. Там их приветливо встретили и оставили на ночь. На следующий день они вернулись с письмом, в котором жителям Дамаска была гарантирована пощада. Ворота были окрыты для движения; тимуридский эмир занял там пост, чтобы воспрепятствовать проникновению в крепость не имеющих на то права чагатаидов. Партия, выступающая с Ибн Муфлихом за мир, ликовала и восхваляла Тимура и его благородные качества; наконец Тимур выбрал из их среды также представителей власти, которые отныне должны были нести ответственность за Дамаск. Ибн Муфлих с большим усердием взялся за задачу взыскать тот миллион динаров, которые потребовал Тимур в качестве вознаграждения за пощаду. Уже скоро ученый-правовед смогвручить эту громадную сумму завоевателю. Тот удостоил подношение лишь коротким взглядом, а затем дал волю своему гневу. Тысяча туманов, значит тысячу раз по десять тысяч динаров была договоренность! Ибн Муфлиха схватили и выставили из палатки для аудиенций; к нему приставили несколько эмиров, которые следили за его отчаянными усилиями собрать недостающие девять десятых.
От каждого жителя потребовали десять дирхамов; все владельцы земельных участков кроме этого должны были выплатить сумму, которая соответствовала доходам за трехмесячную аренду их участка. Была нужна грубая сила, чтобы собрать требуемую сумму. Из-за принудительных мер хозяйство в городе пришло в упадок; поэтому продукты едва доставлялись, так что цены неизмеримо росли. Кроме того, теперь чагатайские военные были передислоцированы в город; богослужение по пятницам должно было проводиться от имени привезенного Тимуром марионеточного хана. При взятии крепости разгорелись жестокие бои, в ходе которых были уничтожены целые кварталы. Когда наконец в одном из туннелей, сооруженных саперами, вспыхнул огонь, рухнули расположенные над ним стены к башни. Гарнизон не видел другого выхода, как передать ключи завоевателям. Сокровища, накопленные годами внутри крепости, попали в руки Тимура; войска, которые так долго оборонялись от могущественного врага, были распределены как пленные в победоносном войске.
Жадность чагатаидов к добыче была ненасытна. До самых убогих приборов заставляли они отдавать все оборудование, от которого отказались египтяне; все оружие, которое находилось в руках жителей Дамаска, было тоже собрано. После того как Ибн Муфлих и его помощники оказали и эту услугу, Тимур их арестовал и заставил нарисовать точный план города, посредством которого он распределил отдельные кварталы между своими эмирами. Со своими единомышленниками они напали на население, чтобы забрать у них последнее. Они избивали и пытали, подвешивали людей за ноги, «засовывали людям в нос куски ткани, заполненные мягкой глиной — каждый раз, когда истязаемый издавал стон, кляп проникал все дальше, почти до удушья! И если их жертва уже почти умирала, они убирали кляп, чтобы она немного отдохнула. А потом они начинали применять другие виды пыток, так что истязаемый завидовал товарищам, которые уже умерли... К тому же они хватали и жен, дочерей и сыновей и делили их... между собой. Затем истязаемый должен был смотреть, как они насилуют его жену или дочь, занимаются гомосексуализмом с его сыном. Истязаемый ревел от боли, сын и дочь кричали от стыда за то, что их изнасиловали. И все это днем на глазах у всех!»108. Давайте прекратим описывать зверства, которые были предвидимым результатом безответственного миролюбия Ибн Муфлиха!