Сравнение формационного и цивилизационного подходов
Подход | Достоинства | Недостатки |
(по мнению сторонников) | (по мнению критиков) | |
Формаци- | Он позволяет: | — многие народы не проходили в |
онный | — увидеть то общее, что было | своем развитии через все и даже |
в историческом развитии раз- | через большинство формаций; | |
личных народов; | — большинство процессов поли- | |
— представить историю чело- | тического, духовного, идейного, | |
веческого общества как единый | культурного порядка не могут быть | |
процесс; | без искажений и упрощений объ- | |
— установить определенные за- | яснены с чисто экономических по- | |
кономерности исторического | зиций; | |
развития общества; | — последовательное применение | |
— предложить определенную | формационного подхода неизбеж- | |
периодизацию всемирной исто- | но отодвигает на задний план роль | |
рии и истории отдельных стран | человеческого фактора, чело- | |
веческую деятельность; | ||
•т- недостаточное внимание уделя- | ||
ется своеобразию^ уникальности, | ||
неповторимости отдельных об- | ||
ществ и народов | ||
Цивили- | — позволяет глубоко изучать | — при своем последовательном |
зацион- | историю конкретных обществ и | применении ведет к тому, что стал |
ный | народов во всем их многообра- | новится невозможным взгляд на |
зии и специфике; | всемирную историю как единый | |
— ориентирует на изучение тех | процесс исторического развития | |
сторон общественной жизни, | человечества в целом; | |
которые обычно выпадают из поля зрения сторонников фор-мационного подхода {ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и да-); — ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека | создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; - сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества |
Формационный и цивилизационный подход к общественному развитию