Виды правовых норм чрезвычайно разнообразны.
Одно из оснований классификации – это деление правовых норм по отраслям права (нормы конституционного, гражданского, уголовного права и т. д.). Такая классификация имеет большое значение для отыскания толкования и учета юридических норм, а также для научно обоснованной кодификации законодательства, создания разного рода собраний нормативных актов.
По характеру регулирования можно выделить также нормы материального и процессуального права. Если нормы материального права определяют содержание прав и обязанностей, то процессуальные регулируют порядок, процедуру исполнения первого рода норм.
В зависимости от степени абстрактности сформулированного правила поведения нормы могут делиться на абстрактные и казуистические. Абстрактная норма регулирует конкретный вид отношений в целом, казуистическая – вид отношений в какой-либо конкретной части, и лишь совокупность таких норм способна урегулировать тот или иной вид отношений в целом (например, установление цен, разного рода сборов, налогов дифференцированно для различных регионов страны).
От того, насколько точно и определенно указаны в гипотезе фактические обстоятельства случая правовые нормы можно разделить на абсолютно-определенные и относителъно-определенные. В норме с определенной гипотезой условия ее реализации настолько ясны и очевидны, что в каждом случае применения нормы достаточно лишь констатировать их наличие (достижение определенного возраста и наличие трудового стажа для получения пенсии). В норме с относительно-определенной гипотезой наличие или отсутствие условий реализации нормы не является для всех очевидным и определяется в каждом конкретном случае компетентным органом. Здесь недостаточны только простая констатация и проверка таких условий, а нужно их официальное установление (например, крайняя незначительность нарушения должником обеспеченного залогом обязательства, а также явная несоразмерность размера требований залогодержателя и стоимости заложенного имущества – ч.2 ст. 348 ГК РФ, существенное нарушение договора – ч.2 ст. 450 ГК РФ).
По объему гипотез нормы права можно делить также на простые, ставящие их применение в зависимость от наличия одного определенного условия, и сложные, когда применение нормы зависит от двух или более условий. Имеются и нормы с так называемыми альтернативными гипотезами, которые ставят применение нормы в зависимость от наличия одного из двух или более условий.
Весьма важно деление правовых нормпо степени определенности их диспозиций на абсолютно-определенные, относительно-определенные и бланкетные. Нормы с абсолютно-определенной диспозицией точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон. Нормы с относительно-определенной диспозицией, устанавливая права и обязанности субъектов, дают им возможность при этом уточнять их в каждом конкретном случае, в пределах нормы проявлять инициативу, самодеятельность заинтересованных лиц и органов. Примером такого рода нормы может служить ч. 1 ст. 404 ГК РФ, устанавливающая, что, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.
Бланкетная норма называет в общей форме, какие правила необходимо исполнять. Что же касается конкретного содержания этих правил, то они даются в специальных нормативных актах отдельно от данной нормы. Такой нормой является, например, ч. 1 ст. 217 УК РФ, устанавливающая ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия. Бланкетные нормы обычно содержат ссылки на правила техники безопасности, ГОСТы, нормы естественной убыли и иные правила, подвергающиеся достаточно оперативному обновлению.
Правоохранительные нормы, содержащие юридические санкции, подразделяются на виды в зависимости от степени определенности их санкций. Абсолютно-определенные санкции точно указывают на меру воздействия, которую должен применить орган государства к правонарушителю (выговор, лишение воинского звания, принудительное взыскание долга и др.).Относительно-определенные санкциидопускают пределы применения государственными органами различных мер правового воздействия с учетом тяжести совершенного проступка (преступления), личности правонарушителя и других обстоятельств дела. Они либо содержат указание на минимум и максимум наказания, взыскания (например, от 3 до 5 лет лишения свободы), либо (а также наряду с этим) указывают на несколько видов наказания, взыскания, одно из которых может быть применено к правонарушителю (например, лишение свободы или исправительные работы). Последний вид относительно-определенной санкции нередко называют альтернативной санкцией. Существуют также так называемые кумулятивные санкции, которые допускают (или обязывают) применение к правонарушителям кроме основного также дополнительного наказания, взыскания (исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб, штраф с конфискацией имущества и т.п.).
Следующий вид классификации норм права – это деление их на основные (первоначальные), которые предусматривают общие исходные положения регулирования того или иного отношения, его принципиальную основу, и производные (конкретизирующие, развивающие, уточняющие исходные положения, регулирующие более конкретные, частные вопросы на основе и в рамках основных норм, формулируемых чаще всего в законах государства. Конкретизирующие нормы формулируются, в частности, в правительственных постановлениях, изданных на основе и во исполнение законов, в актах министерств, государственных комитетов и иных ведомств. В правовой системе имеются нормы, которые устанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений (нормы прямого регулирующего действия). Наряду с ними существуют также нормы, предусматривающие отмену ранее действовавших, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта (нормы вспомогательного действия). Они носят дополнительный, прикладной характер и действуют в тесном сочетании с нормами прямого регулирующего действия. Правовые нормы различаются такжев зависимости от органа, их издавшего (нормы закона и нормы подзаконных актов; федеральные нормы и нормы субъектов Федерации; нормы, издаваемые органами местного самоуправления; нормы, содержащиеся в законах РФ, указах Президента РФ, постановлениях Правительства, актах администрации предприятий и учреждений и т.д.). | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
В зависимости от действия в пространстве нормы делятся на нормы общего действия, действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органа, издавшего данную норму, и нормы местного действия, которые распространяют свою силу на определенную, указанную в самом акте местность (например, на районы Крайнего Севера, на Нечерноземную зону и т.д.).
По действию во времени различаются нормы постоянного действия и временные, причем действие последних может быть ограничено либо указанным в законе сроком (например, в течение года), либо же конкретным событием (например, до окончания военных действий); вступающие в действие автоматически или в определенный указанный в акте срок; нормы, имевшие обратную силу и не имеющие таковой.
По действию норм права по кругу лиц они разделяются на общие (касаются или всех граждан, или всех органов и организаций, всех юридических лиц), специальные, распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц, органов, организаций (например, на работников милиции, пенсионеров, федеральное министерство и т.п.), и нормы, касающиеся конкретного субъекта права (например, Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и т. д.).
Имеет большое значение деление правовых нормпо характеру правил поведения на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие определяют правомочия граждан и других участников общественных отношений, установленные в законе возможности действовать определенным образом. Обязывающие нормы возлагают на субъектов права обязанности совершать какие-то положительные действия. Это предусмотренная законом необходимость активного поведения. Запрещающие нормы устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые вредны обществу. Выделяются в особый вид так называемые поощрительные нормы (например, правила выплаты премий), используемые для поощрения добросовестного и продуктивного труда, воспитания граждан на положительных примерах, распространения передового опыта. Имеются в системе права также и диспозитивные нормы (восполнительные), под которыми обычно понимаются правила, дающие сторонам регулируемого отношения возможность самим определять путем заключения договора права и обязанности. Если же стороны не определили их, то такая норма восполняет пробелы в волеизъявлении сторон. Так, ч.1 ст. 134 ГК РФ определяет, что действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное. Обычно диспозитивные нормы, характерные в первую очередь для гражданского права, противопоставляются императивным (категорическим) нормам – повелительным, строго обязательным предписаниям. | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Способы изложения правовых норм в нормативных правовых актах. | | | | | | |
| |
Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта – форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьёй нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Излагая правило поведения, законодатель может: – все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; – в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; – элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; – элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов. По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта: 1) прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта; 2) отсылочный (ссылочный) способ, имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта (примером такого способа могут служить нормы УК РФ, которые содержат ссылки на другие статьи – это, в частности, ст. 139 «Нарушение неприкосновенности жилища»); | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимается под нормой права?
2. Назовите признаки нормы права.
3. Из каких элементов состоит структура нормы права?
4. Каковы способы изложения норм права в статьях нормативных актов?
5. Что такое поощрительные нормы права?
Вопросы к семинарским занятиям.
1. Понятие и признаки нормы права.
2. Отличие правовой нормы от индивидуальных правовых предписаний.
3. Структура нормы права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Связь элементов структуры правовой нормы.
4. Классификация норм права.
5. Соотношение нормы нрава и статьи нормативного правового акта.
6. Способы изложения правовых норм в нормативных правовых актах.