Механизм государства и разделение властей. Теория разделения властей

Единство и разделение являются важнейшими принципами организации государственной власти, это те определяющие начала, на которых основывается система государственной власти. Государственная власть характеризуется, прежде всего, единством. Единство государственной власти выражается в её целостности, то есть власть выражается в её целостности, власть в государстве представляет собой нечто единое целое. В государстве не может существовать две, три и более различных государственных властей. Государственная власть в обществе, в государстве одна, хотя осуществляется она довольно часто не одним, а многими государственными органами. В древних и средневековых государствах единство государственной власти связывалось обычно с властью монарха – личность которого нередко обожествлялась. В государствах нового и новейшего времени единство государственной власти чаще всего связывается с тем, что источником и носителем государственной власти признается народ – который осуществляет свою власть либо непосредственно, либо через выборные органы. Принцип единства государственной власти на практике нередко гипертрофируется – это имеет место тогда, когда вся полнота государственной власти сосредотачивается в руках одного лица или органа. При такой организации государственной власти как правило происходит узурпация государственной власти и устанавливается либо диктаторский либо тиранический режим. Другим важнейшим принципом государственной власти является разделение государственной власти (разделение властей). Теоретическое обоснование принципа разделения властей получил в 17-18 веках как средство борьбы с абсолютизмом и как средство обеспечения свободы. Первый выдвинул идею англичанин Джон Локк – он первый предложил разделить государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и федеративную. Позднее эту идею развил французский Мыслитель Шарль Монтескье. Монтескье предложил разделить единую государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. При этом Монтескье отдавал лидерство законодательной власти. В последующем идея получила свою практическую реализацию во многих государствах: в США и Франции. Суть принципа разделения властей состоит в том, что единая государственная власть подразделяется как правило на 3 относительно самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на основе системы сдержек и противовесов. Несмотря на действие принципа разделения властей и выделение относительно самостоятельных ветвей государственной власти, государственная власть по-прежнему сохраняет своё единство, поскольку деятельность всех ветвей власти должна быть сбалансирована и осуществляется в тесном взаимодействии.

Вопрос

Основным элементом механизма является орган государства. Это его первичное звено. Государственный орган - это звено механизма государства, действующее на основе соответствующего нормативного акта во взаимодействии с иными его звеньями в реализации функций государства в рамках установленных полномочий.

Следовательно, основными признаками органа государства являются следующие.

1. Любой орган государства обладает своей предметной, самостоятельностью.

2. Каждый государственный орган образуется на основании конкретного нормативного акта (распорядительного, договорного и т.д.).

3. Действует как определенное звено единого государственного аппарата во взаимодействии с его иными элементами.

4. Являясь элементарным звеном единого государственного аппарата, он может и сам состоять из собственных подразделений, действующих для достижения единой цели, стоящей перед государственным органом.

5. Каждый государственный орган имеет свою компетенцию, т.е. конкретный объем регулирующих полномочий. Компетенция государственного органа - это определенный синтез его прав и обязанностей, которыми он наделяется при его создании (или уточняются впоследствии) уполномоченными на то лицами и органами. Компетенция обычно определяется в нормативном документе, на основании которого действует государственный орган.

6. Для реализации присущей ему компетенции государственный орган наделяется необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (помещение, оборудование и т.п.).

7. Компетенция государственного органа реализуется через деятельность особой категории лиц - государственных служащих, т.е. должностных лиц различного ранга, обладающих соответствующими властными полномочиями, исполняемыми посредством издания актов, организационной деятельности и т.д.

Вопрос

Классификация государственных органов возможна на основе различных критериев.

1. По способу возникновения органы государства подразделяются на первичные и производные. Первичные - это те, которые возникают в силу избрания и, соответственно, получения полномочий непосредственно от избирателей (например, парламенты в республиках). К ним же причисляют и возникающие в порядке наследования в наследственно-монархических странах. Таким образом, их объединяет то, что они никем не создаются. Производные же органы создаются указанными первичными органами государства. Это и исполнительные, и многие другие государственные органы (прокуратура и т.п.).

2. По задачам в системе органов государства выделяют а) законодательные; б) исполнительные и в) судебные. Эта известная триада властей, выдвинутая одним из первых Ш. Монтескье, сегодня многими дополняется еще одной - контрольно-надзорной.

Законодательные органы. Они образуются путем выборов (кроме монархий), осуществляют законотворчество, в т.ч. принимают бюджет, формируют правительство и контролируют его деятельность и т.д.

Исполнительные органы. К ним относятся, как правило, главы государств, правительств, министерств и ведомств, главы региональных органов управления (губернаторы и т.д.). Эти органы формируются различными путями: через выборы (президенты), посредством назначения (правительство), в конкурсном порядке (так замещаются ряд чиновничьих должностей). Основная задача - исполнение законов, в т.ч. и путем издания собственных подзаконных актов.

Судебные органы. Их главная задача - осуществление правосудия. Суды формируются путем избрания (непосредственно населением либо представительным органом) либо назначения (президентом). Правосудие осуществляется судами через разрешение дел (споров). С соблюдением при этом материально-правовых и процессуальных норм.

Контрольно-надзорные органы. Их выделение в науке не считается бесспорным. Тем не менее, в некоторых странах их существование не вызывает сомнений. К их числу относятся органы конституционного надзора, уполномоченные по правам человека (омбудсмэны), прокуроры и т.д. Их деятельность состоит в проверке соответствия действий и актов государственных органов (учреждений, предприятий), должностных лиц, с точки зрения законности, а иногда и обоснованности (т.е. целесообразности). О выявленных нарушениях докладывается соответствующему органу (парламенту, правительственным органам и т.п.). В некоторых странах они уполномочены давать указания (предписания) об устранении выявленных нарушений и даже привлекать, например, к материальной ответственности виновных должностных лиц.

Вопрос

Право — это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

«Право — есть искусство добра и справедливости» — РП.

Признаки права — это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе:

Современный российский правовед С.С. Алексеев рассматривает право в трех аспектах:

общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений — реалии, с которыми человек сталкивается в своей практической жизни;

особое сложное социальное образование, такое же, как государство, искусство, мораль;

одно из проявлений жизни людей.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях:

социально-правовые притязания людей — право человека на жизнь, право народов на самоопределение — обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами;

система юридических норм — право в объективном смысле -нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц;

официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация — право в субъективном смысле, т.е. право, принадлежащее отдельному лицу — субъекту права;

система всех правовых явлений — синоним — термин «правовая система» (анг­лосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы).

Сложилось несколько походов к пониманию права:

нормативный (узкое понимание права) — право — система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и контролируемых им — отождествление права и закона;

нравственный (философский; широкое понимание права) — право — идеологическое явление (идеи, принципы, идеалы), отражающие концепции справедливости, свободы человека и формального равенства людей (право и закон могут не совпадать). Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат его естест. неотъемлемым правам, тогда они составляют право;

социологический (широкое понимание права) — право - не то, что задумано и записано законодателем, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности (право не сводится к закону); право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. Законодатель не создает норму права, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике;

психологический — право — не реальность, а комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Единственный источник права — индивидуальное сознание.

Признаки характеризуют право как понятие;

Свойства характеризуют право как реальное явление.

Признаки права — это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе.

Право — система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Свойства (признаки) права:

1. Нормативность — право представлено нормами (образец, правило поведения); имеет нормативный характер. Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они определены в соответствии с действующими нормами. В результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Специфика нормативности права — право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.

2. Интеллектуально-волевой характер права — право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права: право — форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.

3. Обеспеченность исполнения возможностью государственного при­нуждения — если предписания не исполняются добровольно, то компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представ­ляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность, обеспеченность «будущего».

Государственное принуждение реализуется в двух направлениях:

обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба);

в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф).

4. Формальная определенность — правовые нормы точно, в деталях отражают требования, предъявляемые к поведению людей. Формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам (корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нор­мативных актах, религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах). В перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.

Нормы права официально закрепляются в законах, иных НПА, которые подлежат единообразному толкованию:

в прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел;

в обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

5. Системность — право есть упорядоченная внутренне согласованная система норм; сложное системное образование. В настоящее время особую значимость приобретает деление его на три элемента:

— естественное право (состоящее из социально-правовых притязаний, содер­жание которых обусловлено природой человека и общества). Важнейшая часть естественного права — права человека (возможности, которые общество и госу­дарство способны обеспечить каждому гражданину);

— позитивное право (законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-право­вые притязания граждан, организаций, социальных групп);

— субъективное право (субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя).

Сущность — главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, раскрывающая его природу и назначение в жизни общества (чью волю и интересы оно выражает).

Марксистская наука — право — социально-классовый регулятор общественный отношений — классовые интересы господствуют над общенародными; методы принуждения, насилия, подавления;

Право — механизм управления делами общества — методы компромисса и согласия;

В реальной жизни — право выражает волю того класса, который находится у власти; является инструментом социального регулирования, обеспечивает функционирование общества как единого социального организма.

Вопрос

Наши рекомендации