Перечислите виды правовых статусов субъектов правоотношений
Виды: общеправовой (гр-н ) специальный (студент) индивидуальный (паспорт)
Правовой статус – это основанная на правосубъектности система взаимосвязанных прав, свобод, льгот, ограничений, обязанностей и ответственности субъектов (юридически закрепленное положение).
Виды правового статуса:
1) в зависимости от принадлежности лица к тому или иному гражданству;
2) различают отраслевые правовые статусы (гражданско-правовой, административно-правовой и др.);
3) различают правовой статус нарушителя и правовой статус гражданина с правомерным поведением;
4) - общий правовой статус (конституционный) - это совокупность право- и дееспособности, необходимых для возникновения конкретных правоотношений, а также общих прав и обязанностей, реализация которых не порождает конкретные правоотношения (свобода слова, обязанность исполнять законы и другое). Он в принципе един для всех граждан. Каждый субъект права обладает общим правовым статусом (стабильный и постоянный).
- индивидуальный правовой статус - это совокупность правоотношений, стороной которых выступает то или иное лицо. Такой статус различен для конкретных индивидов (динамичный, постоянно изменяется).
- специализированный правовой статус - это совокупность прав и обязанностей определенной категории субъектов (пенсионеры, военнослужащие, лица с высшим медицинским образованием и другие).
Государство и партия в политической системе России.
В юридической литературе принято различать политическую систему в широком и в узком смысле. В широком смысле политическая система общества – это комплекс социальных взаимосвязей, складывающихся по поводу осуществления политики. Это система институтов и норм, в рамках которых осуществляется политика.
Элементами политической системы в широком смысле выступают политические институты материальные и идеологические, а также социальные нормы, регулирующие деятельность этих институтов (политические, моральные, корпоративные, юридические).
Политическая система в узком смысле – это система субъектов политических отношений, иначе еще ее называют политической организацией общества.
Элементамиполитической организации общества являются государство, общественные объединения, отдельные граждане.
Государство как элемент политической системы общества отличается определенным своеобразием, благодаря которому оно занимает особое место в политической системе.
1) само государство является системным образованием, включающим в себя более мелкие элементы: государственные органы и государственные организации. Последние отличаются от государственных органов (рассмотренных выше) тем, что не обладают государственно-властными полномочиями.
2) только государство является единой политической организацией, власть которой распространяется на все население страны в пределах государственной территории.
3) только государство обладает суверенитетом как внутри страны, так и за ее пределами.
4) только государство, выступая официальным представителем всего общества, выполняет общесоциальные функции.
5) только государство может обеспечить реализацию политической воли, используя при этом легализованное принуждение.
Партии являются структурным политическим элементом политической системы РФ (совокупность государственных, партийный и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны).
Характерным признаком партий является их прямая связь с политикой, активное воздействие на нее. Цель создания и функционирования – непосредственно политическая. Она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества; в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе; в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь.
Государство занимает особое место в политической системе РФ: самая массовая и широкая организация; как официальный представитель общества, является собственником основных орудий и средств производства; располагает специальным аппаратом, представляющим собой совокупность разнообразных органов и организаций, взаимосвязанных едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством; располагает разветвленной системой юридических средств, дающих ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и эффективно воздействовать на се общественные отношения; облает суверенитетом.
Действие права.
Действие права — это действие составляющих его разнообразных норм, которые в официальной форме выражены в различных нормативно-правовых и иных правоустановительных актах. Действие этих актов и установленных в них правовых норм имеет свои пределы, определяемые временными и территориальными границами такого действия, а также рамками объектов нормативно-правовой регуляции и кругом адресатов соответствующих норм права. Эти характеристики пределов действия норм права официально закрепляются в соответствующих нормативно-правовых актах. Действие во времени определяется периодом времени от момента вступления нормативно-правового акта (и содержащихся в нем норм) в силу до момента ее утраты.
Время вступления в законную силу разных нормативно-правовых актов определяется различными способами:
1) временем принятия акта,
2) временем, которое указано в самом акте или в специальном акте о введении в действие данного акта,
3) временем официального опубликования акта или
4) по истечении определенного времени после официального опубликования акта.
По общему правилу, если иное не установлено в самих нормативных актах, в РФ законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования; нормативные акты Президента и Правительства РФ — по истечении 7 дней после их официального опубликования; нормативные акты министерств и ведомств внутриведомственного характера — с момента их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а акты общего значения, подлежащие официальной публикации, — по истечении 10 дней после их официального опубликования.
Многие нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ предусматривают их вступление в силу с момента принятия или официального опубликования акта. Со дня ее официального опубликования вступила в силу и Конституция РФ. Момент утраты силы нормативного акта определяется: 1) да той истечения срока действия временного акта, если этот срок не продлевается; 2) датой отмены акта; 3) датой вступления в силу нового акта, включающего в себя предмет регуляции прежнего акта.
По общему правилу, нормативные акты (и содержащиеся в них нормы) не имеют ни обратной силы, т.е. не распространяются на отношения, возникшие до момента их вступления в силу, ни последующей силы, т.е. после момента их отмены полностью теряют свою силу. Однако допускаются некоторые исключения из этого общего правила, и в ряде случаев в законодательном порядке может быть признана обратная или последующая сила того или иного акта (и соответствующих его норм).
Так, обратной силой, как правило, наделяются нормативно-правовые акты, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность. Действие нормативных актов в пространстве определяется той территорией, на которую распространяется действие нормативно-правовых актов данного государства. Действие нормативных актов по кругу лиц определяется составом всех тех субъектов права, которым адресованы требования данного акта (его норм).
По общему правилу, под действие нормативно-правовых актов подпадают все лица (физические и юридические лица, должностные лица, граждане, иностранцы и лица без гражданства), находящиеся в пространстве действия соответствующего акта. Адресатами некоторых норм (и актов) являются специальные субъекты, т.е. не все лица, а лишь определенная категория лиц, характеризуемых особыми признаками (например работники химической промышленности, ветераны труда, жители Крайнего Севера, субъекты налогообложения, должностные лица, лица призывного возраста, годные к военной службе, и т.д.).