Защита прав лиц, содержащихся в учреждениях и органах УИС
Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ осуществляется по следующим направлениям:
– защита прав граждан на жизнь;
– защита права на жизнь и здоровья военнослужащих по призыву;
– защита прав вынужденных переселенцев;
– решение проблем граждан иностранных государств, ищущих убежище в Российской Федерации и др.
В УИС им выделяются следующие недостатки. Это жалобы на условия содержания, а также на нарушение прав на охрану здоровья и медико-санитарное обеспечение, применение недозволенные и противозаконные методы воздействия на осужденных, отсутствии единообразного подхода к признанию осужденного не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания. Уполномоченный выступает за более активное применение альтернативных видов наказания не связанных с лишением свободы.
«В адрес Уполномоченного поступило около 3 тыс. письменных обращений лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания (ИВС) органов внутренних дел, следственных изоляторах (СИЗО), тюрьмах и других исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), медицинских учреждениях закрытого типа. Свыше трети поступивших обращений содержали жалобы на незаконные действия сотрудников исправительных учреждений, такие как избиения, пытки, необоснованное применение специальных средств и методов и др. Жалобы на условия содержания, а также на нарушение прав на охрану здоровья и медико-санитарное обеспечение составили чуть менее 20 % от всех поступивших обращений. Примерно в трети случаев заявителям были даны аргументированные разъяснения. Все остальные обращения были признаны требующими вмешательства Уполномоченного. По итогам проверок нашли свое подтверждение факты, изложенные в каждой пятой поступившей жалобе.
Одна из серьезных проблем состоит в том, что медицинская служба уголовно-исполнительной системы находится вне сферы медицинского контроля по линии профильного ведомства – Минздравсоцразвития России. Находясь в прямом подчинении руководителей исправительных учреждений, медицинские работники уголовно-исполнительной системы сталкиваются с трудностями при выполнении возложенных на них задач по охране здоровья осужденных.
После выхода приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» могло сложиться впечатление, что Минздравсоцразвития России взяло на себя ответственность за состояние дел с медицинским обеспечением в уголовно-исполнительной системе. На деле же в этом министерстве пока нет даже структурного подразделения, курирующего медицинскую службу уголовно-исполнительной системы.
Еще одной из острых проблем на протяжении нескольких лет деятельности уголовно-исполнительной системы является комплектование подразделений личным составом, особенно рядовым и младшим начальствующим составом. Одной из главных ее причин является низкий уровень заработной платы сотрудников. Работа со спецконтингентом сопряжена с большими физическими, психологическими и моральными нагрузками, риском для здоровья и жизни, как самих сотрудников, так и для членов их семей. При таком неоправданно низком уровне оплаты, даже с учетом предоставляемых по законодательству льгот, служба в уголовно-исполнительной системе не является привлекательной и престижной, что затрудняет обеспечение требуемого качественного уровня личного состава, осуществление конкурсного отбора кандидатов на службу
Вопросы для самоконтроля:
1. Расскажите об истории становления и развития института Уполномоченного по правам человека в РФ.
2. Как развивалась правовая база данного института?
3. В чем заключается роль Уполномоченного по правам человека в РФ в системе защиты прав человека?
4. Раскройте основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в уголовно-исполнительной системе.
Контрольные тесты по теме.
Какие жалобы не рассматривает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации?
1) Жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
2) Жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3) Жалобы иностранных граждан, находящихся на территории РФ.
4) Жалобы, принятые к рассмотрению Уполномоченным по правам человека в субъекте РФ.
Укажите, кто в настоящее время является Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации?
1) О.О. Миронов.
2) С.А. Ковалев.
3) В.П. Лукин.
4) П.А. Лаптев.
Кому не направляет ежегодный доклад о своей деятельности Уполномоченный по правам человека в РФ?
1) Министерству юстиции Российской Федерации;
2) Президенту РФ.
3) Правительству РФ.
4) Совету Федерации РФ.
5) Высшему Арбитражному суду РФ.
В какие сроки администрацией направляются жалобы лиц, содержащихся под стражей, адресованные Уполномоченному по правам человека?
1) В течение одного рабочего дня, установленного Трудовым законодательством.
2) В течение 24 часов.
3) В течение 48 часов.
4) В течение 3 суток.
Кем избирается Уполномоченный по правам человека в РФ?
1) Президентом РФ;
2) Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
3) Государственной Думой Федерального Собрания РФ.
4) Представителем РФ при Европейском Суде по правам человека.
5) Председателем Конституционного Суда РФ.
6) Генеральным прокурором РФ.
Т Е М А 4