Духовная жизнь общества 17 страница

Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы, кото­рые не обладают какой-либо политической самостоя­тельностью, хотя в хозяйственной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть доста­точно широки. Государственный аппарат унитарного государства представляет собой единую структуру на всей территории страны. Компетенция высших госу­дарственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов. Гражданство унитарного государства — единое, ад­министративно-территориальные образования собст­венного гражданства не имеют. В унитарном государ­стве функционирует и единая система права. Сущест­вует одна конституция, нормы которой действуют на всей территории страны без каких-либо изъятий. Местные органы власти обязаны применять все нор­мативные акты, принимаемые центральными орга­нами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на соответствующую территорию. Единая судебная сис­тема осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы унитарного государства - звенья единой централизованной системы. Налого-вал система унитарного государства — одноканаль-ная: налоги поступают в центр, а оттуда распределя­ются по регионам. Среди современных государств унитарными являются Франция, Швеция, Турция Египет и др.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий. Автономия — это внутреннее самоуправление районов государ­ства, отличающихся географическими, националь­ными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португа­лии). В некоторых странах, где национальности про­живают не компактно, а разрозненно, создаются на­ционально-культурные автономии. Такие автономии носят экстерриториальный характер. Представители определенной национальности создают свои выбор­ные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультиру­ются при решении вопросов, касающихся языка, бы­та и культуры.

Другой формой государственного устройства яв­ляется федерация, представляющая собой сложное союзное государство, возникшее в результате объеди­нения ряда государств или государственных образо­ваний (субъектов федерации), обладающих относи­тельной политической самостоятельностью.

Территория федерации включает в себя террито­рии субъектов федерации, которые имеют собствен­ное административное деление. Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. В федерации су­ществуют два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отра­жает интересы субъектов федерации и при ее фор­мировании используется принцип равного предста­вительства всех субъектов федерации вне зависимос­ти от численности населения, проживающего на их территории. Гражданство федерации — двойное: каж­дый гражданин — гражданин федерации и соответ­ствующего субъекта федерации. Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов феде­рации. Последние имеют право принятия собствен­ной конституции. Установлен принцип иерархии за­конов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодатель­ству.

Наряду с федеральной судебной системой субъек­ты федерации могут иметь собственные суды. Феде­ральная конституция устанавливает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства. На­логовая система федерации — двухканальная: наря­ду с федеральными налогами, поступающими в фе­деральную казну, существуют и налоги субъектов федерации. Федеративным государственным устрой­ством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и

др.

Среди федеративных государств выделяют нацио­нально-государственные и административно-терри­ториальные. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его созда­ние предопределяют национальные факторы. Субъ­екты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку (частично в Российской Федерации). В основе же административно-террито­риальной федерации, как правило, лежат экономиче­ские, географические, транспортные и иные террито­риальные факторы (ФРГ, США и др.).

Различают также договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как ре­зультат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возни­кают как результат трансформации унитарных госу­дарств или договорных федерации, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из

состава федерации (право сецессии). Сецессия – это односторонний выход субъекта федерации из ее со­става. В абсолютном большинстве современных феде­раций это право конституционно не закреплено (иск­лючение составляет Эфиопия). Однако по Конститу­ции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990—1991 гг.

Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства — конфеде­рацию. Однако формально она не является государ­ством. Конфедерация — это постоянный союз суве­ренных государств, созданный для достижения ка­ких-либо общих целей.

Конфедерация не имеет собственной террито­рии — она состоит из территорий входящих в ее со­став государств. Субъекты конфедерации представ­ляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава. Конфеде­рация образует центральные органы, которые на­делены полномочиями, делегированными им госу­дарствами — членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входя­щими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих госу­дарств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют не­посредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами. Граж­данство конфедерации отсутствует: каждое государ­ство-член имеет свое гражданство. Отсутствует и еди­ная судебная система. Бюджет конфедерации форми­руется из добровольных взносов государств — членов конфедерации, налоги отсутствуют. Последней кон­федерацией была Сенегамбия в 1981—1988 гг.

В последние десятилетия в мире возникло мно­жество форм экономического, политического, куль­турного и иного объединения государств: содружест­во, сообщество и др. К их числу относится Европей­ский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем — просто Сообществом. В резуль­тате усиления интеграционных процессов это объ­единение эволюционирует в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом про­странстве возникло Содружество Независимых Госу­дарств (СНГ). Еще одним примером надгосударствен-ного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний. Оно образовалось после Второй мировой войны в ре­зультате распада Британской империи.

  1. Политико-правовой режим

Политико-правовые режимы по степени политиче­ской свободы личности и соблюдения государством ее прав и свобод делятся на демократические и антиде­мократические .

Термин «демократия» греческого происхождения. В буквальном переводе он означает «власть народа». Первые демократические формы политической жиз­ни появились еще в древности: ученые говорят о су­ществовании первобытной, или общинной, демокра­тии в ранний период истории человечества. Демокра­тия была хорошо известна и в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим). Классическим об­разцом античной демократии считаются Афины. Расцвет афинской рабовладельческой демократии приходится на V в. до н.э. и связан прежде всего с именем Пернкла. В европейском средневековье также неоднократно возникали демократические города-государства (например,Новгород, Венеция, Генуя, и др.).

В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим (иног­да говорят о политической системе, форме государст­венно-политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом влас­ти. Основными чертами демократического режима являются: формирование органов власти выборным путем, свобода деятельности различных субъектов политической жизни, признание и гарантирова­ние государством политических прав и свобод лич­ности.

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одно­го человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

Тоталитарный режим — это политический рг-жим, претендующий на полный контроль над лич­ностью со стороны, государства. Западные полито­логи (3. Бжезинский и К. Фридрих) выделяют следу­ющие признаки тоталитарного режима:

1) наличие единственной массовой партии, факти­чески сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором; обо­жествление лидера, его пожизненная несменяемость;

2) наличие официальной, господствующей в обще­стве тоталитарной идеологии (коммунизм, национал-социализм, фашизм). Для данной идеологии харак­терна вера в скорое наступление «светлого будуще­го». Общественное развитие представляется как те­леологический, т. е. направленный к определенной

цели процесс. Идеология не подлежит критике, и от­ступление от нее строго карается государством;'

3) монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;

4) монополия государства на средства вооружен­ной борьбы;

5) наличие мощного аппарата контроля и принуж­дения, массовый террор по отношению к так назы­ваемым «врагам народа»;

6) подчинение экономики государству, командно-административная система управления.

В современной философско-политической литера­туре существует и иной подход к объяснению фено­мена тоталитаризма. В его основе лежит анализ поло­жения личности в тоталитарном обществе (Э. Фромм, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Ф. Хайек и др.). Ос­новное внимание приверженцы этой концепции уде­ляют анализу механизма рождения массового обще­ства и появлению «человека толпы», который явля­ется опорой тоталитарного режима. Существование тоталитаризма данная точка зрения связывает не с подавлением и уничтожением личности «сверху», го­сударством, а с востребованностью обществом тота­литарной системы в те исторические периоды, когда наиболее остро проявляют себя противоречия его мо­дернизации.

Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии, в частности регулярно обращаться к та­кой ее форме, как проведение референдума.

Хотя тоталитарный режим претендует на установ­ление всеобщего равенства и ориентирован на созда­ние социально однородного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрокра­тическим аппаратом и населением.

Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, называется авторитарным.

Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита)" Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам. Деятельность политической оппозиции запрещена. Режим потенциально опирается на силу которая, однако, не всегда используется в форме сис­тематического полицейского террора. Государство от­казывается от тотального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни. Ре­жим в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.

Авторитаризм — это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного к демо­кратическому. Общество, освободившееся от тоталь­ного контроля государства, не всегда готово восполь­зоваться властью. Во многих посттоталитарных об­ществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии (политическая культура масс, граждан­ское общество, уважение к закону). Попытка «пере­скочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.

Военный режим — это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

Признаками военного режима являются:

1) переход власти в результате военного переворо­та к хунте;

2) отмена конституции и замена ее актами воен­ных властей;

3)роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными:

4) ограничение действия политических прав и свобод человека;

5)создание при хунте консультативных органов из технократов.

Нередко военные перевороты происходят под про­грессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции.

  1. Демократия и ее формы

Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократи­ческий режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значи­тельное место занимает средний класс.

Демократический режим складывается лишь в го­сударствах, в которых достигнут высокий уровень со­циально-экономического развития, способный обес­печить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного со­гласия, стабильности и прочности базовых демо­кратических принципов. Подлинная демократия может функционировать в обществе с высокой сте­пенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активно­стью индивидуумов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Еще одной предпосылкой демократии является мно­гообразие форм собственности, обязательное призна-ние и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспе­чение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств.

Демократия характеризуется следующими при­знаками:

1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит уч­редительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;

3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;

4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) правом меньшинства на оппозицию при подчи­нении решениям большинства;

6) политическим плюрализмом, под которым по­нимается наличие различных автономных социаль­но-политических партий, движений, групп, находя­щихся в состоянии свободной конкуренции;

7) системой разделения властей, при которой раз­личные ветви государственной власти достаточно не­зависимы и уравновешивают друг друга, препятст­вуя установлению диктатуры;

8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятствен­ного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания кол­легиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чи­новниками деклараций о своих доходах, существо­вание свободных от цензуры и независимых от влас­ти неправительственных средств массовой информа­ции;

9) выборностью основных органов власти на осно­ве всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуп­равления, наиболее приближенных к народу и ком­петентных в решении местных проблем.

На страже демократических принципов и форм организации политической жизни должна стоять сильная государственная власть. Иначе может воз­никнуть угроза перерождения демократии в охло­кратию (ohlos — толпа и cratos — власть, т. е. власть толпы). При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, дик­туя свою волю политикам и государственным орга­нам.

Для того чтобы вышеперечисленные признаки могли быть реально воплощены в жизнь, необходимо существование всеобщих институтов демократии.

Всеобщие институты демократии — это организа­ционные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относят: выбор­ность высших органов государства, без которой не­возможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима; ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченны­ми (депутатами); сменяемость состава выборных го­сударственных органов по истечении срока их полно­мочий. Все это укрепляет демократический режим, препятствует попыткам узурпации государственной

власти.

В соответствии со способом осуществления наро­дом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представи­тельную). Институтами прямой демократии, в рам­ках которой народ непосредственно принимает поли­тические решения и осуществляет свою власть, яв­ляются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (пети­ции) и народное обсуждение важнейших вопросов.

Представительная демократия подразумевает воз­можность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент - высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила еще одну форму народовластия — систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие н селения в принятии решений местного значения.

  1. Институты прямой демократии. Выборы и референдумы

Все институты непосредственной демократии можно разделить на имеющие окончательное, обще­обязательное значение и имеющие консультативное значение. К первой группе институтов относятся вы­боры и референдумы.

Выборами называют процедуру формирования го­сударственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования лиц, обладающих избирательным пра­вом. Путем выборов формируются парламенты, орга­ны местного самоуправления, избираются главы го­сударств, региональных и местных исполнительных органов власти. Порядок формирования выборных органов государства называют избирательной сис­темой. Она включает в себя избирательное право, из­бирательный процесс и процедуру отзыва депутатов.

Избирательным правом называются принципы и условия участия граждан в формировании выбор­ных органов. Избирательное право может быть ак­тивным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное право может быть огра­ничено цензами. Цензы бывают возрастные, образо­вательные, национальные, расовые, имущественные, сословные и оседлости (ограничение избирательного права в зависимости от времени проживания в изби­рательном округе).

В демократических государствах выборы прово­дятся на основе так называемой «четырехчленки», характеризуемой всеобщим, прямым, равным изби­рательным правом при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право — это право на участие в выборах всех граждан, достигших опре­деленного возраста (как правило, 18 лет), незави­симо от пола, расы, национальности и других фак­торов. Допускается лишь ценз оседлости. В Россий­ской Федерации не могут участвовать в выборах лица, признанные недееспособными по решению су­да, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях (упро­щенно эта формула звучит так: «Один избиратель — один голос»). Каждый избранный депутат представ­ляет примерно одинаковое число избирателей.

Прямое избирательное право означает, что каж­дый избиратель голосует непосредственно за избирае­мого кандидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели формируют колле­гию выборщиков, а те, в свою очередь, голосуют за

кандидата.

Тайное голосование означает установление такого порядка, при котором отсутствует контроль за воле­изъявлением избирателей.

Другими принципами, характеризующими изби­рательное право, являются: свобода выборов и добро­вольное участие в них, сочетание государственного и негосударственного финансирования, гласность и об­щественный контроль за проведением выборов, а также альтернативность последних (реальная воз­можность выбора из нескольких предложенных кан­дидатов).

Избирательный процесс представляет собой поря­док и основные стадии в организации выборов. Избирательный процесс включает в себяследующие основные этапы:

1) назначение выборов (как правило, главой государства);

2) организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей;

3) создание избирательных комиссий, обеспечи-вающих подготовку и проведение выборов;

4) регистрация избирателей в установленном зако­ном порядке, составление списков избирателей;

5) выдвижение кандидатов на выборные должнос­ти и их регистрация;

6) предвыборная агитация;

7) процесс голосования по избирательным участ­кам;

8) подведение итогов голосования;

9) установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

При необязательной регистрации закон даже фор­мально не ставит своей целью добиться включения в списки избирателей всех лиц, удовлетворяющих избирательным цензам: регистрация производится по инициативе самого избирателя, а регистратору вменяется в обязанность лишь не допустить к учас­тию в выборах лиц, не имеющих права голоса. Сис­тема необязательной регистрации имеет две разно­видности. При первой из них регистрация избирате­ля является постоянной: избиратель, один раз внесенный в списки для голосования, считается на­всегда зарегистрированным и вычеркивается из них только в случае смерти. Сущность второй разновид­ности состоит в том, что регистрация является пери­одической: через определенное время списки изби­рателей аннулируются и каждый избиратель, же­лающий принять участие в выборах, обязан пройти перерегистрацию.

При обязательной системе регистрации регистра­тор обязан позаботиться о том, чтобы каждый имеющий

право голоса был внесен в списки для голосо­вания.

Распределение мандатов по итогам голосования может производиться при помощи мажоритарнойлибо пропорциональнойсистемы подсчета голо­сов.

Мажоритарная система представляет собой такой способ определения результатов голосова­ния, при котором для получения мандата тре­буется собрать установленное законом большин­ство голосов. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все». Разно­видностями мажоритарной системы являются мажо­ритарная система относительного большинства и ма­жоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное большин­ство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения результатов к то, что избранный депутат будет представлять аб­солютное большинство избирателей. Однако сущест­венны и ее недостатки: высокая непредставитель­ность (в итоге может быть потеряно до 49% голосов) и вероятность проведения нескольких туров голосо­вания (в случае, если в первом туре ни один из кан­дидатов не набрал абсолютного большинства голо­сов), что ведет к росту абсентеизма (уклонение от участия в выборах).

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, кото­рый набрал голосов больше, чем каждый из его про­тивников в отдельности. Эта система позволяет опре­делить победителя уже в первом туре голосования. Однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначительный процент голо­сов и представляющий интересы явного меньшинст­ва электората.

Пропорциональная избирательная система — зто способ определения результатов голосования основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой парти­ей числу голосов. При такой системе создаются боль­шие округа, от каждого из которых избирается не­сколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждое избирательное объедине­ние или блок выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за от­дельную личность, а за тот или иной партийный спи­сок в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозмож­но выдвинуть так называемого независимого канди­дата: для того, чтобы быть избранным, нужно по­пасть в список.

После голосования определяется избирательная квота («избирательный метр»). Простейший способ ее определения состоит в том, что общее число подан­ных по округу голосов делится на количество распре­деляемых мандатов. Затем распределение депутат­ских мест между партийными списками осуществля­ется посредством деления полученных каждой партией голосов на квоту. Сколько раз квота уложит­ся в количество полученных партией голосов, столь­ко и будет у нее мандатов. При применении этого ме­тода все места сразу не распределяются: после первой передачи мандатов нужно использовать еще один из способов распределения остатков (например, метод наибольшего остатка).

Пример. В выборах участвовало 5 партийных списков. Список партии А получил 126 тыс. голосов, партии Б — 94 тыс., партии В — 88 тыс., партии Г — 65 тыс. и партии Д — 27 тыс. Всего по округу подано 400 тыс. голосов. Округ представлен в парламенте 8 депутатами.

Определяем избирательную квоту. 400 тыс. голо­сов : 8 мест = 50 тыс. Проводим первое распределе­ние. Список А — 126 тыс. голосов : 50 тыс. = 2 места (остаток 26 тыс. голосов). Список Б — 94 тыс. го­лосов : 50 тыс. = 1 место (остаток 44 тыс. голосов). Список В — 88 тыс. голосов : 50 тыс. = 1 место (оста­ток 38 тыс. голосов). Список Г — 65 тыс. голо­сов : 50 тыс. = 1 место (остаток 15 тыс. голосов). Спи­сок Д — 27 тыс. голосов : 50 тыс. = 0 мест (оста­ток 27 тыс. голосов). Таким образом, после первого распределения мандатов остались незамещенными 3 мандата. В соответствии с методом наибольшего остатка по одному дополнительному мандату получат списки с наибольшим остатком голосов — списки Б,

В и Д.

Чтобы не допустить получение мандатов «карли­ковыми» партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: списки, не набрав­шие определенного числа голосов (как правило, 5%), отстраняются от распределения мандатов, и собран­ные ими голоса не учитываются при подведении ито­гов.

В большинстве стран в конституциях отсутствует положение о праве избирателей на отзыв депутатов до истечения срока их полномочий. В этих странах выборы основаны на принципе свободного мандата, т. е. независимости депутата от избирателей. Прин­цип свободного мандата реализован и в избиратель­ном законодательстве Российской Федерации. В быв­ших же советских республиках существовал так на­зываемый императивный мандат, согласно которому депутат был «связан» в своей деятельности наказами избирателей, ответственен перед ними и мог быть до­срочно отозван.

Еще одним институтом прямой демократии яв­ляется референдум - всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения. Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародное голосование было проведено еще в 1439 г. Референдумы разделяются:

а) по правовой силе результатов на консульта­тивные (решения этого референдума не обязатель­ны к исполнению, цель его — выяснить мнение на­селения) и решающие (решения референдума обя­зательны и не требуют утверждения каким-либо органом);

б) по содержанию проектов, выносимых на го­лосование, на конституционные (принятие консти­туции либо внесение изменений и поправок в нее), законодательные (утверждение или отклонение за­конопроектов) и плебисцит (определение государ­ственной принадлежности территории всей или час­ти спорной территории на основе волеизъявления населения);

в) по способу организации на обязательные (выно­симый на голосование вопрос может быть решен только референдумом) и факультативные (референ­дум по данному вопросу не является обязательным).

Инициатива референдума может исходить от гла­вы государства, всего парламента или группы его депутатов, от определенного числа граждан или ор­ганов местного самоуправления. На референдум обычно выносятся вопросы, предполагающие одно­значно положительный («да») или однозначно от­рицательный («нет») ответы. Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается. Так, например, в Российской Федерации к таковым относятся вопро­сы об изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти, о государственном бюджете, налогах, амнистии и помиловании. Как и на выборах, для проведения референдума образуют­ся специальные комиссии, ведется агитационная ра­бота. Правовые последствия связаны прежде всего с решающим референдумом, итоги которого в случае

Наши рекомендации