Христианизация языческих племен
К концу IV в. христианство утвердилось практически во всех провинциях Римской империи. В 340-е гг. стараниями епископа Вульфилы оно проникает к племенамготов. Готы приняли христианство в форме арианства, кᴏᴛᴏᴩое господствовало тогда на востоке империи. В ходе продвижения вестготов на запад распространялось и арианство. В V в. в Испании его приняли племена вандалов исвевов. в Галин -бургундови затемлангобардов. Ортодоксальное христианство принял франкский корольХлодвиг. Стоит сказать - политические причины привели к тому, что к концу VII в. в большинстве районов Европы утвердилось никейское вероисповедание. В V в. с христианством познакомились ирландцы. К ϶ᴛᴏму времени относится деятельность легендарного апостола Ирландиисв. Патрика.
Христианизация варварских народов осуществлялась в основном сверху. В сознании масс народа продолжали жить языческие представления и образы. Церковь ассимилировала данные образы, приспособила их к христианству. Языческие обряды и праздники наполнялись новым, христианским содержанием.
С конца V до начала VII в. власть римского папы была ограничена только римской церковной провинцией в Средней и Южной Италии. При этом в 597 г. произошло событие, положившее начало упрочению римской церкви во всем королевстве. ПапаГригорий I Великий направил к англосаксам-язычникам проповедников христианства во главе с монахомАвгустином. Согласно легенде папа увидел на рынке рабов-англов и удивился сходству их имени со словом «ангелы», что счел знаком свыше. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, подчиненной непосредственно Риму. Символом ϶ᴛᴏй зависимости сталпаллий (плат, надеваемый на плечи), кᴏᴛᴏᴩый присылался из Рима предстоятелю церкви, называвшемуся теперьархиепископом, т.е. высшим епископом, кᴏᴛᴏᴩому делегировались полномочия непосредственно от папы — викария св. Петра. Впоследствии англосаксы внесли большой вклад в упрочение римской церкви на континенте, в союз папы с Каролингами. Значительную роль в ϶ᴛᴏм сыгралсв. Бонифаций, выходец из Уэссекса. Стоит заметить, что он разработал программу глубоких реформ франкской церкви с целью водворения единообразия и подчинения Риму. Реформы Бонифация создали в целом римскую церковь в западной Европе. Лишь христиане арабской Испании сохраняли особые традиции вестготской церкви.
11. Нашествие варваров и раннефеодальные государства: Франкское государство эпохи Меровингов и Каролингов.
Франкское государство при Меровингах и Каролингах. Франки появились на территории Западной Римской империи ещё до её падения (следует сказать, что в битве на Каталаунских полях главный вклад в победу над Аттилой внесли именно дружины франков). Подчинялось это германское племя правителям из династии Меровингов, названных так по имени легендарного короля Меровея. Но первым королём, о котором сохранилась достоверная информация, был Хлодвиг (481 - 511 гг.). Именно он в 486 году основал королевство франков в Северной Галлии, победив римского наместника, который продолжал править в этой области и после падения Западной Римской империи. Хлодвигу удалось отнять у вестготов Аквитанию, он же принял и христианство не в арианском варианте, а в ортодоксальном, что в немалой степени облегчило контакты с местным галло-римским населением.
Противоречия между завоевателями и побеждёнными в немалой степени сглаживались тем, что свободные франки не отнимали земли, а предпочитали селиться своими деревнями, избегая также городов. Уменьшение налогового пресса также не давало повода для недовольства. Постепенно происходило сближение обоих народов, вырабатывалось единое наречие. При Хлодвиге произошла и первая запись правовых обычаев франков - “Салического закона” на латинском языке. Постепенно происходит сближение рядовых свободных франков с галло-римским крестьянством, с одной стороны, и франкской знати с магнатами из прежней аристократии, с другой стороны, в результате формируются два основных сословия средневекового общества: крестьяне и феодалы.
При внуках Хлодвига разгорается ожесточённая борьба за власть внутри самого правящего рода, в результате чего государство ослабевает и распадается на ряд почти самостоятельных частей. Власть постепенно уходит из рук представителей династии Меровингов и сосредоточивается в руках их майордомов - управителей королевским хозяйством, но со временем ставших правителями государства. В конце VII века резко усиливаются майордомы Австразии - одной из частей Франкского государства, которым удаётся объединить всё государство. В 715 году майрдомом становится Карл Мартелл, победивший вбитве при Пуатье в 732 году арабское войско, вторгшееся во Францию. Огромную роль в победе сыграла бенефициальная реформа, по которой Карл Мартелл раздавал своим приближённым на условиях военной службы конфискованные у церкви земли вместе с крестьянами. Эти земли обеспечивали их владельцам вооружение тяжёлого всадника, что было не под силу простым общинникам из чисто экономических соображений.
Таким образом, военное дело становится исключительно прерогативой господствующего класса, а крестьянство и горожане на долгое время вообще не привлекаются к ведению военных действий. Формируется сословие рыцарей, в появлении которого помимо социальных аспектов большую роль сыграли и аспекты военно-технические: появление стремени, заимствованного у кочевников юга Восточной Европы в VII веке, и новой, более крупной, породы лошадей. Стремя позволяло всаднику прочнее держаться в седле, что было необходимо для выполнения классического рыцарского приема - большим копьём, зажатым под мышкой, выбить противника из седла. Кони новой породы были в состоянии нести на себе защищенного тяжёлыми доспехами всадника, что не могли делать лошади, доставшиеся в наследство от античной эпохи. Получивший земли приносил присягу верности тому, кто эти земли давал.
В 751 году сын Карла Мартелла смещает с престола и постригает в монахи последнего короля из династии Меровингов - Хильдерика III - и коронуется сам, основывая новую династию Каролингов. Самым известным представителем этой династии стал сын Пипина, король, а с 800 года император Карл Великий (768 - 814 гг.). За время правления Карла франки совершили 53 похода, 27 из которых возглавил сам монарх. Самыми долгими и тяжёлыми были войны с германским племенем саксов, не желавшим ни подчиняться франкам, ни принимать христианство. Новая империя объединила огромные территории Западной Европы, только Британия, Испания и Южная Италия не попали под власть Карла. От империи зависели баски и часть славянских территорий. Образование империи имело огромное политическое значение: Карл стал верховным светским главой христианского мира, все его войны велись за распространение христианства, не говоря уже об авторитете, неизмеримо возросшем в результате получения императорского титула.
Но создание Карла Великого оказалось непрочным: уже при его внуках единая империя распалась на три части по Верденскому договору 843 года. В результате появились Западно-Франкское королевство, включившее в себя в основном земли будущей Франции, Восточно-Франкское королевство, располагавшееся на территории современной Германии, и королевство Лотаря, включавшее Италию и длинную полосу земель к северу от неё, достигавшую Северного моря и разделявшую другие два королевства. В Германии в 919 году на престол вступила Саксонская династия, во Франции национальная династия Капетингов в лице парижского графа Гуго Капета утвердилась на престоле в 987 году. Королевство Лотаря не имело национальной основы и распалось, причём территории вне Италии поделили между собой Германия и Франция, а единство самой Италии осталось чисто формальным. В 924 году исчезает и сан императора.
Европа и викинги. После окончания эпохи Великого переселения народов Европа периодически подвергалась нападениям некоторых племён, особую роль среди которых сыграли древние скандинавы - предки современных норвежцев, датчан и шведов. Скандинавские германцы позднее своих собратьев с материка вступили в стадию разрушения первобытнообщинных отношений, и период, характеризующийся резким повышением военной активности племён и набегами на соседние народы, пришёлся у них на то время, когда в Европе уже сложились основные государства, и процесс формирования феодальных отношений зашёл достаточно далеко. Скандинавия была не в состоянии прокормить возросшее население, поэтому наряду с обычными грабительскими набегами, которые совершали дружины викингов под руководством вождей-ярлов, проводилась и колонизация, в ходе которой осваивались как новые земли, так и захватывались уже населённые другими народами территории.
Впервые европейцы столкнулись с викингами в 793 году, когда они взяли штурмом и разграбили монастырь на острове Линдисфарн у восточного побережья Англии. Все монахи при этом были убиты. После этого события набеги викингов в скором времени охватили практически все прибрежные районы северной части Западной Европы. Скандинавы проникают и в Средиземное море. Отличительной чертой культуры викингов было то, что она очень тесно была связана с морем. Все их походы являлись морскими. В Скандинавии применялся особый тип парусно-гребного судна, которое благодаря совершенным обводам обладало прекрасными мореходными качествами. Именно конструция драккаров викингов позволила им открыть и заселить Фарерские острова, Исландию, достичь Гренландии и основать на острове поселения, просуществовавшие там до XIV века. Около 1000 года викинг Лэйв Счастливый сумел добраться до побережья Северной Америки, где викингам тоже удалось основать несколько поселений в районе Ньюфаундленда и Лабрадора, но они просуществовали там очень недолго из-за сопротивления местных индейцев. Это открытие Америки, произошедшее за 500 лет до Колумба, Европе осталось неизвестным.
Викинги запомнились совершенно другими подвигами. Ужас перед северными воинами был настолько велик, что даже существовала молитва об избавлении от норманнов, как называли их европейцы, приравнивавшая набеги скандинавов к таким явлениям, как чума и засуха . Больше всего от набегов норманнов страдали Англия и север Франции. Викинги поднимались вверх по течению рек и опустошали целые области. Постепенно от набегов викинги переходят к планомерным завоеваниям. Так, в 911 году ярл Ролло вынуждает французского короля отдать ему север Франции и здесь образуется герцогство Нормандия - фактически независимое от короны владение. Именно выходцы из этого герцогства в 1066 году завоёвывают англо-саксонскую Англию, отсюда же около середины XI века происходит вторжение в Южную Италию, откуда потомки викингов вытесняют византийцев, а потом отвоёвывают Сицилию у арабов. Так на карте появляется Королевство Обеих Сицилии, просуществовавшее до середины XIX века. Необходимо заметить, что успехи викингов объяснялись не только силой и боевым мастерством самих скандинавов, но в неменьшей степени и слабостью противника. Прекращение практики использования в военных действиях ополчения свободных общинников сделало население совершенно беззащитным перед великолепно владеющими оружием и боевыми приёмами викингами, а общая слабость центральной власти не позволяла организовать эффективный отпор захватчикам силами рыцарского войска.
К началу XI века набеги викингов прекращаются в силу целого ряда обстоятельств. С одной стороны, появление национальных государств в Европе позволило организовать эффективную службу наблюдения и обороны, а с другой, в Скандинавии тоже начинается процесс образования государств с сильной королевской властью, для которой своевольные неуправляемые ватаги викингов представляют помеху на пути централизации и создания государственных структур. Викинги перестают пользоваться поддержкой населения, и их походы прекращаются.
Европа и кочевники. Гунны и аланы не были единственными кочевыми народами, которых увидела Европа. И после окончания Великого переселения народов из Азии периодически приходили очередные завоеватели. В VI - VII веках в Паннонии, на месте бывшей державы Аттилы образовался аварский каганат, с которым вели напряжённую борьбу как Византийская империя, так и империя Карла Великого. В VII веке тюркское племя болгар из Приазовья переселилось на Нижний Дунай, где, покорив семь славянских княжеств, образовало Болгарское государство, первым правителем которого стал хан Аспарух. С конца IX века начинаются набеги венгров на Европу. Они обосновываются на территории уже распавшегося к тому времени Аварского каганата, в той же Паннонии, которая всё чаще называется с этих пор Венгрией. Эти набеги продолжаются до 1000 года, когда постепенно кочевники начинают вести оседлый образ жизни и создают государство под влиянием и по образцу соседних народов. Большое влияние на культуру пришедших в Европу азиатских племён оказали жители покорённых ими стран, имевшие гораздо больший социальный опыт и передавшие им свои хозяйственные навыки. Это характерно для всех кочевых племён: они либо растворялись без следа, как авары, либо, создав государство, давали ему своё имя, будучи сами полностью ассимилированными местным населением, как болгары, либо сохранили свой этнос, ассимилировав местное население, но полностью перейдя к другому образу жизни, как венгры. Последними кочевниками, которые переселились в Европу, были печенеги и половцы.Они пришли на территорию Византии и Венгрии из Восточной Европы, но создать своих государств им не удалось, они приняли участие в формировании местных этносов, хотя и растворились в них.
Византия и славяне. В течение V века Восточная Римская империя в меньшей степени подвергалась варварским нашествиям, в значительной мере благодаря тому, что византийским дипломатам удавалось направить экспансию ряда племён на Запад, сохраняя тем самым свои владения. Но в VI веке империя подверглась натиску славянских племён, которые, аналогично другим варварским народам, от простых грабительских набегов приступили к планомерной колонизации Балканского полуострова и Малой Азии. За редким исключением славянам не удалось в VI - VII веках создать свои государства на территории Византийской империи, но многие внутренние районы Балкан, заселённые переселенцами, практически вышли из-под власти императора и были независимыми.
Император Юстиниан (527 - 565 гг.) попытался восстановить единство Римской империи, вернув в её состав бывшие западные провинции. С этой целью полководцы Юстиниана ведут целый ряд продолжительных и тяжёлых войн в Северной Африке против королевства вандалов, в Италии против королевства остготов, в Испании против королевства вестготов. Самой продолжительной из этих войн оказалась война с остготами (535 - 555 гг.). Все эти войны завершились победой Византии, но недолговечной. Италию у Юстиниана вскоре отняли лангобарды, на территории полуострова сохранились только незначительные анклавы византийских владений, Северная Африка, опустошённая византийскими войсками, почти без сопротивления в VII веке была захвачена арабами, в Испании также удалось утвердиться лишь в немногих районах побережья. Одновременно приходилось вести и традиционную для Римской империи войну на Востоке с Персидским царством Сасанидов. Надо признать, что попытка реставрации рабовладельческого строя, к которой стремился Юстиниан, проводя политику завоеваний, окончилась неудачей. К тому же нашествия славян, о которых говорилось выше, со второй половины царствования Юстиниана приобретают катастрофический характер. Если в первой половине царствования оборона империи строилась по Дунаю, где сооружалось большое число крепостей, то в дальнейшем ситуация меняется: крепости возводятся внутри страны, поскольку всё чаще славянские армии подходят и к самому Константинополю.
Эпоха Юстиниана вошла в историю не только попыткой реставрации империи во всём Средиземноморье. По приказу императора наиболее известные юристы собрали все римские законы, а также юридические казусы, составив полный свод римского права, который лег в основу многих современных законодательств.
Время правления Юстиниана является, очевидно, завершающей фазой в истории рабовладельческой формации на востоке бывшей Римской империи, где наблюдался кризис рабовладельческого хозяйства. Здесь, как и на западе, стали возникать новые, феодальные отношения. Немалую роль в этом сыграли и переселившиеся славяне, принесшие с собой общинные традиции. В чём-то ситуация напоминала обстановку в римской Галлии, когда её завоевали франки.
Арабы и Европа. В VII веке европейские народы и подданные Византии столкнулись с новым противником - арабами. В середине VII - начале IX вв. в результате арабских завоеваний был создан Халифат - крупнейшее государство в мире, владения которого протянулись от Индии до побережья Атлантического океана. Столь мощный импульс арабской экспансии придала новая религия -ислам, создателем которой был пророк Мухаммед (ок. 570 - 632 гг.). Ислам -третья по времени возникновения мировая религия, составившая довольно скоро серьёзную конкуренцию христианству. Многие древние христианские области, такие, как Сирия, Ближний Восток, Северная Африка стали исповедовать ислам. Главный принцип ислама - признание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, при этом не отрицается наличие в прошлом других пророков, ещё до рождения Мухаммеда, в частности, одним из таких пророков признаётся Иисус Христос. Главные принципы ислама изложены в Коране.
Одну из основных задач приверженцы новой религии видели в обращении всех инаковерующих в свою веру, именно этим и объясняется та энергия, с которой арабы вели завоевания . Довольно скоро они лишили Византию большей части её азиатских владений, покорили Северную Африку, и, переправившись через Гибралтар, вторглись в Испанию. Наступление арабов было остановлено только во Франции, у Пуатье Карлом Мартеллом. В самой Испании лишь на крайнем севере страны сохранились христианские владения, которые сразу же начали борьбу за возвращение остальной территории полуострова. Борьба эта получила название Реконкисты и продолжалась вплоть до XV века. Обосновавшись в Северной Африке и в Испании, арабы захватили ряд средиземноморских островов и стали совершать пиратские набеги на прибрежные области христианских государств. Всё это вместе с набегами норманнов и венгров создавало дополнительные препоны на пути мирного и спокойного развития европейских стран.
12. Особенности развития Византийской империи.
Византийская империя, кратко говоря – это государство, появившееся в 395 году, после распада Великой Римской империи. Она не выдержала нашествия варварских племен и разделилась на две части. Меньше чем через столетие после своего распада, Западная Римская империя перестала существовать. Но она оставила после себя сильную преемницу – Византийскую империю. Римская империя просуществовала 500 лет, а ее восточная наследница – более тысячи, с 4 по 15 века.
Изначально Восточная Римская империя именовалась «Романией». На Западе долгое время ее называли «греческой империей», поскольку большую ее часть составляло греческое население. Но сами жители Византии называли себя римлянами (по-гречески – ромеями). Только после падения в 15 веке, Восточную Римскую империю стали называть «Византией».
Это название произошло от слова Византий – так сначала назывался Константинополь, столица империи.
Византийская империя, кратко говоря, занимала огромную территорию – почти 1 млн. кв. километров. Она располагалась на трех континентах – в Европе, Африке и Азии.
Столица государства – город Константинополь, основанный еще во времена Великой Римской империи. Сначала это была греческая колония Византия. В 330 году император Константин переносит сюда столицу империи и называет город своим именем – Константинополем. В Средние века он был самым богатым городом в Европе.
изантийской империи не удалось избежать вторжения варваров, но таких потерь, как запад Римской державы, она избежала благодаря мудрой политике. Например, славянским племенам, участвующим в великом переселении народов, было разрешено расселиться на окраинах империи. Таким образом, Византия получала заселенные границы, население которых было щитом против остальных захватчиков.
Основу экономики Византии составляло производство и торговля. В ее состав входило множество богатых городов, которые производили практически все товары. В V – VIII веках наступает время расцвета византийских портов. Сухопутные дороги стали небезопасными для купцов из-за длительных войн в Европе, поэтому морской путь становился единственным возможным.
Империя была многонациональной страной, поэтому культура отличалась поразительным разнообразием. Основу ее составляла античное наследие.
30 мая 1453 года, после двух месяцев упорного сопротивления армии турок, Константинополь пал. Так закончилась тысячелетняя история одной из великих держав мира.
13. Периодизация западноевропейского средневековья и особенности складывания феодальных отношений в Европе.
Хронологические рамки: 476 г. (падение Рима) – 1640 г. (Английская буржуазная революция)
1) Раннее средневековье: 5-10 вв.
2) Классическое средневековье: 11-14 вв.
3) Позднее средневековье: 14-16 вв.
Согласно периодизации (неизбежно условной), принятой мировой и отечественной наукой, у истоков средневековья в Западной Европе стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи. Встреча двух миров — античного греко-римского и варварского (германского, кельтского, славянского) — стала началом глубокого переворота, который открыл новый, средневековый период в истории Западной Европы. Для истории Византии началом средневековья считается IV век, когда Восточная Римская империя обрела самостоятельность.
Сложнее выглядит в науке решение вопроса о рубеже между средними веками и новым временем. В зарубежной историографии их границей обычно считают середину или конец XV в., связывая его с такими явлениями как изобретение книгопечатания, завоевание Константинополя турками, открытие Америки европейцами, начало Великих географических открытий и колониальных захватов. С точки зрения общественных изменений этот рубеж фиксирует начальные стадии смены систем — феодальной на капиталистическую. В недавнем прошлом отечественная наука отодвигала начало нового времени к концу XVIII в., относя его к французской буржуазной революции и беря в расчет вариант более длительного вызревания новой системы и более решительного разрыва со старым. В практике преподавания пока принято считать условным концом средневековья первую буржуазную революцию общеевропейского значения — английскую революцию 1640-1660-х годов, положившую начало господству капитализма в Западной Европе и совпавшую с окончанием первой общеевропейской Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. Эта периодизация принята в данном учебнике.
Необходимо отметить и новые тенденции в современной отечественной науке, которые вносят существенные коррективы в проблему периодизации. Это прежде всего стремление исследователей развести понятия «средние века» и «феодализм». Их отождествление в конце XVIII в., как отмечалось выше, явилось серьезным достижением исторического познания, сделавшего первый заметный шаг к признанию социальной истории. Новая тенденция привела к попыткам отнести верхнюю хронологическую границу «средневековья» к концу XV — началу XVI в. Подобные новации объясняются не формальным желанием унифицировать периодизацию средневековья с западной историографией, но новым уровнем исторического познания. Историческая наука в конце XX столетия выработала более уравновешенный и гибкий синтез «структурной» и «человеческой» истории, который стал возможным благодаря переоценке роли сознания и социально-психологического фактора в общественном процессе, а также восстановлению в правах событийной истории. Все это позволяет иначе посмотреть на такие события рубежа XV-XVI вв. в Западной Европе, как гуманизм и Реформация, или Великие географические открытия. Получив импульс от глубинных и потому гораздо менее подвижных изменений в общественной жизни, именно эти явления вызвали такие сдвиги в сознании и духовных ценностях, которые создали новый образ мира, означавший решительный разрыв со средневековьем.
В тесной связи с отмеченной новацией в среде отечественных медиевистов утверждается стремление выделить «переходные периоды» в качестве особых этапов, если и не самодостаточных, то имеющих собственные законы развития[1]. Современные ученые приводят, в частности, убедительные аргументы в пользу самоценности переходного периода XVI—XVIII вв., который получил название «раннего нового времени».
Историю средневековья для Западной Европы принято делить на три основных периода, отличавшихся разным уровнем социально-экономического, политического и культурного развития.
I. КонецV— середина XI в. — период раннего средневековья, когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в которой смешивались и трансформировались общественные группы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалировали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохранить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых связей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.
В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бесписьменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решающую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот период оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.
II. Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных отношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усилению центральной власти и активизации сословий, в первую очередь городского.
Культурная жизнь идет под знаком развития городской культуры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идеологии раннего гуманизма.
III. XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, поздний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.
Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными передвижениями народов по территории Европы и вне ее: в IV в., VI— VII вв. — движение гуннов, германских и славянских племен; экспансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже первого и второго этапов, крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI-XIII вв.; и, наконец, колониальные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Америке в XV и XVI вв. Каждый период открывал перед народами Европы новые горизонты. Обращает на себя внимание все убыстряющийся темп развития и сокращение временной протяженности каждого последующего этапа.