Должностные лица парламента
Повседневной работой парламентов в буржуазных странах руководит целый ряд должностных лиц, избираемых палатами или нанимаемых в качестве чиновников, входящих в технический аппарат парламента. При разработке индийской Конституции и утверждении регламентов палатбыла принята за образец система руководства парламентский деятельностью, существующая в английской Палате общин (С. 26-27).
Высшим должностным лицом Народной палаты является спикер, который избирается пленарным заседанием палаты из числа ее членов. Спикер остается в должности до тех пор, пока он является депутатом Народной палаты. Он может уйти в отставку, подав соответствующее заявление на имя заместителя спикера, может быть также отстранен от должности в том случае, если палата абсолютным большинством голосов примет соответствующую резолюцию. Эта резолюция может быть внесена лишь спустя 14 дней после уведомления о намерении ее внести.
В случае роспуска Народной палаты спикер остается на своем посту и уходит в отставку лишь непосредственно перед первым заседанием вновь избранной палаты.
Подобно своему английскому коллеге, спикер Народной палаты, будучи избран, выходит из той партии, к которой он ранее принадлежал. Юридически спикер является символом беспристрастности, поэтому он не только выходит из партии, но и не имеет права поддерживать какой бы то ни было контакт с партийными организациями и отдельными деятелями партии. Секретарь Народной палаты первого созыва С. Л. Шакдхер пишет по этому поводу: «Он (то есть спикер; — А. М.) не посещает каких-либо партийных собраний и не встречается с членами партии в библиотеке, столовой, комнате отдыха, кулуарах и т. д.».
Характеризуя положение спикера, не следует, на наш взгляд, все-таки забывать того, что своим избранием он обязан партии, располагающей абсолютным большинством в Народной палате.
Обширный круг полномочий спикера определяется Конституцией лишь в общих чертах. Эти полномочия детально регламентируются правилами процедуры, принимаемыми Народной палатой, а также целым рядом конституционных соглашений, сложившихся в парламентской практике.
Спикер осуществляет руководство всей повседневной деятельностью Народной палаты. Он направляет от имени палаты послания, а также получает адресованные ей документы, петиции и послания. Спикер удостоверяет своей подписью билли, принятые палатой, перед тем как предоставить их на утверждение президенту. На него возлагается исполнение всех приказов палаты. Председательствуя на заседаниях палаты, он осуществляет «правила дебатов и решает все вопросы внутреннего распорядка — вызывает депутатов для выступления и внесения предложений, объявляет решения палаты, ставит на голосование предложения и резолюции (С. 27-28). Сам спикер голосует только в том случае, когда голоса депутатов разделились поровну.
Спикер обладает широкими дисциплинарными полномочиями - он открывает и закрывает дебаты, делает замечания депутатам, фиксирует время работы палаты, а также устанавливает дни, в которые она должна собраться. В случае недостойного поведения какого-либо депутата он может на определенный срок лишить его права посещения палаты.
Деятельность палаты регулируется огромным количеством правил, прецедентов, конституционных соглашений, которые порой противоречат друг другу и не всегда четко сформулированы. Поэтому спикеру часто приходится истолковывать по-своему эти правила или же формулировать новые, причем во всех случаях его решения являются окончательными. Именно так он поступает в случае неясности или пробелов в правилах процедуры при принятии к рассмотрению тех или иных вопросов, предложений, резолюций, поправок к законопроектам и т. д. Вынося то или иное решение, спикер может потребовать любую нужную ему информацию как от депутата, так и от правительства.
На практике спикеру очень часто приходится давать толкования конституции и правил процедуры применительно к потребностям разрешения тех или иных парламентских дел, причем а этом случае его решение также является окончательным.
В ходе парламентских дебатов спикер фактически определяет весь процесс обсуждения биллей, поправок к ним, резолюций и т. д. От него зависит решение таких важных вопросов, как предоставление права слова, определение продолжительности выступления. Он может приказать любому депутату прекратить выступление или отказаться от слов или выражений, которые он сочтет непарламентскими или недостойными. При оформлении протоколов заседаний Народной палаты он может исключить из этих протоколов отдельные разделы, после чего никто уже не может опубликовать материалы, содержащиеся в исключенных разделах.
Спикер является главой всех парламентских комитетов, учреждаемых как им самим, так и Народной палатой. Работа парламентских комитетов направляется и координируется спикером, который поддерживает постоянный деловой контакт с председателями комитетов, дает им указания по всем вопросам деятельности комитетов и правилам процедуры. Спикер периодически созывает председателей комитетов на совещания, в ходе которых рассматриваются все вопросы, связанные с деятельностью комитетов (С. 28-29). Председатели комитетов назначаются спикером. Без разрешения спикера ни один комитет не может проводить свои заседания вне стен народной палаты. Без его предварительного одобрения на заседание комитета не могут быть вызваны члены правительств отдельных штатов.
Спикер не только осуществляет общее руководство деятельностью комитетов, но и является председателем совещательного комитета по вопросам парламентской процедуры, комитета правил и комитета общих целей.
Заканчивая характеристику многообразных полномочий спикера Народной палаты, необходимо особо подчеркнуть то, что ему принадлежит право окончательного решения вопроса о принадлежности того или иного билля к разряду финансовых, что коренным образом меняет порядок принятия этого билля. В случае разногласий между палатами спикер председательствует на совместном заседании обеих палат, созываемом президентом для решения спорного вопроса, и определяет порядок применения правил процедуры на этом заседании.
Должность спикера Народной палаты считается в Индии одной из важнейших, так как она предоставляет обширные возможности для влияния на законодательный процесс. Этим объясняется то, что на этот пост назначаются видные деятели правящей партии. Исследователь индийского парламента профессор Моррис-Джонс прямо заявляет: «В настоящее время каждый спикер, почти без исключения, выдающийся деятель конгрессистской партии».
Конституция предусматривает также должность заменителя спикера, который избирается Народной палатой из числа депутатов и занимает свой пост на тех же условиях, что и спикер. После своего избрания заместитель спикера не выходит из партии, но на практике он воздерживается от участия в партийных делах с тем, чтобы занимать беспристрастную позицию. Заместитель замещает спикера во время отсутствия последнего и осуществляет в этот период все его функции. Однако он не обладает полнотой власти спикера и, как это принято в Народной палате, по всем важным вопросам консультируется со своим старшим коллегой. В обычных условиях, когда спикер руководит деятельностью палаты, заместитель спикера ведет себя как обычный депутат с тем лишь отличием, что в случае назначения его членом какого-либо комитета он автоматически, становится - его председателем (С. 29-30).
Если на заседаниях Народной палаты отсутствует как спикер, так и заместитель спикера, то председательское кресло занимает один из 6 резервных председателей, заблаговременно назначаемых спикером сроком на 1 год из числа депутатов палаты. Такой временный председатель, осуществляя свои полномочия, юридически обладает всеми правами спикера, но на практике, сложился обычай, согласно которому временный председатель оставляет решение важнейших вопросов до возвращения спикера к исполнению его обязанностей.
Третьим важнейшим должностным лицом Народной палаты является секретарь. Он является постоянным чиновником палаты и назначается спикером из числа наиболее опытных сотрудников секретариата. Формально секретарь является главой секретариата Народной палаты, на практике же его рассматривают как ближайшего помощника и советчика спикера. Его обязанности состоят в том, чтобы обеспечивать четкую работу палаты и ее комитетов, а также помогать спикеру в осуществлении административных и исполнительных полномочий. На эту должность, как правило, выдвигается человек, искушенный в парламентской практике и имеющий значительный опыт работы в секретариате палаты. Деятельностью секретаря руководит спикер, и перед ним же секретарь несет ответственность. Согласно неписанному конституционному соглашению секретарь, подобно спикеру, должен стоять вне партийных интересов.
Система должностных лиц верхней палаты парламента — Совета штатов — в основном такая же, что и в Народной палате. Особенность Совета штатов состоит в том, что, его председателем по должности является, так же как в Сенате США, вице-президент. Наряду с этим Совет штатов из числа своих депутатов избирает заместителя председателя, который занимает свою должность до тех пор, пока сохраняет депутатский мандат. Заместитель председателя может уйти в отставку или быть отстранен по решению большинства Совета штатов. Заместитель председательствует на заседаниях Совета штатов всякий раз, когда вице-президент действует в качестве президента или осуществляет президентские функции, а также во время отсутствия вице-президента на заседании верхней палаты. Полномочия заместителя председателя Совета штатов, так же как и полномочия вице-президента, когда он осуществляет свои конституционные обязанности в верхней палате, те же самые, что и у спикера Народной палаты. Заместитель председателя назначает из числа депутатов нескольких вице-председателей, один из которых председательствует в Совете штатов во время отсутствия вице-президента и заместителя председателя на тех же условиях, что и один из резервных председателей Народной палаты (С. 30-31).
В Совете штатов, так же как и в Народной палате, имеется секретариат, главой которого является секретарь Совета штатов, обладающий теми же полномочиями и занимающий свою должность на тех же условиях, что и секретарь Народной палаты.