Какое авто покупать — импортное или отечественное?
Подавляющее число автоспециалистов твердо убеждены в том, что приобретать надо автомобиль только импортного производства. Многие настроены еще более категорично: мол, в России легковой автопром отсутствует как таковой, а то, что выпускается на российских автозаводах (за исключением собираемых в России иномарок), автомобилем назвать никак нельзя. По крайней мере, ни одно даже самое современное детище того же «АвтоВАЗа» или «ГАЗа» по своим потребительским качествам и близко не может сравниться с какой-нибудь даже десятилетней иномаркой, являясь по сравнению с зарубежным «секонд-хендом» (не говоря уже о новых иномарках) неуклюжей пародией на современный автомобиль. К сожалению, российские автозаводы продолжают в большом количестве штамповать откровенный неликвид, который удается «втюхать» своим соотечественникам только благодаря мощнейшему административному ресурсу со стороны государства (попросту говоря, людей вынуждают покупать невзрачные российские авто, законодательно утвердив драконовские таможенные пошлины на ввоз импортных автомобилей).
К тому же стоимость новых отечественных авто уже давно превысила все разумные пределы. За те же «Жигули» какой-нибудь из последних моделей («ВАЗовские» автомобили, пусть и различаются по внешнему виду, по сути являются обычными «Жигулями») вам придется выложить примерно 9 000-12 000 долларов и даже больше (рис. 1.4). Другими словами, неоправданно высокая цена — один из самых явных и очевидных недостатков новых отечественных машин.
Но, как это ни парадоксально, приверженцев российского автопрома тоже достаточно. Поэтому в этой книге мы постараемся придерживаться объективных позиций и расскажем о преимуществах и недостатках как российских, так и импортных автомобилей.
Как-то несколько лет назад довелось услышать спор двух людей: один — небедный человек предпенсионного возраста, другой — молодой человек средних лет. Первый, имея немалую сумму денег, собрался приобрести новую российскую машину. Да какую — ВАЗ-2107! И это при том, что за имеющуюся сумму (ну или добавив самую малость) он запросто мог купить подержанную иномарку (например, «Ауди») в отличном состоянии. Когда молодой человек недоуменно спросил: «А почему, собственно, „Жигули“, когда вы можете приобрести очень хорошую иномарку?», его оппонент уверенно ответил: «А меня такая машина вполне устраивает. К тому же она новая». На логичное возражение: «Да ведь ни по комфорту, ни по экономичности, ни по безопасности, и по целому ряду других свойств она и сравниться не может даже с не первой свежести иномаркой!» последовал ответ в том духе, что, мол, мне вполне достаточно «жигулевских» качеств, а чтобы привезти мешок картошки с дачи, не нужны ни «Опели», ни «БМВ» и ни «Ауди». А последним аргументом в пользу «Жигулей» было то, что на российский автомобиль запчасти намного дешевле и найти их проще, чем на иномарку.
В конечном итоге поклонник иномарок так и не смог доказать любителю «Жигулей» очевидное: иномарка надежней, комфортней, быстрей, безопасней и удобней любого российского автомобиля.
С другой стороны, стоимость подержанных отечественных авто вполне демократична. Ведь сегодня даже человек с небольшим достатком может позволить себе какой-нибудь «Жигуль» 10-15-летнего возраста. Дешевизна подержанных российских автомобилей является их серьезным преимуществом по сравнению с иномарками (рис. 1.5). К тому же в цене отечественных автомобилей отсутствуют таможенные пошлины, и во многом благодаря именно этому на российских дорогах до сих пор полно всяких «Жигулей», «Москвичей» и «Волг».
Еще одно преимущество российских машин состоит в том, что для них практически нет проблем с запчастями, причем их цена намного ниже, чем на запчасти для иномарок. Отметим, что многие российские «самоделкины» умеют своими силами изготавливать некоторые запчасти на отечественные машины в своих гаражах. Вот типичный пример: переднее крыло для «Москвича» можно найти за 5 долларов США, а для какого-нибудь «БМВ» или «Мерседеса» оно может стоить до 100 долларов США и даже выше. Как говорится, разница налицо…
Отечественную машину «не первой свежести» можно оставлять во дворе даже на ночь, снабдив ее на всякий случай обыкновенным выключателем массы. И даже если с нее кто-то украдет зеркало или «дворник» — вы всегда найдете их на ближайшем авторынке, причем за копейки.
Серьезным недостатком отечественных автомобилей (как старых, так и современных) является их слишком большая «прожорливость», что в условиях регулярного удорожания нефтепродуктов очень актуально. Достаточно сказать, что, например, «Форд-Эскорт» какого-нибудь 1997 года выпуска с объемом двигателя 1600 куб. см потребляет в среднем 6,5–7 литров бензина на 100 километров. В то же время какой-нибудь ВАЗ-2106 или ВАЗ-2107 с таким же объемом двигателя требуют около 10 литров на 100 километров пробега. Как говорится, почувствуйте разницу!
Правда, в последние годы ряд моделей отечественных авто оснащаются более экономичными моторами, но даже несмотря на это топливопотребление у российской и импортной машины сильно разнится, причем не в пользу отечественного производителя. Если же сравнивать любой новый российский автомобиль и любую новую иномарку (имеются в виду машины одного класса), то разница в потреблении топлива становится просто неприличной.
Немаловажным является и такой параметр, как комфортность для водителей и пассажиров. Ни один российский автомобиль (здесь не имеются в виду иномарки, собираемые в России) и близко не стоял рядом с любой иномаркой (пусть даже двадцатилетней). Тот, кто ездил и на отечественных, и на импортных автомобилях, наверняка согласится: в иномарках и сиденья удобнее, и все приборы находятся под рукой, в результате чего управлять автомобилем — одно удовольствие, а чего стоят вакуумный усилитель тормозов и гидравлический усилитель руля! О подобных «излишествах» отечественные производители узнали почему-то лишь относительно недавно. И то — многие модели (например, классические модели «Жигулей») и по сей день выпускаются в «советском» варианте.
Если говорить о безопасности, то нужно отметить наличие у большинства иномарок подушек безопасности. Этим важнейшим атрибутом оснащены даже многие 10-15-летние импортные автомобили. В те времена российские автопроизводители, по всей вероятности, о такой «роскоши» даже не задумывались.
Стоит отметить, что у российских и зарубежных производителей совершенно разные понятия о гарантии на новый автомобиль: на импортный автомобиль гарантия действует на протяжении более продолжительного периода времени и пробега, нежели на отечественный. Ну а качество сборки российских машин уже стало притчей во языцех: никто не удивляется, если на новом авто у вас что-то поломается, потечет, застучит и т. п. А в импортных автомобилях такое практически исключено.
В импортных автомобилях, помимо прочего, несоизмеримо лучше качество кузова. Трудно понять, по каким технологиям выполняются кузовные работы на российских заводах, но даже на новой российской машине уже через год-два эксплуатации появляются первые признаки коррозии. Стоит ли говорить, что на новой иномарке даже через несколько лет езды кузов выглядит как новый (если, конечно, на нем нет механических повреждений)!
По сравнению с отечественными машинами, иномарки имеют только один серьезный недостаток: они являются более дорогими в ремонте и обслуживании.