Унитарное государство и его виды
Унитарное государство - это единое государство, состоящее не из государственных образований (штатов и т.д.), хотя в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования, а из административно-территориальных единиц - областей, провинций, губерний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние - на общины, коммуны. Число звеньев административно-территориального деления может быть различным. В отдельных очень мелких государствах (например, в Науру и Тувалу в Океании, население каждого из которых не достигает 10 тыс. человек) вообще нет административно-территориального деления, в одних странах оно двухзвенное (например, области и общины в Болгарии), в других - четырехзвенное (регионы, департаменты, районы, общины во Франции). Наиболее распространено деление типа область - район - община. В федеративных государствах административно-территориальное деление - это деление субъектов федерации, его устанавливают они сами. Мелкие субъекты (штаты, провинции, земли и др.) имеют в своем составе только один уровень административно-территориальных единиц - общинный, но в крупных субъектах бывает и два звена - районное и общинное. Формы унитарных государств. По степени централизации принято различать централизованные, децентрализованные и относительно децентрализованные государства. В централизованном унитарном государстве во все звенья административно-территориального деления, включая общинное звено и иногда даже деревни, назначаются "сверху" чиновники для управления ими или такие чиновники утверждаются вышестоящими органами из числа кандидатур, предложенных местным собранием, местным представительным органом. В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места (в административно-территориальные единицы) представителей правительства, обладающих общей компетенцией по управлению. На местах, в мелких административно-территориальных единицах, созываются сходы граждан, в более крупных избираются советы (Великобритания, штаты США, провинции Канады и др.
Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что в высших звеньях административно-территориального деления (обычно кроме районного звена) есть два органа: назначенный сверху чиновник общей компетенции (комиссар, префект) - представитель государственной власти и избранный населением совет - орган местного самоуправления.
Унитарная форма государственного устройства имеет место во многихстранах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата навсей территории страны. Парламент, глава государства, правительствораспространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция(функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактическине ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.
Все административно-территориальные единицы имеют одинаковыйюридический статус и равное положение по отношению к центральным органам.Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие изакрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политическойсамостоятельностью. Однако в области хозяйственной, социально-культурной ихполномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлятьуправление территорией, учитывая при этом ее особенности.
Далее - единое гражданство. Население унитарного государства имеетединую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могутиметь.
Для унитарного государства характерной является единая система права.Ее базу образует единая Конституция - Основной закон, нормы которогоприменяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений.Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты,принимаемые центральными органами власти. Их собственная нормаустанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер,распространяется на соответствующую локальную территорию.
В унитарном государстве действует единая судебная система, котораяосуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общимидля всех государственных образований нормами материального ипроцессуального права. Судебные органы, как впрочем, и все другиеправоохранительные органы, представляют собой звенья единойцентрализованной системы.
В унитарном государстве используется одноканальная система налогов.Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разныерегионы.
Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизациявсего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контрольнад местными органами.
Присущая всем унитарным государствам централизация может проявлятьсяв разных формах и в разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуютместные органы и административно-территориальные единицы управляютсяназначаемыми представителями центральной власти. В других государствахместные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой иликосвенный) центральной власти. В зависимости от того, какой вид контроляосуществляет центральная власть за местными органами различаютцентрализованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых жеунитарных государствах используется предоставление более льготногоправового статуса одной или нескольким административно-территориальнымединицам. Такое унитарное государство характеризуется наличиемадминистративной автономии для некоторых структурных территориальныхподразделений. Указанная форма государственного устройства находитприменение там, где требуется учет специфических интересов территориальныхединиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.) Правапо самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населенияобычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельностьавтономий допускается только в пределах, установленных центральной властью.
Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы,княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно прогрессивное,способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономическихотношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса,появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаютсяинтеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств иих образований - федераций, конфедераций, содружеств и т. д.
К числу унитарных государств относятсяВеликобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее большинство стран Латинской Америки иАфрики, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.