Правовое положение организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами
Автор самостоятельно осуществляет свои имущественные права либо может передать свои имущественные права другому лицу, заключив с ним исключительный или неисключительный авторский договор либо лицензионный договор. Однако при некоторых способах использования произведений прямой характер взаимоотношений между автором и пользователем произведения становится затруднительным и экономически невыгодным и для той, и для другой стороны. Такая проблема имеет место, в частности, когда, сами произведения используются большим количеством пользователей.
В таких случаях эффективным способом является применение механизма коллективного управления имущественными правами авторов. Организации, осуществляющие такое управление, обеспечивают имущественные права авторов путем выдачи лицензий (разрешений) на использование любых произведений в целях и в течение периода, указанного в лицензии, а пользователь, в свою очередь, выплачивает вознаграждение.
В настоящее время в России действует несколько организаций, осуществляющих коллективное управление имущественными правами. Наиболее крупной из них является общественная организация Российское авторское общество (РАО), представляет интересы более чем 17 тыс. российских авторов, а также на основании двусторонних договоров о взаимном представительстве интересов более 1 млн. иностранных авторов. В настоящее время РАО имеет 159 соглашений о взаимном представительстве интересов с зарубежными авторско-правовыми организациями 66 стран мира.
Кроме РАО коллективным управлением правами в России ряд других организаций - Российское общество по управлению правами исполнителей, Российская фонографическая ассоциация (права владельцев фонограмм), Общество авторов и иных правообладателей (РОАП), Независимое агентство по авторским правам (представляет авторов и музыкантов "АРС Рекордс"), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), Авторское общество "Копирус", и др.
Пункт 1 ст. 1242 предусматривает, что организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться:
во-первых, только авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм и иными обладателями авторских и смежных прав;
во-вторых, лишь в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено либо когда в соответствии Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения (см.: ст. 1245 ГК РФ)
Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться исключительно в форме некоммерческих организаций (в виде общественных организаций и некоммерческих партнерств).
Закон не устанавливает монополию на представление интересов правообладателей для организаций по управлению авторскими правами на коллективной основе. Независимо от того создана такая организация или нет, допускается представление интересов правообладателей и иными юридическими и физическими лицами по правилам, установленным гл. 10 ГК РФ.
2. Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления:
во-первых, правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав;
во-вторых, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов
в-третьих, управления любыми авторскими и (или) смежными правами.
Таким образом, допускается создание как специализированных (по объектам или по видам прав), так и универсальных организаций по управлению правами на коллективной основе.
Следует также отметить, что организации, осуществляющие коллективное управление имущественными правами, не вправе распоряжаться личными неимущественными правами авторов и обладателей смежных прав,
Юридическим основанием возникновения у организации по управлению правами на коллективной основе полномочий является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме. Организации, прошедшие государственную аккредитацию в соответствии со ст. 1244 ГК РФ могут представлять интересы и правообладателей, с которыми договоры о передаче полномочий по управлению правами не заключались. Полномочия по управлению в последнем случае возникают в силу прямого указания в законе. Основанием возникновения полномочий организации по управлению правами на коллективной основе может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе.
Договор о передаче полномочий по управлению правами может быть заключен с любыми правообладателями, в том числе не являющимися членами организации по управлению правами на коллективной основе. Исходя из смысла абз. 2 п. 3 ст. 1242 ГК РФ заключение договора об управлении правами является обязательным, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. Соответственно к такому договору будут применяться правила ст. 445 ГК РФ. Следует также иметь ввиду, что данный договор не является публичным, поскольку организация по управлению правами на коллективной основе не является коммерческой организацией и не осуществляется в данной сфере предпринимательскую деятельность, соответственно к договору, не применимы положения ст. 426 ГК РФ.
Договор о передаче полномочий по управлению правами, в том числе договор с другой организацией, осуществляющей управление правами на коллективной основе, не является лицензионным договором или договором об отчуждении исключительных прав, и представляет собой самостоятельный вид договора, к которому применяются общие правила об обязательствах и гражданско-правовом договоре (ст. 307-453 ГК РФ). По своей юридической природе такой договор схож с договором доверительного управления, договором поручения и агентским договором.
4. Организации по управлению правами на коллективной основе действуют исключительно интересах правообладателей и не вправе использовать в свою пользу объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление.
5. п. 5 ст. 1242 ГК РФ устанавливает возможность организаций по управлению правами на коллективной основе предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе, не только от своего имени, но и от имени правообладателей.
Независимо от того подает организация иск от своего имени или от имени правообладателя истцом будет считаться сам правообладатель Доверенность для предъявления иска в суд и совершение иных процессуальных действий в данном случае не требуется, поскольку полномочия организации основаны на прямом указании закона.
Организация, прошедшая государственную аккредитацию в соответствии со ст. 1244 ГК РФ, также вправе в соответствии со ст. 46 ГПК РФ предъявлять от имени неопределенного круга правообладателей требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация.
На основе полномочий, полученных в соответствии с договором с правообладателем, организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, предоставляет простые (неисключительные) лицензии (пп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК РФ) пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.
Организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели. В лицензионном договоре, заключенном непосредственно правообладателем и пользователем, может быть предусмотрено, что сбор вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав будет осуществлять организация по управлению правами на коллективной основе. Отсутствие такого условия в лицензионном договоре лишает организацию по управлению правами на коллективной основе права собирать вознаграждение по данному договору.
3. В соответствии с п. 3 ст. 1243 ГК РФ пользователи обязаны по требованию организации по управлению правами на коллективной основе представлять ей отчеты об использовании объектов авторских и смежных прав, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения, перечень и сроки представления которых определяются в договоре. Такие сведения необходимы для распределения вознаграждения между правообладателями.
4. Организация по управлению правами на коллективной основе производит распределение вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав между правообладателями, а также осуществляет выплату им указанного вознаграждения. Деятельность организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, осуществляется в интересах обладателей авторских и смежных прав, представляемых такой организацией. В этих целях организация должна выполнять следующие обязанности:
1) одновременно с выплатой вознаграждения представлять обладателям авторских и смежных прав отчеты, содержащие сведения об использовании их прав, в том числе о размере собранного вознаграждения и об удержанных из него суммах;
2) использовать собранное вознаграждение исключительно для распределения и выплаты обладателям авторских и смежных прав. При этом организация вправе вычитать из собранного вознаграждения суммы на покрытие своих фактических расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этой организацией с согласия и в интересах представляемых ею обладателей авторских и смежных прав;
3) распределять и регулярно выплачивать собранные суммы вознаграждения, пропорционально фактическому использованию произведений и объектов смежных прав. Распределение вознаграждения и выплата вознаграждения должны производиться регулярно в сроки, предусмотренные уставом организации по управлению правами на коллективной основе, и пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских и смежных прав, определяемому на основе сведений и документов, получаемых от пользователей, а также других данных об использовании объектов авторских и смежных прав, в том числе сведений статистического характера.
В свое деятельности российские организации, осуществляющие коллективное управление имущественными правами, руководствуются минимальными ставками авторского вознаграждения, утвержденными Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. N 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г." // СЗ РФ. - 1998. - N 22. - Ст. 2476; Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" // САПП. - 1994. - N 13. - Ст. 94), что однако не препятствует включению в лицензионные соглашения с пользователями условий о повышенных ставках вознаграждения авторам и правообладателям.
5. Организация по управлению правами на коллективной основе формирует реестры, содержащие сведения о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также об объектах авторских и смежных прав.
По общему правилу такие сведения, содержащиеся в таких реестрах, являются открытыми и предоставляются всем заинтересованным лицам в порядке, установленном организацией, в том числе на возмездной основе. Вместе с тем некоторые сведений (например, персональные данные, сведения об имени автора, обнародовавшем произведение под псевдонимом или анонимно и др.) в соответствии с законом могут быть предоставлены только с согласия правообладателя.
В соответствии с п. 5 ст. 1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе должна размещать в общедоступной информационной системе информацию о правах, переданных ей в управление, включая наименование объекта авторских или смежных прав, имя автора или иного правообладателя. В качестве общедоступной информационной системы может выступать сайт организации в сети Интернет.
Ни Гражданский кодекс, ни другие нормативные акты не предусматривают каких-либо формальных ограничений на создание организаций по управлению коллективными правами (дополнительная регистрация, получение лицензии и т.п.). Однако вводится новая процедура - аккредитации,которая не является обязательной, но позволяет аккредитованной организации осуществлять управление правами не только лиц, заключивших с ней договоры о передаче полномочий по управлению правами, но и иных правообладателей (п. 3 ст. 1244, п. 3. ст. 1242 ГК РФ).
Порядок государственной аккредитации определяется Правительством Российской Федерации, на основе принципов открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей. В настоящее время такой порядок не установлен.
В соответствии с п. 1 ст. 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной из шести сфер коллективного управления:
1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункты 6 - 8 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ);
2) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263 ГК РФ);
3) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (статья 1293 ГК РФ);
4) осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (статья 1245 ГК РФ);
5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326 ГК РФ);
6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326 ГК РФ).
2. Государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления, указанных в п. 1 ст. 1244 ГК РФ, может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе. Однако организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления.
Таким образом, всего государственную аккредитацию могут получить от одной до шести организаций.
В соответствии с п. 2 ст. 1244 ГК РФ к деятельности аккредитованной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.
3. Независимо от того получила какая-либо организация статус аккредитованной организации, авторы и иные правообладатели могут создавать и другие организации по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 ст. 1244 ГК РФ.
Однако неаккредитованные организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами на основании договора о передаче полномочий по управлению правами.
4. Правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами, вправе в любой момент как полностью, так и частично (в отношении отдельных объектов и (или) в отношении отдельных видов прав) отказаться от управления этой организацией его правами.
Отказ осуществляется путем направления письменного уведомления аккредитованной организации о принятом решении правообладателя, в таком решении может быть приведен перечень прав и (или) объектов, в отношении которых совершается отказ от управления.
По истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления аккредитованная организация обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе (например, на сайте организации в сети Интернет).
Также аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами, и представить отчет в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 1243 ГК РФ. Сроки выплаты вознаграждения и представления отчета для таких случаев закон не устанавливает, полагаем, что здесь должны применяться правила п. 4 ст. 1243 ГК РФ.
5. На аккредитованную организацию возлагается обязанность принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения.
Аккредитованная организация не вправе отказать в приеме в члены этой организации правообладателю, имеющему право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Исключения из этого правила могут быть установлены законом.
6. Учитывая то, что функционирование аккредитованной организации затрагивает права и законные интересы широкого круга лиц, в том числе тех, которые не заключали с ней договоров, со стороны государства должен осуществляться контроль за ее деятельностью. Контрольная функция должна быть возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Пока такой орган не определен, скорее всего таковым станет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
На аккредитованную организацию возлагается обязанность ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации. Форма отчета должна устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время форма отчета и печатный орган, в котором он должен публиковаться не определены.
7. Типовой устав аккредитованной организации утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой порядок не установлен.
Ст. 1245 ГК РФ устанавливает основания и порядок выплаты вознаграждения правообладателям за свободное воспроизведение без их согласия фонограмм и аудиовизуальных произведений, осуществляемое исключительно в личных целях. Положения данной статьи корреспондируют правилам п. 5 ст. 1229 ГК РФ, согласно которым ГК РФ могут устанавливаться ограничения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, в том числе в случае, когда использование результатов интеллектуальной деятельности допускается без согласия правообладателей, но с сохранением за ними права на вознаграждение.
Субъектами, обладающими правом на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях, выступают авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.
К числу субъектов, на которых данной статьей возложена обязанность предоставлять средства для выплаты вознаграждения за свободно использование фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях, относятся изготовители и импортеры оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.
Сами изготовители и импортеры оборудования и материальных носителей не совершают никаких действий по использованию фонограмм или аудиовизуальных произведений. Желание законодателя обязать уплачивать средства для выплаты вознаграждения за свободно использование фонограмм и аудиовизуальных произведений именно этих субъектов объясняется тем, что гораздо легче обложить указанным сбором немногочисленных изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей, которые в конечном счете включат суммы сборов в себестоимость своей продукции, нежели отслеживать каждый факт воспроизведения фонограммы или аудиовизуального произведения гражданином и взимать вознаграждение в пользу правообладателя с этого гражданина.
К ним относятся, в частности, аудио и видеомагнитофоны, звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски.
В соответствии с п. 2. ст. 1245 ГК РФ полномочия по сбору средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях предоставлены получившей аккредитацию организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами.
Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется между правообладателями в следующей пропорции:
сорок процентов - авторам,
тридцать процентов - исполнителям,
тридцать процентов - изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений.
Патентные права
Общие положения о патентных правах
Из содержания статьи 1345 Гражданского кодекса Российской Федерации можно сделать правовой вывод о том, что интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являясь патентными правами, разделяются на:
- исключительное право;
- право авторства;
- другие права (на получение патента, на вознаграждение и т.п.).
Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы подлежат правовой охране согласно статьям 1225-1227 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются результатами интеллектуальной деятельности и объектами интеллектуальной собственности, которые охраняются законом.
В данном случае на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, как результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, и право авторства, являющееся личным неимущественным правом. Эти интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности, поэтому переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 1291 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Объектами патентных прав являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы, важнейшими из которых несомненно являются изобретения. В п. 1 ст. 1340 ГК дается определение объектов патентных прав, которые определяются как результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным ГК требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным ГК требованиям к промышленным образцам. Таким образом, речь идет об идентичных понятиях.
Авторы, правообладатели приобретают и осуществляют исключительные имущественные и личные неимущественные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы свободно, действуя в своем интересе на основании договоров при не противоречии условий соглашения законодательству. Беспрепятственное осуществление прав интеллектуальной промышленной собственности согласуется с конституционными положениями о свободном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом хозяйственной деятельности, а также на основе гарантий свободного технического, научного, других видов творчества.
Для объектов патентного права характерно наличие территориального принципа охраны, который заключается в том, что право на этот объект действует только в пределах того государства, где это право было получено. При этом само возникшее право по своей правовой природе является исключительным. Носитель этого права может либо сам использовать охраняемый объект, отчуждать это право либо выдавать какому-либо лицу разрешение на его использование и вместе с тем запрещать всем третьим лицам применять охраняемый объект на территории данного государства без специального разрешения (лицензии) за изъятиями, установленными в законе.