Типы социальных институтов
Существует большое количество социальных институтов. Для более детального рассмотрения и восприятия их можно условно разделить на 2 основные группы:
-институты-субъекты - организации независимо от формы собственности, количества сотрудников (членов) и масштабов деятельности (например, государство, политические партии, производственные объединения и т. п.);
-институты-механизмы - сформировавшиеся и существующие на протяжении большого количество времени совокупности ценностей людей (например, семья, собственность, религия).
Единица социального института независимо от его вида представляет собой акт социального взаимодействия различных субъектов-участников отношений, регулируемых данным институтом.
Социальные институты можно разделить на формальные и неформальные. Неформальные социальные институты представляют собой общепринятые правила поведения и этические нормы. К таким институтам относятся обычаи или привычки, выработавшиеся у людей вследствии долгого общения. Благодаря данным институтам между людьми появляется взаимопонимание, формируется культура общества и индивида.
Формальные социальные институты представляют собой системы, которые создаются и поддерживаются специальными, уполномоченными на это субъектами (должностными лицами органов государственной власти).
Неотъемлемой частью социальных институтов являются правила поведения. Они могут быть наследуемыми, естественно полученными и приобретенными.
Г.Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:
-продолжающие род (брак и семья);
- распределительные (или экономические);
-регулирующие (религия, политические системы)
Данная классификация основана на выделении главных функций, присущих всем институтам.
Западный социолог-структуралист П.Блау в основу своей классификации существующих институтов положил ценности, которые они воплощают в своей нормативной структуре:
-интегративные институты, «увековечивающие партикуляристские ценности, поддерживают социальную солидарность и сохраняют четкий характер и идентичность социальной структуры», Т.е. их деятельность направлена на поддержку солидарности и существующих партикулярных ценностей в обществе.
-Диструбутивные институты воплощают в себе и реализуют универсальные ценности, которые выступают средством «сохранения социальных соглашений, выработанных для производства и распределения необходимых социальных льгот, вложений и различного рода вознаграждений».
-организационные институты используют ценности для достижения цели, они служат «увековечению авторитета и организации, необходимых для мобилизации ресурсов и координации коллективных усилий, направленных на достижение социальных целей».
При этом Дж.Тернер отмечает, что П.Блау безоговорочно ставит социальные институты в зависимость от выполнения ими функций для общества в целом, интегративные институты должны удовлетворять потребности в «скрытости», диструбутивные - в «адаптации», а организационные - в «интеграции» и «достижении цели».
В зависимости от сферы действия и выполняемых функций социальные институты, как отмечает Л.А.Седов, западные социологи подразделяют на три вида; реляционные, регулятивные и интегративные. Реляционные институты определяют ролевую структуру общества по самым различным критериям: от возраста и пола до вида занятий и способностей. Регулятивные институты определяют допустимые рамки индивидуального поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все виды механизмов социального контроля). Интегративные институты связаны с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.
В «Социологическом словаре» приведено пять основных комплексов социальных институтов: «экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг; политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к ней; институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов; институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией молодежи; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью».
Российские социологи также приводят много различных классификаций социальных институтов. Например, А.А.Радугин и К.А.Радугин выделяют шесть комплексов социальных институтов:
1) экономическо-социальные институты;
2) политические институты,
3) социокультурные и воспитательные институты;
4) нормативно-ориентирующие институты;
5) нормативно-санкционирующие институты,
6) церемониально- символические и ситуационно-конвенциональные институты. А.П.Лимаренко, с точки зрения содержания исполняемых функций, делит социальные институты следующим образом:
1) экономические институты (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.);
2) политические институты (государство с его центральными и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.);
3) институты воспитания и культуры (школа, семья, театр и др.);
4) социальные, в узком смысле, институты (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации). М.О.Мнацаканян, один из авторов книги «Социология: Парадигмы и темы», подразделяет социальные институты по главным сферам общественной деятельности и выделяет прежде всего политические институты, правовые и правоохранительные институты, а также институты экономические.
И.И.Лейман в зависимости от выполняемых функций делит институты на следующие группы: экономические; политические; воспитательные и культурные, включая науку; социальные институты в узком смысле слова (добровольные общества, клубы, товарищеские объединения и т.п.).
Несмотря на большое разнообразие существующих классификаций социальных институтов, во многом это обусловлено различными критериями деления, почти все исследователи как самые важные выделяют два вида институтов - экономические и политические. Это связано с тем, что значительная часть ученых считает, что институты экономики и политики оказывают наиболее существенное влияние на характер изменений в обществе.
Следует отметить, что очень важным, в высшей степени необходимым, вызванным к жизни непреходящими потребностями социальным институтом, кроме приведенных двух выше, является семья. Это исторически первый социальный институт любого общества, а для большинства примитивных обществ - единственный реально функционирующий институт (например, у многих народов Севера, среди современных племен Центральной Африки и т.д). Семья является социальным институтом особого, интегративного характера, в котором находят свое отражение все сферы и отношения общества. Важное значение в обществе имеют и другие социально-культурные институты - образование, здравоохранение, воспитание и др.
В связи с тем, что существенные функции, выполняемые институтами, различные, проведенный анализ социальных институтов позволяет выделить следующие группы институтов:
-Экономические - это все институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.).
-Политические - это институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. В концентрированной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокупность политических институтов позволяет определить политическую систему общества (государство с его центральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия и также различные общественные организации, движения, объединения, фонды и клубы, преследующие политические цели). Формы институализированной деятельности в данном случае строго определены: выборы, митинги, демонстрации, предвыборные кампании.
-Воспроизводства и родства - это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).
-Социально-культурные и воспитательные - это институты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации молодого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.).
-Социально-церемониальные - это институты, регулирующие повседневные человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Хотя эти социальные институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают неформальными, благодаря именно им определяются и регулируются способы приветствий и поздравлений, организация торжественных свадеб, проведение собраний и т.п., над чем мы сами обычно не задумываемся. Это институты, организованные добровольным объединением (общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., не преследующие политические цели).
-Религиозные - институты, организующие связь человека с трансцедентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отношения. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочисленные человеческие отношения.
В приведенной классификации рассмотрены только так называемые «главные институты», самые важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные функции и являются характерными для всех типов цивилизации.