Предложение заключить союз
С 1335 года Анатолия больше не наслаждалась «тенью ильханидского султана, дающею прохладу». И здесь гибель династии, основанной Хулагу, представила авантюристам и бывшим вассалам возможность возвыситься до ранга мелких князей — например, в Кайсери Эретне и его потомкам. Однако самое позднее с 1381 года они мирились с властью кади Бурхан-ад-дина, который без всякого стеснения и постоянно в союзе со счастьем до середины девяностых годов держал нити анатолийской политики в руках. Его самыми опасными соперниками, видимо, были князья Карамана; их намерения, конечно, совпадали в одном пункте с намерениями Бурхан-ад-дина: речь шла о том, чтобы выманить Османа Баязида из Анатолии. До середины четырнадцатого столетия Османы владели лишь сравнительно маленькой территорией, расположенной на западной окраине. Потом были захватывающие дух успехи на Балканах, увенчанные победой на Косовом поле. Но там султан Мурад пал в конце битвы, в то время как его войска торжествовали — благоприятное стечение обстоятельств для мелких князей Западной Анатолии, которые стремились под руководством Ала-ад-Дина из Карамана сразу урезать власть Османов, от которой исходила угроза. Но напрасно! Сын и наследник Мурада понимал эту опасность; уже в 1390 году он предпринял поход на юго-запад и насильственно присоединил княжества Айдин, Сарухан и Ментесе. Весной 1392 года онвыступил в Среднюю Анатолию, завоевал почти всю страну Кандароджуллари и этим ощутимо помешал окружению кади Бурхан-ад-дина. О том, какая значительная военная сила была тогда в распоряжении Бурхан-ад-дина, свидетельствует тяжелое поражение, которое он нанес через несколько месяцев османскому султану2. Нам становится понятным, что Бурхан-ад-дин чувствовал себя достаточно сильным после этой победы, чтобы в последующие годы проводить описанную хитрую политику проволочек в отношении Тимура, и что тот также не пытался во что бы то ни стало дать решающий бой правителю Сиваса3.
Только что кратко описанные обстоятельства определяют угол зрения, под которым Тимур впервые воспринял Османа Баязида — как нежелательного оккупанта, вторгшегося в ту часть Анатолии, которой когда-то владели ильханы; как несовершеннолетнего сорвиголову, который осложнил завершение великой задачи реставрации монгольского господства. И это именно теперь, когда Тимур пожинал там первые плоды своих усилий: уже в 1387 году, во время трехлетней кампании, Мутаххартен, князь Эрзинджана и постоянный враг Бурхан-ад-дина, заверил Чагатаида в своей преданности. Когда в 1394 году Тимур после взятия Багдада во второй раз вступил в Анатолию, Мутаххартен снова быстро подчинился ему и обеспечил себе господство в своем княжестве4. Тогда Тимур получил этим в свои руки богатый перспективный опорный пункт для захвата новых земель. Разве не было бы лучше всего выставить снова из Анатолии Баязида и Османов, которым завоевания на Балканах принесли славу храбрых борцов за веру, — как раз ссылаясь на то, что султан может умножать свои заслуги перед религией только в Европе, а не здесь, на земле, уже давно ставшей мусульманской?
Приблизительно в апреле 1395 года, после победы над Тохтамышем на Тереке, Тимур приказал сочинить подробное послание Баязиду, содержание которого передано в собрании писем. Как следует из одного замечания, это уже вторая попытка Чагатаида завязать дружеские отношения с Баязидом; миссия, раньше отправленная Мираншахом, не дошла до Османа, так как тот отдавался тогда борьбе за религию на западе. Тимур тоже попытался держать Баязида в курсе всех предприятий, когда он с конца лета 1394 года вел войну против христиан в Грузии, стремясь укрепить плацдарм для борьбы с Тохтамышем5.
До сих пор между ним, Тимуром, и Баязидом, блестящим примером всех борцов за истинную веру, еще не было никакой дружбы. Но слышали, что как на самом востоке вели войну с целью уничтожения заблуждающихся, так и Баязид на западе боролся с отрекающимися от шариата, и триумф ислама стал для него делом, которому он отдавался всей душой. Это в высшей степени похвально, и в той степени, как Баязид боролся за распространение ислама «в западных странах», Бог позволил выпасть на его долю «всякого рода счастья и доказательств милости» — другими словами: «Будь умным и довольствуйся западом!», так как «твоему светлейшему духу открывается следующее: когда Чингисхан стал правителем Ирана и Турана по предназначению не имеющего начала вечно (в бытие) выступающего (космоса), и солнце его счастья взошло на вершину господства, он поделил империи между своими сыновьями. Весь Иран он передал своему сыну Чагатаю, и по его приказам уполномоченные управляли некоторое время страной самым лучшим образом. Однако когда Мункэ взошел на престол... мог свободно решать судьбы империи, послал своего брата Хулагу... в Иран и передал ему ту страну, то он и его потомки царствовали там... и мы долго спорили с ними из-за Ирана, вели часто войны с ильханами. Когда наконец та страна лишилась украшений рода Чингисхана», она оказалась в хаосе, жизнь разрушилась. Это обстоятельство, уверяет Тимур, после долгого совещания заставило чагатайского хана решиться на очередной поход в (только что об этом говорилось) области, первоначально выделенные Чагатаю. Но поход должен был прерваться, когда в 1388 году Тохтамыш напал на страну по ту сторону Окса.
Тимур коротко упоминает о своем большом походе в империю кипчаков; с тех пор к востоку от Волги правил Темир-Кутлуй6, который враждовал с Тохтамышем. Этот Темир-Кутлуй много лет жил в окружении чагатайского хана. Теперь наступил момент завершить то, что должны были отложить в 1388 году, — возвращение Ирана Чингисидам. Владение всем Ираном и несколькими горными странами позволило собрать такое громадное войско, что Тохтамыш и его соратники спасались бегством. Здесь Тимур начинает хвастаться; победа, одержанная в середине апреля 1395 года на Тереке, вовсе не была блестящей7. Очевидно, Тохтамыш пытался, продолжает Тимур, утвердиться на той стороне Днепра, поддерживал же он связи с неверными франками — подразумеваются русские и литовцы 8. Если бы это известие оказалось правильным, то было бы желательно, чтобы чагатаиды продвинулись с востока, а османы с запада в страны севернее Черного моря.
Ловко связал Тимур оправдание своих войн — они должны отвоевать наследие Чингисидов, предназначенное вечным Небом, — с долгом борьбы за веру9; возлагались надежды на совместную выгоду, которая досталась бы Баязиду, только если бы он покинул Анатолию. — И этим он должен утешиться! — Тимур вкрадывается в доверие к султану, раскрывая ему свои планы на ближайшее будущее: как только будет улажено неприятное дело с Тохтамышем, он хочет преподать надлежащий урок тому черкесскому выскочке, похитителю трона Баркуку, который не побоялся взять в плен халифа, а также тому кади из Сиваса, который объединился с черкесом. Повторным приглашением вступить друг с другом в дружеские связи заканчивается письмо Тимура к Баязиду 10.
ВОЙНА ПРИБЛИЖАЕТСЯ
Осман, правда, не стал поступать на службу к Тимуру. Чагатаиды должны были сами бродить по странам севернее Черного моря, но они не схватили Тохтамыша 11. Несолоно хлебавши, возвратились из Кипчакских степей. Пятилетняя кампания близилась к концу, а у Тимура и его войск больше не было сил осуществить объявленный поход против Баркука12. Но отложить — не значит отменить! В 1399 году Тимур снова выступил на запад. И в этот раз, должно быть, дело дошло до столкновения с Баязидом, так как османы использовали время, чтобы значительно расширить свое влияние в Анатолии. Они осмелились продвинуться далеко вперед в область, которая когда-то принадлежала ильханам. В 1397 году Бурхан-ад-дин пал жертвой покушения — событие, которое Тимур воспринял с радостью13. Но последствия могли ему не понравиться. Нотабли Сиваса, которые уже при Бурхан-ад-дине заставили заговорить о себе как о самостоятельной политической силе 14, обратились к Баязиду, который расширил свои владения в Анатолии за счет значительных частей княжества Караман и за счет области Амасья. В нем они увидели могущественного князя, который мог защитить их город в бесконечных войнах эмиров. Баязид послал своего сына Сулеймана в Сивас. Однако Осман этим не удовлетворился. Смерть Баркука и последующее ослабление мамлюкской империи соблазнили его продвинуться в 1399 году до верхнего Евфрата и занять Малатью, Эльбистан и другие форпосты каирского султаната. Этим он серьезно расстроил планы приближающегося Тимура.
Но семилетняя кампания, которая началась через несколько месяцев после окончания индийской экспедиции, не сразу была нацелена против Баязида: скорее Тимур взял под прицел еще раз Грузию. Лишь год назад он вел войну в Индии, а сейчас покорил со своими войсками так далеко расположенный Кавказ — достижение, па которое вряд ли был способен сам Александр, говорит Шами15. Зиму 1399-1400 годов Тимур провел, как уже было не раз, в области Карабаха. Как только ослабли суровые морозы, на собрании совета решили напасть на грузинского князя, который предоставил убежище сыну Ахмада Увайса. Для Тимура речь шла, как и раньше, об исключении техвозможных претендентов, которые могли бы помешать его делу восстановления чингисидского господства. Казалось, он еще не хочет померяться силой с Баязидом. Впрочем, он принял Мутаххартена изЭрзинджана, который заверил его в своей неизменной верности16. Анатолийские дела, должно быть, Тимур тоже в то время не выпускал из поля зрения. Они развивались совсем не так, как ему хотелось бы. Баязид теперь совершенно открыто объединился с теми, кто больше всего мешал планам Тимура: с Ахмадом Увайсом, Джелаиридом, который не хотел терять княжество, взятое его отцом из наследства ильханов, и с Кара Юсуфом, предводителем туркменов «Черного барана», которые заняли Тебриз в первый раз, когда Тимур в 1388 году неожиданно поспешил назад в Ма-вераннахр. Именно Кара Юсуф летом 1395 года победил того самого Атламиса, чагатайского коменданта Авника, которого взяли в плен и выслали в Каир17, — как раз в то время, когда «господин счастливых обстоятельств» безрезультатно преследовал спасающегося бегством Тохтамыша! Теперь, четыре года спустя, Кара Юсуф сообщил османскому султану, что «проклятый Тимур» снова прибыл из Турана в Иран и присвоил себе ханат, основанный Хулагу; пусть Баязид поручит эмирам на своей границе быть очень бдительными; он, Кара Юсуф, хочет остановить чагатаидов; война против Тимура важнее борьбы против неверных. Баязид велел ответить, что нужно разбить ту «злую собаку»; Кара Юсуф должен привлечь к себе в союзники князей Ширвана, Гиляна, Курдистана и Луристана18.
Собственно, Ахмад Увайс и Кара Юсуф были соперниками, но то, что Тимур теперь в третий раз вторгся в Западный Иран и на Кавказ, свело их вместе. Кара Юсуф и его туркмены кочевали в начале лета 1400 года под Диярбакыром. Там распространилась весть, что воины Мавераннахра разбили свой лагерь в горах Бингола южнее Эрзерума после последних успехов в боях против грузин. Ахмад, который не сомневался в упорстве, с которым Тимур преследовал Джелаиридов, предполагая, что предстоит атака, двинулся на север с силами, какие он смог мобилизовать, и под Мосулом натолкнулся на Кара Юсуфа. Оба признали, что сами они не смогут отразить нападение Тимура. Они решили двигаться со своими сторонниками к Баязиду, но дополнительно просить помощи у каирского султана Фа-раджа, сына Баркука. Когда они проходили через область Алеппо, мамлюкский наместник Вовлек их в долгие бои; ответ на просьбу обоих спасающихся бегством князей, очевидно, еще не был объявлен19.
Между тем Мутаххартен привел к своему защитнику Тимуру несколько отрядов туркменов 20 и, таким образом, сделал все, чтобы только скорее выполнить желание Баязида присоединить Эрзинджан к своей империи21. Когда Мутаххартен весной 1400 года появился перед Тимуром, очевидно, прежде всего, говорили о походе на Анатолию, который, как правильно предположил Ахмад Увайс, начался с продвижения в Бингола. Несмотря на предостережения, которые Кара Юсуф велел передать султану османов, тот уделил мало внимания в те месяцы Анатолии. В четвертый раз он осаждал Константинополь, и казалось, в этот раз успех был близок22. Тимур, сваливая вину за начинающуюся войну на своего противника, еще раз передал Баязиду предупреждение не нарушать установленные им границы — это, должно быть, был намек на угрозу Эрзинджану со стороны Османов. Конечно, тиму-ридская летопись возмущается высокомерием, с которым султан отвел то предупреждение, в котором снова говорилось о большом значении войны с франками и о возможном ущербе от иных действий. Уже в августе войска Тимура окружили Сивас, завоевали крепость и перебили защитников самым жестоким способом23. В то время как осадные орудия и саперы делали свою разрушительную работу, сообщили, что Кара Юсуф и Ахмад Увайс были на пути к Баязиду. Чагатайский отряд выследил их, схватил и доставил вместе с частью гарема Джелаирида к Тимуру 24. Тимур вскоре после этого уехал из Сиваса и отправился на юг, захватив крепости Эльбнстан и Малатыо, которые лишь недавно Баязид присоединил к своей империи. Осенью 1400 года чагатаиды стояли перед Алеппо, зимойДамаск пережил описанные недели ужаса25.
ТАКТИКА ОБЕИХ СТОРОН
Известие о нападении на Кара Юсуфа и Ахмада Увайса настигло Баязида у Константинополя. Ахмад Увайс велел ему передать, что южнее Мурата на него и на Кара Юсуфа напал сторожевой отряд Тимура; но против ожидания сохранили ему жизнь. — О неприятной потере части гарема Ахмад умолчал. — Вскоре Тимур перейдет к нападению — в этом уверены в Сирии и Египте. Баязид ответил, с гордостью указывая на то, что он одержал большие победы как борец за веру — в 1394 году взятие Салоник; в 1396 году победа над королем Сигизмундом Венгерским и его союзниками, французами, Немецким рыцарским орденом и Иоаннитами, выступление которых благословил папа как крестовый поход. И теперь, в момент решающего удара по Константинополю, этот проклятый Тимур! К перемирию с византийцами он относился слишком беззаботно, сообщает Баязид Джелаириду, подтвердив, что нужно для отпора Тимуру прервать войну против неверных26.
Война против чагатаидов Баязиду была совсем некстати. Но он не мог оставить Сивас для разграбления. Так он вошел в Анатолию, в то время как войско Тимура продвинулось на юг, в Алеппо, и, очевидно, снова взяло Сивас, так как Ахмад Увайс, брошенный, между тем, на произвол судьбы Кара Юсуфом, поехал через Сивас и Анкару в Аксарай, где его приветствовал Баязид. Султан предоставил в распоряжение своего гостя область Кютахья, для того чтобы он мог вести соответствующую его рангу жизнь во время пребывания у Османов. Немного позже вступил и Кара Юсуф на османскую землю и был пожалован лепным поместьем Аксараем 27. Войско Тимура — как мы знаем, уставшее от войны 28, — вторглось, между тем, в Сирию. Возможно, Баязид ожидал, что в борьбе против мамлюков оно измотается? Предостерегающее известие Тимура с требованием незамедлительно выдать ему Кара Юсуфа и Джелаирида, а султану посвятить себя священной борьбе против франков29 не произвело, очевидно, впечатления. До весны 1401 года свирепствовали чагатаиды в Сирии; богатые трофеи, которые они раздобыли жестокостью и презрением к людям, возможно, казались им справедливой компенсацией за пережитые лишения. Таким истощенным, какими они были перед нападением на Сирию, не хватило бы сил для отступления и полного лишений похода через Анатолию. Но этот переход стал теперь неизбежен, так как Баязид ни в коей мере не дал себя запугать победой над Сивасом и решил укрепить свою власть в Центральной Анатолии. Летом 1401 года он появился перед Эрзинджа-ном и заставил Мутаххартена, надежного союзника Тимура, покориться. Область, приобретенную таким образом, он доверил управлять Кара Юсуфу. Только когда местное население слишком громко стало роптать, он отобрал у Мутаххартена княжество; его жителей, однако, он приказал угнать в Бурсу30.
В это время Тимур со своими главными вооруженными силами стоял на севере Двуречья, безуспешно стараясь занять крепость Мардина; потом он узнал, что Ахмад Увайс вернулся в Багдад и пытался возобновить там свое господство. Это была чрезвычайно неприятная неожиданность, показавшая, что чагатаидов теснили с севера и с юга. Почти просительно звучит теперь письмо, которое просит вручить Осману Тимур и в котором он снова предлагает ему дружеские отношения. Он хочет информировать султана обо всех шагах; тот должен знать, что в Багдаде восстала чернь против тимуридскон оккупационной власти и что он, Тимур, теперь, несмотря на летний зной, выступает (в поход), чтобы подашггь восстание; потом войска вернутся в летний лагерь на альпийские пастбища Ала-даджа. Теперь, действительно, наступило такое время, что и Баязид посылает к нему высокопоставленное лицо с пожеланием победы над мамлюками; для быстрого продвижения сил против неверных — Тимур ссылаетсяна свои успехи в борьбе с грузинами и абхазами — необходима дружба между ним и Баязидом31. В следующем послании Тимур сожалеет, что между Ним и султаном османов испортились отношения; султан, по-видимому, ему не доверяет, и поэтому он торжественно заверяет, что у него честные намерения. Тимур намекает на то, что Баязид лелеял мысль быть посредником между ним и мамлюками при отношениях дружеского доверия. Но, как уведомляет Тимур адресата, возможности посредничества совсем не было, так как в этом деле Чагатаиды были правы с точек зрения «божьего закона, разума и чести». Убийство посланника под Ар-Рахба и взятие в плен Атламиса сделали неизбежным нападение на Сирию. Впрочем, Баязид, династия которого уже такое долгое время владела султанатом, намного превосходил по достоинству выскочку Баркука и с полным правом отнял несколько провинций в Анатолии. Как он мог обращаться к Фараджу, отпрыску такого жалкого раба, в официальных письмах со словами «сын» и «султан обоих священных городов»? Ахмад Увайс сеет смуту из Багдада; если Джелаирид снова будет искать убежища у Османов, то Баязид ни в коем случае не должен его принимать; Ахмад — правитель, от которого отвернулось счастье. Но что угрожает отравить зарождающуюся дружбу Тимура с Баязидом — это нападение на Эрзинджан, на которое, очевидно, подстрекал Османа Кара Юсуф. Этот Кара Юсуф должен быть выдан. Однако Тимур сам не хотел в этот момент выступать со своим войском в Эрзинджан32, а только в Алададж, так как «не хотел несчастья...».
И это письмо вместе с ответом Баязида вошло в собрание образцов дипломатических документов и поэтому передано потомкам. Баязид указал Тимуру на то, что он предпринял достойные порицания попытки посредничества только в пользу мусульман, как раз в Мекке и Медине; его образ действия нельзя истолковывать в этом отношении так, что он начал дружить с мамлюками; он продолжает оставаться их врагом. С Ахмадом Увайсом, напротив, его связывает долгая дружба и поэтому он его не выдаст. Даже Хулагу, основатель империи ильханов, не требовал от мамлюка Бейбарса, чтобы тот отправил назад потомка последнего аббасидского халифа. Из некоторых намеков Баязида ясно, что Тимур, очевидно, намеревался устроить суд над Ахма-дом и Кара Юсуфом на «ильханском собрании совета»33. Наконец Тимур представил османскому султану значительное предложение по урегулированию ссор в Центральной Анатолии: Баязид должен отступить из области, которая принадлежит Мутаххартену, и освободить лежащую там крепость Камах; при этих условиях Ча-гатаиды намеревались в будущем воздержаться от любого посягательства на Сивас, Малатью и Эльбистан34. Итак, Баязид без борьбы получил назад район сосредоточения войск против мамлюков, врагом которых он себя считал, по собственному признанию.
В середине лета 1401 года Тимур превратил Багдад в развалины и приказал вырезать большую часть населения. Теперь пока нельзя было и думать о том, чтобы открыть против него второй фронт. Не в последнюю очередь это причина того, что Баязид вдруг стал стараться улучшить отношения с Тимуром. Он отправил послов в зимний лагерь чагатаидов, попытался использовать и Мутаххартена. Однако упорный отказ Баязида изгнать Кара Юсуфа привел, по описанию тимуридских источников, все хлопоты о компромиссе к провалу. Тимур настаивал на своем требовании и велел передать, что в следующем году весной он подойдет к границам Османской империи и будет ждать ответа султана.
В середине марта 1402 года Тимур осуществил свою угрозу: он двинулся от зимнего лагеря на запад, правда, еще раз передав Баязиду свою точку зрения и к тому же настоятельно требуя освобождения крепости Камах, важнейшего замка в княжестве Мутаххартена35. Слух, что Кара Юсуф теперь больше не с Баязидом, не смог поколебать теперь Тимура в его решении. Он завоевал Камах и продвинулся потом в Сивас. Посольство Баязида, которое должно было переубедить его в последнюю минуту подарками, ничего не добилось.
Перед Сивасом он устроил смотр войскам — спектакль, который должен был запугать османских послов. «И мысли омрачились, и их разум пришел в замешательство». С требованием Тимура сопроводить к нему всех родственников Мутаххартена, угнанных Баязидом в Бурсу, а султану дать одного из своих сыновей в заложинки, отправились они домой36.
БИТВА ПОД АНКАРОЙ
Снова удалось Тимуру нарисовать перед своим врагом картину необыкновенной сплоченности. Причины, Которые прежде побуждали его добиваться дружбы Баязида, были устранены в его глазах; возможная угроза с юга была ликвидирована. И это для Тимура было, очевидно, самым решающим, а не моральное состояние его войск, о котором уже давно ничего хорошего нельзя было сказать. На собрании эмиров и князей, которое в конце зимы 1402 года должно было решить вопрос о будущих военных походах, Тимур перечислил все, что было за войну против Баязида. Остальные присутствующие назначили одного из их среды, который должен был доложить «господину счастливых обстоятельств» их опасения. В данный момент не выгодно наступать на империю Османов. Более того, астрологи узнали, что царь чагатаидов во время похода в страну Рум погибнет; «конечно, полководец должен сам распоряжаться!» Разозленный Тимур спросил о доказательстве истинности этого предсказания, но не получил ответа.Тогда один из эмиров предложил:
«Если полководец считает это -правильным, мы должны предпринять этот поход несмотря па недостаточную подготовку эмиров и вопреки решению астрологов, Мы надеемся па поддержку Бога, на побежда-югцую счастливою силу, и так завоеван будет. Рум, а Баязид Молниеносный... закован в кандалы, так как он был чрезмерно еысокомерен,- и настал конец его господству. Господин счастливых обстоятельств позвал своего астролога и приказал: «Скажи мне откровенно, что тебе стало известно из положения звезд?» Тот ответил: «Астрологический календарь, который я составил на этот год, я доложил, С величайшей осторожностью я истолковал приметы и записал их значения. Восходящая звезда твоей власти чрезвычайно сильна, восходящая звезда власти врагов очень слаба». Теперь в созвездии Овна появилась комета, от вечерней молитвы до исчезновения сумерек; позже она стала видима и на западе, потом исчезла. Через несколько дней ее можно было увидеть на востоке. Астролог прочитал господину счастливых обстоятельств из книги Мухъи-ад-дина алъ-Магриби, что, если комета появляется в созвездии Овна, правитель с востока завладеет страной Рум, а правитель Рума будет взят в плен. Господин счастливых обстоятельств велел принести ему ту книгу, выказав свое недоверие. Почти сто лет прошло со времени написания этой книги (а теперь появилась комета)! Ее слова принесли Тимуру облегчение и он подтвердил свое решение выступить походом на Рум37.
Предсказание, которое несмотря на давность не могло относиться к уже происшедшему событию, рассеяло последние сомнения. Теперь уже стояли под Сивасом, следовательно, вступили на землю, на которую претендовал Баязид. Часть чагатайского войска через Кайсери продвинулась к Анкаре; Тимур следовал на некотором расстоянии. Под Анкарой он узнал, что Баязид со своей армией уже близко. Тимуридские источники повествуют, что ряды чагатаидов охватывало все большее беспокойство, далее уныние; они опасались, что изнуренные лишениями дальнего похода уступят противнику на его собственной территории; однако Тимур провел ночь перед битвой в молитве и утром уверенно расположил свои войска для боя. Сведения о ходе последовавших боев противоречивы; даже точная дата неизвестна, вероятно, она выпадает на последние дни июля 1402 года. Битва закончилась сокрушительным поражением Баязида, которому не удалось подстеречь Тимура за пределами османской территории. Вместо этого он был вынужден гнаться за агрессорами, так что вступил в решающий бой с истощенными силами. Кроме того, чагатаиды внедрили многочисленных шпионов в османские войска. Им удалось уговорить дезертировать татарский контингент, который находился под командованием Баязида. Более того, чагатаиды превосходили его армию численностью38. Несомненно только то, что бегущие османские войска не смогли защитить своего султана: его окружили и взяли в плен39.
Одним ударом было уничтожено дело всей жизни аязида: самая большая часть его анатолийских завоеваний снова была потеряна, о штурме Константинополя нечего было и думать; империя оказалась в кризисе, из которого ее вывел только Мехмед II (прав. 1444-1446 и 1451-1481). Византийцы же, наоборот, могли торжествовать. Император Мануил II (прав. 1391-1425) посетил в это время важные европейские дворы, чтобы вымолить поддержку против Османов. Его наместник в Константинополе, после того как получил победную весть, послал большую сумму денег и многочисленные подарки; Тимур дал ему знать, что согласен с тем, чтобы принимать ту же самую дань, которую византийцы должны были вносить до сих пор Баязиду. Шами делает из этого поспешный вывод, что в Константинополе — подобно тому, что и в Трапезунде — согласились на введение подушной подати и тем самым, на признание мусульманского суверенитета. В этом нет ничего, кроме лести, которой Тимур, должно быть, возвышался до исполнителя самого горячего желания всех борцов за веру.
Французский король Карл VI (прав. 1380-1422), усердный вдохновитель крестового похода против Османов, потерпевшего неудачу несколько лет назад, видимо, давно возлагал надежды на того удивительного завоевателя и захотел установить с ним контакт. Теперь Тимур удостоил его ответом, который он доверил одному доминиканцу итальянского происхождения, занимавшему пост епископа Султании; Тимур победил общего врага, было написано в послании, и в остальном счастлив узнать о здоровье «великого князя» и надеется, что в будущем между обеими странами будут ездить туда и обратно купцы, деятельность которых приведет «мир к расцвету». О слишком глубоком уважении эти строчки, которые Тимур велел передать лишь через монаха, а не эмира, не говорят. И в Кастилию и Англию, в Геную и Венецию сообщил Тимур о своей победе над Баязидом. Такие подробности Шами не выболтал бы, даже если бы он их знал, если бы Тимур сам не заговорил о предосудительном заинтересованном объединении с «франками»40.
Как раз после победы над Баязидом Тимур должен был доказать на глазах у мусульман серьезность своих намерений в борьбе за веру. Он притворился, что отныне будет сражаться с «франками» за распространение ислама, как до этого делал его пленный враг. Но чагатаиды не укоренились глубоко в Малой Азии, и поэтому завоевание некоторых крепостей, например, Измира41, было не чем иным, как мимолетным обозначением притязаний, не рассчитанных на продолжительное время. Наряду с византийцами самую большую выгоду из поражения Баязида извлекли мамлюки. Опасения Ибн Хальдуна, что Осман распространит свое господство на юг, были теперь беспредметными. Но, как и в случае с Константинополем, здесь тоже отложено — не означает отменено 42.
Вскоре после своего триумфа Тимур снова обратился к Востоку, к странам Кавказа. Там мы находим его в 1403 году с усердием предающимся войне с грузинами, абхазами и армянами так, как будто он хотел еще задним числом лишить Баязида венца самого удачного борца за веру того времени. Однако слух, что Ахмад Увайс был схвачен в Сирии переодетым в дервиша, а мамлюки захватили в плен Кара Юсуфа, вероятно, напомнил Тимуру о том, что все его громадные усилия, которые требовали не один раз его войска, в конце концов не привели к удовлетворительным результатам. На всякий случай он отправил миссию, которая, как мы догадываемся, должна была потребовать от мамлюкского султана выдачи тех двоих43. Тимур не смог претворитьидею реставрации наследия Чингисхана в длительный политический строй. Существовали только он его сыновья и внуки, его доверенные, и существовали его враги, которых нужно было устранить с тя боя. Мысль о постоянном воздействии с помощью иститутов, каким бы фрагментарным оно ни было, ему приходила в голову. Евразия была для него его любимой шахматной доской, где он переставлял фигуры, Пока однажды всем врагам не был объявлен мат 44. Не только Анатолию и Кавказ он оставил без мирного порядка; и в Иране он должен был снова и снова принимать меры против бунтовщиков. 1404 год, обратный путь в Самарканд больше нельзя было откладывать; ему пришлось хотя бы формально обеспечить господство над основными исламскими областями. Умару Бахадуру, сыну Мираншаха, с позором свергнутого с «трона Хулагу»45, должно быть, теперь, когда империя стала непобедимой, можно доверить некоторые страны, являющиеся — по представлению Тимура — чингисидской территорией. Документ, составленный для этой цели, называет Мидию от Рея до Азербайджана, Кавказ до Дербента, включая Грузию и страну абхазов, а также Диярбакиры и Ирак до Хидшаза, страну Рум до Истанбула, страну франков — вероятно, Трапезундскую империю46, — а также Сирию до Александрии и до Нила47. Документ датирован концом месяца шабана 806 года48, значит, был написан в первой половине марта 1404 года. В середине лета того же года Тимур, наконец, добрался до своего любимого Самарканда49. Семилетняя кампания закончилась.
БАЯЗИД И ТИМУР
Баязид и Тимур. Столкновение этих двоих великих завоевателей вдохновляло фантазию людей не только на исламском Востоке, но и в Европе. Рассматривая ретроспективу, можно сказать, что именно высокомерие Баязида привело к катастрофе под Анкарой, и поэтому катастрофа явилась справедливым наказанием50. Да, ужасным, страшным напоминанием является падение Баязида. Он много раз хотел бежать из плена и, наконец, был заперт Тимуром в клетку с железными решетками, и, подобно дикому зверю, его возили за Тимуром51. Кое-что другое, худшее, могут сообщить тимуридские источники. С Баязида сняли оковы и великодушно допустили к целованию ковра. Тимур упрекал своего поверженного врага в недостойных, эгоистичных действиях, восстающих против постановления судьбы. «Если бы ты думал и на примере других поостерегся, то это было бы лучше, чем теперь другие остерегаются на твоем примере!» Загнанный до полной подавленности, Баязид унизился до положения раба Тимура и в ответ на это был одет им в почетную одежду52. Побежденному врагу в шаблоне монгольского мышления, который признает право на жизнь только для членов «мирного сообщества», не остается ничего кроме морального самоуничтожения. Только как нищий раб может он, пока это нравится охраняемому небом «господину счастливых обстоятельств», быть наделен из его руки новым существованием. Кого удивит то, что Шами сообщает о тяжелом душевном заболевании, которое поразило Баязида. Все искусство врачей оказалось бесполезным.
Напрасно он надеялся и на утешение звезд. Тимур утверждает, что исход битвы за Анкару был заранее предопределен «благодаря воздействию неба и предназначению Бога». Баязид попросил о беседе с астрологом Тимура. Просьба была удовлетворена, и тимурид-ский летописец Хафиз-и Абру, говорят, был свидетелем разговора между пленным султаном и астрологом. «Да, в той книге так. написано!» — поучали Баязида. У него было еще много других вопросов, и он попросил астролога время от времени его посещать. «Исследуй мой гороскоп! С такими людьми, как ты, я на короткой ноге. Как только я с ними поговорю, моя душа находит облегчение!»53 Продолжительным это облегчение не могло быть. Как проявлялось страдание Баязида, источники умалчивают. Он скончался от этих страданий девятого марта 1403 года под Акшехиром54.
ХАОС И КОСМОС
«Возвышенный создатель причин — полны благословения его имена! — по своей воле, которая не знает причин, связал исполнение любого события... с наличием посредника, связующего члена, чтобы в движении мира... проявились тайны его чудесной всеохватывающей мудрости. У кого есть разум, тот видит, что ничто в этом мире не происходит без мудрости Бога, хотя создатель мог бы действовать произвольно. Божественное послушание1, единственное, что вызывает все события, есть, таким образом, одно-единственное, что превосходит эту исключительность... привязывает, в свою очередь, к этой исключительности процветание того мыслимого многообразия, и многообразие (мира) никоим образом не могло бы быть упорядочено без этой единственности; так следует устройство дворца калифа2 человеческому телу, которое является микрокосмосом, следует указаниям единственной души, без которой в нем не было бы постоянно излучающегося внимания и ничто бы не осуществилось. Точно так же существование многообразия макрокосмоса зависит от полноты власти и повелевающей силы превосходящего всех суверена...»3
Эти слова летописец Жазди находит для вступления к своему сообщению о противоборстве Тимура с Баязидом. Многообразие человеческого тела благодаря душе становится органичным целым; всемирный правитель Тимур заставляет необозримое многообразие человеческих устремлений объединиться в остроумной гармонии; весь ход вещей в конце концов проникается словом Бога, его мудростью, является только ограниченному числу наблюдателей как гибельный беспорядок, хаос. Скрытым за запутанной несовместимостью всего существующего лежит единое строение, и поэтому кажущееся неуправляемым является познанным разумом. Весь космос наполнен влиянием Бога, и Бог всегда действует мудро, хотя мог бы, являясь таким всемогущим, поступать самовольно, вопреки всей мудрости.
Как это мировоззрение отражается в языке летописи, превращая кажущуюся страшной путаницу событий в растолкованное сообщение и раскрывая этим ее целебный характер, мы уже разбирали. Микрокосмос отдельного человека, доступная нашим действиям земля, наконец, Вселенная — эти три области бытия, в которых аналогичным образом вплетаются друг в друга единственность и многообразие, определены на долгое время мудростью Бога. Неисчисляющим творцом добра и зла, как учила суннитская теология, которая господствовала с одиннадцатого века, не мог быть этот мудрый Бог. Вопрос, что такое добро и зло, оказался под углом зрения все пронизывающего, всем управляющего строения Бога, мнимой проблемой, вытекающей из недостатка возможности восприятия широких масс, которая не пронизывает поверхность явления, а запутывается в многообразии. Ибн аль-Ара-би, великий проповедник новой и, как он полагал, превосходящей суннизм формы ислама, в 1190 году увидел в Кордове толпу всех пророков от Адама до Мухаммеда, и они раскрыли ему смысл подлинной веры: «Нет ни одного зверя, которого бы Бог не держал за вихры! Мой господин на верном пути!» — написано в суре 11, 56. Каким радостным посланием были эти сло