Принципы организации системы права
Система права, правовая система и система законодательства.
Систематизация нормативно – правовых актов
Понятие системы права
Термин «система» является общенаучной категорией и широко используется как в естественных, так и в общественных науках (биологии, технике, социологии, экологии и т. д.). Независимо от того, в какой отрасли знаний применяется этот термин, чаще всего в понятие системы включаются три основных ее свойства.
Во-первых, система — это не просто совокупность составных элементов, а некое их единство, обусловленное тем, что все элементы системы объединены определенными внутренними взаимозависимостями, закономерностями.
Во-вторых, будучи составными частями какой-либо системы, все ее внутренние элементы приобретают некоторые свойства, которыми каждый из элементов в отдельности не обладает. «Целое, — заметил еще Аристотель, — больше чем сумма его частей».
В-третьих, являясь составной частью системы, отражая общие системные свойства, каждый из элементов не растворяется внутри нее, не сливается с другими элементами, а сохраняет свои качественные, специфические свойства, отличающие его от остальных элементов и всей системы в целом.
Иными словами, система — это единство и одновременно различие множества составляющих ее элементов, объединенных внутренними закономерностями. Следовательно, изучая любую систему, нужно ответить, по крайней мере, на три вопроса: 1) из каких элементов состоит данная система; 2) каковы ее внутренние закономерности; 3) каковы общие свойства этой системы?
Право, как отмечалось выше, — не просто сумма, а именно система, т. е. единствоправовых норм, регулирующих общественные отношения. Основными элементами системы права являются правовая норма, правовой институт и отрасль права.
Правовая норма — первичный, мельчайший элемент системы права. Если право можно представить в виде большого здания, то правовая норма и есть тот основной «кирпичик», из которого построено все здание права.
Правовая отрасль — напротив, самый крупный элемент системы права, это совокупность норм, которая сходным способом регулирует группу обособленных (похожих) общественные отношения.
В зависимости от характера регулируемых отношений выделяют:
¾ конституционное право — совокупность норм, регулирующих основы общественной и государственной жизни, правового положения человека и гражданина;
¾ административное право — совокупность норм, регулирующих управленческие отношения;
¾ гражданское право,отрасль, которая регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения;
¾ уголовное право, нормы которого определяют перечень деяний, являющихся преступлениями, и устанавливают виды наказаний за их совершение
Кроме названых отраслей, которые можно назвать традиционными, базовыми для любой правовой системы, в системе российского права в настоящее время появились и развиваются такие отрасли, как налоговое право, банковское право, семейное право, уголовно - исполнительное и т. д.
Все отрасли права можно разделить на материальные и процессуальные.
Нормы материального права указывают, главным образом, на субъективные права и юридические обязанности сторон, т. е. определяют, что субъект права может или обязан сделать (конституционное, гражданское, административное, уголовное и т. д.).
К процессуальным относятся отрасли, определяющие, как реализуются права и обязанности, юридическую процедуру их осуществления и защиты (конституционный, уголовный, гражданский, административный, арбитражный процесс).
Со времен римского права сохраняется деление отраслей права на публичное и частное.
Отрасли публичного права образуют нормы, регулирующие и защищающие общественные, публично-правовые интересы (конституционное, административное, уголовное право и др.). Как правило, в публичных отраслях государство в лице компетентных органов является основным субъектом правоотношений, возникающим при рассмотрении юридических дел, ему (государству) принадлежит инициатива защиты нарушенных прав и свобод, возбуждения юридического дела.
Частное право образуют нормы, защищающие, главным образом, интересы отдельного индивида (гражданское право, семейное и др.).
Правовой институт — это элемент системы права, который находится как бы «между» нормой и отраслью права.
Под правовым институтом принято понимать устойчивую группу норм, выделившуюся, как правило, внутри отдельной отрасли права, которые регулируют однородные общественные отношения.Например, внутри конституционного права выделяются институт избирательного права, институт гражданства и проч. В уголовном праве существуют институты преступления, соучастия, преступлений против собственности, личности, воинских преступлений и т. д.
Иногда выделяют и четвертый элемент — межотраслевые институты,что объясняется существованием таких общественных отношений, которые носят универсальный характер, пронизывают всю сферу правового регулирования, не «замыкаются» в рамках какой-то одной отрасли права. Типичным примером межотраслевого института является институт собственности: подобные отношения регулируются практически любой отраслью права — конституционным, гражданским, уголовным, семейным и т. д.
Сложным для уяснения и дискуссионным остается вопрос о природе системы права, ее предпосылках. На первый взгляд, система права носит субъективный характер, всецело зависит от воли и желания законодателя, т. е. создается, формируется государством. Однако более глубокое изучение природы системы права позволяет признать ее объективныйхарактер. Действительно, вопрос: «быть или не быть» праву системой, менее всего зависит от воли государства, произвольных действий законодателя. Первопричиной внутреннего единства всех правовых норм является системный характер самих общественных отношений, которые регулируются правовыми нормами. Поэтому следует согласиться с мнением тех ученых-юристов, которые подчеркивают объективный и одновременно,субъективныйхарактер системы права. Сказанное означает в частности то, что искусственно построить, создать систему права нельзя, поскольку она уже существует как объективная реальность.
Системность права — такое его объективное свойство, которое заключается в единстве и согласованности всех правовых норм и одновременном делении их на отдельные отрасли и институты.