Неоклассическое направление экономической мысли
Неоклассическим принято называть возникшее во второй половине XIX века направление экономической мысли, базирующееся на фундаментальной идее старой классической школы - концепции саморегулирующейся рыночной экономики. Однако “неоклассическое направление” отличается от “старого классического направления” применением принципиально новых методов и расширением объекта исследования.
Во-первых, именно неоклассики стали активно изучать потребителя и обнаружили законы процесса потребления. Старая классика уделяла основное внимание поведению производителя, его издержкам, доходу, и сформулировала законы в сфере производства. Некоторые ее представители, например, рикардианцы, изучали также сферу распределения доходов. Последователь учения А. Смита Ж.-Б. Сэй указывал на важность “потребления” как самостоятельного раздела экономической науки и определял ценность блага его полезностью (само понятие полезности было введено И. Бентамом), но дальше это не продвинулся. Настоящее внимание поведению потребителя стала уделять только Австрийская школа, которая стояла у истоков образования неоклассического направления экономической мысли. “Австрийцами” были обнаружены два закона потребительского поведения: закон убывающей предельной полезности и закон равновесия потребителя. Как в последующем выяснилось, оба были открыты, но не приняты наукой еще в 1854 году немецким математиком Генрихом Госсеном (работа “Развитие законов человеческого общения и вытекающих из них правил человеческой деятельности”), поэтому их часто называют 1-м и 2-м законом Госсена.
Во-вторых, в трудах неоклассиков получает распространение так называемый “маржинализм”, или “предельный анализ”. Маржиналисты ввели в экономический оборот так называемые предельные (приростные) величины, такие как «предельная полезность», «предельная производительность», «предельные издержки». Предельный анализ позволил функционально описать изменение отдельных микроэкономических переменных. Появилась возможность широкого применения в экономике математических методов, моделирования поведения отдельных субъектов (фирмы, потребителя) и функционирования рынков на микроуровне. Таким образом, неоклассика сделала существенный прорыв в методологии исследования, по сравнению со старым классическим направлением, которое применяло в основном описательный и аналитический методы исследования.
В-третьих, графические и экономико-математические модели, построенные неоклассиками, обладали одним существенным свойством: они предполагали достижение целевой функции при установлении внутреннего равновесия. То есть эти модели были статическими и поддерживали идею эффективной саморегуляции рыночной экономики.
Неоклассики изучали отдельного субъекта хозяйственной деятельности, который руководствуется собственными интересами, а не интересами группы или тем более общества, он свободен от влияния “общественного мнения”. Этот принцип в экономической науке получил название “методологического индивидуализма”. Более того, субъект действует рационально: во-первых, он стремится к максимизации полезности или дохода, во-вторых, обладает способностями и достаточной информацией для того, чтобы оценить все имеющиеся у него альтернативы.
Изучая закономерности выбора, осуществляемого производителем и потребителем, неоклассики выдвинули в качестве основной единицы анализа категорию “альтернативной ценности”, под которой понимали ценность упущенных возможностей. Так, издержки производства определяются ими не с точки зрения фактических затрат, а с точки зрения упущенных возможностей, то есть выгод (продуктов, доходов или полезности), которые могли быть получены при альтернативном использовании благ.
И, наконец, все неоклассические закономерности формируются на микроуровне. Макроэкономики как самостоятельной науки с собственными закономерностями у неоклассиков просто не существует. Национальное хозяйство в их понимании представляет собой механическую сумму индивидуальных субъектов, взаимодействующих посредством рынков. Это положение станет в последующем объектом критики со стороны кейнсианцев. Между тем, многое из того, что изучает студент в современной микроэкономике, было впервые исследовано именно неоклассиками.
У истоков возникновения неоклассического направления экономической мысли был французский математик Антуан Огюстьен Курно (основное произведение – «Математические основы теории богатства», 1838 г.), который впервые построил функцию спроса, ввел понятие ценовой эластичности спроса и решил проблему максимизации прибыли для совершенной конкуренции, олигополии и монополии. Равновесие фирмы, когда предельные издержки равны предельному доходу, так и называется с тех пор равновесием Курно.
Неоклассическое направление включает несколько ответвлений.
Þ Австрийская школа, именуемая также “школой предельной полезности”. Карл Менгер (основатель), Йоген Бем-Баверк, Фридрих фон Визер. В России идеи этой школы отчасти разделял Михаил Иванович Туган-Барановский, который пытался соединить теорию предельной полезности с трудовой теорией стоимости К. Маркса.
Þ Лозаннская школа. Леон Вальрас (Франция), Вильфредо Парето (Италия).
Þ Кембрижская школа. Альфред Маршалл, Артур Сессил Пигу (Англия).
Особняком в этой классификации стоит австрийский экономист Йозеф Шумпетер, которого нередко называют “диссидентом” в среде неоклассиков. Ему принадлежат оригинальные теории предпринимательства и экономического развития.
Основателем неоклассического направления считается профессор английского Кембриджа Альфред Маршалл (1842-1924). Его основной труд - «Принципы экономической науки» (1890).
Главная заслуга А.Маршалла заключается в том, что он первый дал научное соединение трех основных теорий ценности: 1) новой для того времени, но преувеличивающей роль потребителя в формировании цены, теории предельной полезности, 2) незаслуженно забытой (и реабилитированной Маршаллом) теории издержек, у истоков которой стоял Рикардо, 3) теории спроса и предложения. По Маршаллу, полезность и издержки подобны двум лезвиям ножниц, каждое из которых участвует в процессе резания. Они оба влияют на цену.
Цена, которую согласен уплатить потребитель (цена потребителя), зависит от закона убывающей предельной полезности. Графическая интерпретация этого положения дает нам закон спроса: объем закупок находится в обратной зависимости от цены (график спроса D). Издержки же воздействуют на цену производителя, являясь ее нижним ограничителем. Большему объему предложения товара соответствует более высокая цена предложения, так как с ростом производства растут так называемые издержки упущенных возможностей, то есть приходится отвлекать ресурсы из все более прибыльных отраслей, ясно, что такие ресурсы имеют более высокую оценку. Так действует закон предложения (график предложения S). При совмещении кривых спроса и предложения возникает знаменитый “крест Маршалла” (подобный тем ножницам, о которых говорилось выше). Та цена, при которой количество предлагаемого товара совпадает с количеством товара, которое желают купить потребители, является равновесной ценой. Отсюда вывод: рыночная цена определяется равновесием предельной полезности (которую отражает кривая спроса) и предельных издержек (которую отражает кривая предложения).
Цена D S
(P)
P*
Q* Количество (Q)
Рис. 1. “Крест Маршалла”
Маршалл изучал рыночное равновесие на товарных рынках, факторы, влияющие на спрос и предложение, эластичность спроса по цене (хотя само понятие ценовой эластичности спроса было введено еще в 1838 году французским математиком А.О. Курно). Ему принадлежит выделение кратковременного и долговременного аспектов исследования. А. Маршалл первым анализировал проблему устойчивости равновесия. Новую науку, которая получила развитие в трудах неоклассиков, он предложил назвать “Economics” - вместо устаревшего названия “политическая экономия”.
Основатель Лозаннской школы итало-французский экономист Леон Вальрас создал экономико-математическую микроэкономическую модель общего равновесия, где показал взаимосвязь всех рынков (рынков товаров и услуг, рынков факторов производства и рынка денег) и продемонстрировал действие “закона Сэя” (совокупный спрос равен совокупному предложению). На примере модели общего равновесия он рассмотрел и сам механизм восстановления равновесия посредством так называемого “tâtonnement” – “нащупывания” равновесной цены. Этот термин очень точно отражает то, что описывал Вальрас. Дело в том, что установление новой равновесной цены на отдельном рынке означает (в силу взаимосвязанности рынков) нарушение установившегося равновесия на других рынках. Таким образом, процесс приближения к равновесию продолжается до бесконечности. Чтобы процесс “нащупывания” сходился (то есть наблюдались затухающие колебания), Вальрас ввел предположение, что изменение цены на данный товар должно оказывать наибольшее влияние на спрос именно на этот товар и меньшее - на спрос на другие товары. Однако точно сформулировать и формализовать данное положение удалось лишь последователям Вальраса.
Таким образом, Вальрас придал неоклассической системе рыночного равновесия и рыночной саморегуляции некую логическую завершенность.