Проверка выполнения требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах
Основными этапами существования потенциально опасных объектов являются этап проектирования, этап строительства, этап эксплуатации и этап вывода из эксплуатации объектов.
На каждом этапе важное внимание уделяется безопасности проектируемого или эксплуатирующегося объекта и осуществляется государственный надзор за выполнением требований безопасности с помощью уполномоченных для этого органов государственной власти [7, 19]:
на стадии проектирования - контролирующий орган - Государственная экспертиза проектов (ГЭП);
на стадии строительства - ответственный за соблюдение норм при строительстве – подрядчик на строительство;
на стадии эксплуатации - контролирующий орган - ГУ МЧС по субъекту РФ.
В соответствии с приказом МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» в проекте строительства предусматриваются мероприятия:
по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате возможных аварий на объекте строительства, и снижению их тяжести;
по защите от поражающего воздействия источника чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах, включая аварии на транспорте;
по защите от поражающего воздействия источника чрезвычайных ситуаций в результате опасных природных процессов.
При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций предусматриваются:
установление перечня опасных производств с определением опасных веществ и их количества для каждого производства;
определение зон поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации с указанием применяемых для этого методик расчетов;
определение численности и размещения производственного персонала проектируемого объекта, объектов и/или организаций, которые могут оказаться в зоне поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации;
определение численности и размещения населения на прилегающей территории к зоне поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации;
решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению выбросов опасных веществ в количествах, создающих угрозу населению и территории;
устройство систем контроля радиационной, химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций;
решения, направленные на предупреждение развития и локализацию чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросами (сбросами) опасных веществ;
решения по обеспечению безопасности населения при возможных взрывах и пожарах;
устройство систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций, а также безаварийной остановки производств, представляющих реальную угрозу населению и территории в случае аварии;
решения по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при аварии;
резервирование источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также систем связи;
создание резервов материальных средств для ликвидации последствий аварий на проектируемом объекте;
решения по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);
системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта;
решения по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах, в том числе аварий на транспорте, предусматриваются:
определение потенциально опасных объектов и транспортных коммуникаций, аварии на которых могут стать причиной возникновения чрезвычайных ситуаций на объекте строительства;
определение зон поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации на рядом расположенных потенциально опасных объектах, а также объектах транспорта с указанием источника информации или применяемых методик расчетов;
определение численности и размещения людей на проектируемом объекте, которые могут оказаться в зоне чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на рядом расположенных объектах;
решения, реализуемые при строительстве проектируемого объекта, по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздействия поражающих факторов.
В состав проектной документации включаются:
ситуационный план (планы) с обозначением проектируемого объекта, рядом расположенных объектов, населенных пунктов, транспортных коммуникаций (попадающих в зону действия поражающих факторов при чрезвычайной ситуации на проектируемом объекте), а также границ зон возможной опасности и зон вероятных чрезвычайных ситуаций с указанием численности людей в этих зонах;
генеральный план объекта строительства с экспликацией зданий и сооружений, указанием этажности, количества работающих и указанием путей эвакуации людей с территории объекта.
Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций в составе проекта строительства подлежат государственной экспертизе в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации».
На стадии проектирования каждому объекту разрабатывается свод документации, определяющей этапы его возведения, используемые строительные материалы и т. д., характеристику и системы инженерных коммуникаций и т. п. Завершающим этапом этих мероприятий является разработка и прохождение экспертизы раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций».
Разработка раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» в составе проекта строительства предусматривается в соответствии с требованиями СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».
Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства охватывают круг вопросов по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рассматриваемых на проектном этапе инвестиционного процесса в строительстве.
Проектные решения раздела «ИТМ ГОЧС» должны быть направлены на обеспечение защиты населения и территорий и снижение материального ущерба от ЧС техногенного и природного характера, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также диверсиях.
При разработке раздела «ИТМ ГОЧС» необходимо руководствоваться действующими в Российской Федерации законодательством, строительными нормами и правилами, стандартами в области строительства объектов ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Проектные решения раздела «ИТМ ГОЧС», хотя и разрабатываются в полном соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами в области проектирования, но согласованию с территориальными органами управления МЧС не подлежат, за исключением случаев, особо оговоренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В тоже время, после утверждения в установленном порядке проекта строительства, заказчик один экземпляр раздела «ИТМ ГОЧС» направляет в территориальный орган управления МЧС для организации контроля за осуществлением «ИТМ ГОЧС» в ходе строительства объекта и последующей его эксплуатации.
В разделе 5.5.1 «ИТМ ГОЧС» должны найти отражения решения по предупреждению ЧС, возникающих в результате возможных аварий на объекте строительства, и снижению их тяжести, которые включают:
перечень особо опасных производств с указанием опасных веществ и их количества для каждого производства;
определение зон действия основных поражающих факторов при авариях, с указанием применяемых для этого методик расчетов;
сведения о численности и размещении производственного персонала проектируемого объекта, объектов и/или организаций, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае аварий на объекте строительства (указывается численность персонала по каждому субъекту хозяйственной деятельности, который по прогнозным данным попадает в зону прогнозируемого заражения облаком ОХВ);
сведения о численности и размещении населения на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае аварий на объекте строительства;
решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению аварийных выбросов опасных веществ (клапаны сброса избыточного давления, автоматические отсекающие клапаны, «обратки» – система трубопроводов перенаправляющих подачу сырья (ОХВ));
сведения о наличии и характеристиках систем контроля радиационной, химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций (система автоматических датчиков обнаружения опасных концентраций химических веществ в воздухе рабочей зоны, сопряженная с ЕДДС;
решения, направленные на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов (сбросов) опасных веществ (указываются инженерные решения, направленные на снижение последствий разгерметизации оборудования – обваловка, сплинклерные системы постановки водяной завесы и разбавления пролитого ОХВ).
Кроме того, указываются:
решения по обеспечению взрывопожаробезопасности;
сведения о наличии и характеристиках систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализации, а также безаварийной остановки технологического процесса;
решения по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при аварии;
сведения о наличии, местах размещения и характеристиках основных и резервных источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также систем связи;
сведения о наличии и размещении резервов материальных средств для ликвидации последствий аварий на проектируемом объекте:
решения по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);
описание и характеристики системы оповещения о ЧС;
решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта;
решения по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств ликвидации последствий аварий.
Раздел 5.5.2 «ИТМ ГОЧС» должен отражать решения по предупреждению ЧС, возникающих в результате аварий на рядом расположенных ПОО, в том числе аварий на транспорте.
Данный раздел включает следующие сведения:
перечень ПОО и транспортных коммуникаций, аварии на которых могут стать причиной возникновения ЧС на объекте строительства (перечисляются объекты, включенные в единый реестр ПОО, способные оказать влияние на нормальную жизнедеятельность строящегося объекта);
определение зон действия основных поражающих факторов при авариях на рядом расположенных ПОО, а также объектах транспорта с указанием источника информации или применяемых методик расчетов.
Кроме того, указываются:
сведения о численности и размещении людей на проектируемом объекте, которые могут оказаться в зоне ЧС, вызванной авариями на рядом расположенных объектах;
решения, реализуемые при строительстве проектируемого объекта, по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений в случае необходимости от воздушной ударной волны и вредных продуктов горения, радиоактивного загрязнения, химического заражения, катастрофического затопления;
сведения о наличии и характеристиках систем безаварийной остановки технологического процесса в случае ЧС, источниками которых являются аварии на рядом расположенных ПОО;
решения по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при ЧС;
сведения о наличии, местах размещения и характеристиках основных и резервных источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также систем связи;
сведения о наличии и размещении резервов материальных средств для ликвидации ЧС на проектируемом объекте:
описание и характеристики системы оповещения об авариях на рядом расположенных объектах;
решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации производственного персонала с территории объекта строительства;
решения по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств ликвидации ЧС.
Для объектов, на которых используются, производятся или хранятся аварийно химически опасные вещества (АХОВ), взрывчатые вещества и материалы, легковоспламеняющиеся и горючие вещества, дополнительно указываются:
сведения о местах расположения пультов управления и дублировании их основных элементов;
решения по защите емкостей и коммуникаций от разрушения воздушной ударной волной;
мероприятия по исключению разлива опасных жидкостей, опорожнению особо опасных участков;
мероприятия по максимально возможному сокращению запасов и сроков хранения опасных веществ, находящихся на подъездных путях предприятия, на промежуточных складах и в технологических емкостях до минимума, необходимого для функционирования производства в военное время, а также по переходу на безбуферную схему производства.
На стадии эксплуатации к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся:
разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, определение и периодическое уточнение показателей риска чрезвычайных ситуаций для производственного персонала и населения на прилегающей территории;
обеспечение готовности объектовых органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
подготовка персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях;
сбор, обработка и выдача информации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий;
декларирование безопасности, лицензирование и страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения;
создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На потенциально опасном объекте разрабатывается план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и документация, регламентирующая деятельность объекта, которая включает:
порядок учета отклонений технологических параметров до опасных значений;
систему анализа причин отклонений от требований безопасности и учета всех неполадок, временных остановок технологического процесса, оборудования с разработкой мер по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций.
Для обеспечения готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций система оповещения объекта должна соответствовать постановлению Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».
Организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, подлежат обязательной оценке готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в дальнейшем – оценке готовности объектов).
Оценка готовности объектов осуществляется комиссиями МЧС России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с учетом класса опасности объекта:
потенциально опасных объектов 1 класса - МЧС России;
потенциально опасных объектов 2 класса - региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
потенциально опасных объектов 3, 4 и 5 классов – органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации.
Проведение оценки готовности объекта предусматривается с периодичностью не реже одного раза в пять лет в виде самостоятельного мероприятия или с включением в планы регулярных и внеочередных проверок организаций по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций. Для проведения оценки допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие лицензии.
Показатели, периодичность и порядок оценки готовности потенциально опасных объектов определяются в установленном порядке. Обязательными показателями готовности потенциально опасного объекта являются оснащенность объекта средствами предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций и способность объектовыми силами ликвидировать локальную чрезвычайную ситуацию, защищенность объекта от опасных природных процессов, наличие системы оповещения от чрезвычайных ситуаций, резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения.
Для оценки готовности объекта эксплуатирующая организация в соответствующую комиссию представляет следующие материалы:
необходимую проектную документацию на строительство;
план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
декларацию безопасности объекта;
план подготовки руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При необходимости комиссии предоставляются и другие документы, связанные с вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте.