Отношения со странами — бывшими участницами ОВД — СЭВ
Главным направлением «большой» внешней политики по-прежнему остаются российско-американские отношения.
В 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с объектов на территории друг друга в ненаселенные районы Земли. В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание «холодной войны»и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). Согласно договору к 2003 г. должно было быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным Договором ОСНВ-1. Договор вызвал неоднозначную реакцию в обществе и был ратифицирован VI Государ-ственной Думой только в 2000 г.
Ослабление военной мощи России привело ее к жесткой зависимости от глобальной политики США и НАТО, ослаблению влияния на страны третьего мира, утрате миротворческой роли в Арабо-израильском конфликте, а также позиций на мировом рынке вооружений.
3-5 июня 2000 г. по приглашению Президента Российской Федерации В. В. Путина в Москве с рабочим визитом находился президент США Б. Клинтон. В ходе переговоров был проанализирован весь комплекс российско-американских отношений, включая вопросы международной безопасности и стабильности: международный терроризм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, международный и региональные проблемы, вопросы развития торгово-экономических связей.
Президенты двух стран подписали ряд совместных документов, в том числе: о принципах стратегической стабильности, о создании в Москве совместного центра обмена данными о пусках ракет и космических носителях, об утилизации оружейного плутония, о сотрудничестве в области борьбы с глобальным потеплением.
Важное внимание на переговорах было уделено проблемам борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, подчеркивалось, что нарастание террористической активности представляет собой серьезную угрозу не только России и США, но и международной стабильности в целом. Именно в контексте борьбы с международным терроризмом обсуждалась ситуация на Северном Кавказе. Российская сторона выразила готовность к взаимодействию с международными организациями по гуманитарным аспектам ситуации в Чечне.
Некоторые изменения в российско-американских отношениях произошли в результате прихода к власти новой администрации США. На президентских выборах в ноябре 2000 г. 43-м президентом США был избран кандидат от республиканской партии Дж. Буш-младший. В его «команду» вошли вице-президент Дик Чейни, генерал Колин Пауэл в качестве госсекретаря, Дональд Рамсфельд — министра обороны, Кондолина Райз — помощника президента по национальной безопасности.
Несмотря на стремление России сохранить достигнутые договоренности, продолжить конструктивный диалог, в феврале 2001 г. отношения США и России осложнились:к уже существовавшим разногласиям (Чечня, свобода в России, договор по ПРО и др.) добавились арест П. Бородина, госсекретаря Союзного государства Россия — Беларусь, и задержание агента ФБР Р. Хансена.
Переломным моментом в отношениях между нашими странами явились трагические события 11 сентября 2001 г., когда в результате террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне погибло свыше 6 тыс. человек. Россия не только первой выразила соболезнования американскому народу и правительству, но и подтвердила готовность быть партнерами в борьбе против международного терроризма.
В результате совершенных террористических актов последовали глобальные изменения в международных отношениях. Проведение военной операции в Афганистане против режима талибов получило поддержку правительств Англии, Франции, Германии, Канады, Австралии, Турции и других стран. Президент России В. В. Путин также осудил теракты в США и поддержал идею создания широкой международной антитер-рористической коалиции. Правительство России заявило о предоставлении гуманитарной помощи афганскому народу, поддержала резолюцию Совета Безопасности ООН о борьбе с терроризмом, объявило о начале поставок оружия и военной техники Северному альянсу в Афганистане, воюющему с талибами.
В ноябре 2001 г. российско-американский диалог был продолжен официальным визитом Президента Российской Федерации В. В. Путина в США, где теоретически были открыты новые перспективы поиска взаимопонимания и конструктивного сотрудничества.
24-26 мая 2002 г. в Москве состоялись официальные переговоры Джорджа Буша и Владимира Путина. По их завершении был:
- подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, предусматривающий снижение к 2012 г. количества ядерных боеголовок у каждой из сторон с 5— 6 тыс. до 1700—2200 единиц;
- подписана Декларация о новых стратегических взаимоотношениях между Россией и США;
- принято Совместное заявление об антитеррористическом сотрудничестве двух стран;
- создана Рабочая группа по борьбе с терроризмом;
- решено начать диалог о расширении экспорта российской нефти в США и участии американских компаний в разработке и освоении новых месторождений в России.
В ноябре 2002 г. состоялся четырехдневный визит Путина в Америку, включавший посещение Вашингтона, техасского ранчо Джорджа Буша, развалин Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и штаб квартиры ООН на берегу Ист-Ривер. Этот визит знаменовал продолжение начавшегося с 11 сентября процесса сближения между Россией и Америкой. В России консенсуса по поводу новой внешней политики Кремля пока не наблюдается. «Западники» (представленные в российских политических кругах прежде всего Союзом правых сил) приветствуют кремлевский курс на сближение с Америкой, в то время как «патриоты» и «государственники» проявляют вполне предсказуемое недовольство отказом Путина от эскалации «холодной войны» против Запада. Помимо общих идеологических и патриотических соображений, антиамериканские эмоции отечественных политиков подогреваются экономическими интересами из «партии войны».
Особое опасение у мировой общественности вызывает стремление США к лидерству, которое достигается силовым давлением. В марте 2003 г. за последние десять с небольшим лет США провели третью крупномасштабную военную операцию. Какие силы привлекались раньше и насколько успешным оказался нынешний удар по Ираку?
1991 г., Ирак, операция «Буря в пустыне». Первое вооруженное столкновение американцев с режимом Саддама Хусейна однозначно воспринималось как акция против агрессо-ра. Ирак напал на Кувейт, и остановить Саддама можно было только силой. В антииракскую коалицию вошли 28 стран.
Военная техника иракцев была в основном советского производства. За шесть недель войны Ирак потерял около половины всего числа танков и самолетов, более двухсот из 500 ракетных установок СКАД были уничтожены авиацией США. Всего на Ирак союзниками было сброшено 88,5 тыс. тонн бомб и ракет. Войска антииракской коалиции поддерживали 100 кораблей (в том числе 6 авианосцев и 2 линкора с крылатыми ракетами «томагавк»). Потери США в технике составили 48 самолетов, 4 танка, 25 боевых машин пехоты, 20% американцев погибли от огня своего же оружия.
Конечная цель операции «Буря в пустыне» не была достигнута: режим Хусейна не был свергнут, армия, несмотря на поражение (половина ее была уничтожена или дезертировала), сумела сохранить основные силы и восстановить боеспособность.
2001 г., Афганистан, операция «Несокрушимая свобода». Толчком к нанесению ударов послужили сентябрьские теракты против США. В антиталибскую коалицию вошли США, Франция, Германия, Канада, Бельгия и некоторые другие страны. На начальном этапе операции в ней приняли участие 200 рейнджеров американского спецназа, высадившихся на территорию Афганистана с вертолетов (для проведения спецзаданий и в роли военных советников армии северного альянса).
Всего за год войны на территорию Афганистана авиацией США было сброшено 10 тыс. тонн бомб (в тротиловом эквиваленте). В качестве ударной силы антиталибской коалиции использовались формирования Северного альянса, на 90% вооруженные старой советской техникой. Армия движения «Талибан» была вооружена примерно также, кроме того, располагала 600 переносными зенитными ракетными комплексами. Американцы потеряли сравнительно немного людей: 57 убитыми и 180 раненными. Общая численность миротворческого контингента в Афганистане сегодня составляет примерно 14 тыс. человек.
Конечная цель — уничтожение бен Ладена с его штабом и всех талибских вооруженных формирований — до сих пор не достигнута. Под контролем миротворческого контингента и армии Афганистана находится лишь 35% территории республики.
2003г., операция «Свобода Ирака». Антииракская коалиция сосредоточила в районе Персидского залива внушительные силы и средства. «Кулак» этой группировки — американские войска (около 200 тыс. человек), английские, испанские и др. — 50—70 тыс. Американцы использовали на иракском фронте свое самое современное оружие: танки «Абраме», боевые машины «Бред-ли» и «Фукс», системы ПВО «Патриот», бомбардировщики В-2, Истребители F-117, модифицированные вертолеты «Алач», ракеты «томагавк», супербомбу МОАВ (из-за огромной мощности ее прозвали «матерью всех бомб».
Противостояла этой армаде 400-тысячная регулярная иракская армия при поддержке почти миллионных военизированных формирований: подразделений безопасности и погранвойск. Кроме того, поставлена под ружье огромная армия федаинов (добровольцев Саддама) — до 3 млн человек, включая подростков (вооружены автоматическим оружием, преимущественно автоматами «Калашникова»). Сухопутные войска Ирака состояли из 23 дивизий (3 бронетанковых, 3 механизированных, 11 пехотных, 6 — республиканской гвардии). Самое сильное оружие — 6 пусковых оперативно-тактических ракет и 50 систем тактических ракет.
Еще ни одна крупномасштабная операция США и их союзников не начиналась при таком расколе в НАТО и ООН. И при такой волне всемирного протеста против войны в Ираке. Россия в этом конфликте заняла принципиальную позицию — не дала втянуть себя в иракский кризис. Более того, Россия остается заинтересованной в сохранении сотрудничества с США.
В политическом плане США и Россия — самые крупные ядерные державы мира, на которых лежит ответственность за поддержание всеобщего международного мира. Россия и США должны совместно решать проблему нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Это одна из самых острых проблем XXI в., и, безусловно, без позитивного сотрудничества и взаимодействия между США и Россией эта проблема не может быть решена.
В настоящее время отношения России и США находятся в относительной стабильности, которую необходимо поддерживать и быть настоящими союзниками, чтобы победить такого опасного врага, каким является международный терроризм.
Развитие партнерских отношений со странами Запада происходило в соответствии с соблюдением национальных интересов России. Важным событием в процессе укрепления международных позиций России явилась поездка Б. Ельцина в июле 1992 г. в Мюнхен для встречи с участниками «семерки». В центре переговоров находились проблемы экономики: новые кредиты и отсрочка платежей по прежним долгам.
Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР.
В 1993—1994 гг. между Российской Федерацией и государствами ЕС были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Правительство России положительно отнеслось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира».
В апреле 1996 г. в Москве состоялась встреча на высшем уровне по ядерной безопасности. В ней приняли участие лидеры восьми ведущих государств мира: России, США, Германии, Великобритании, Франции, Канады, Японии, Италии. Были приняты Декларация московской встречи, Программа противодействию незаконному обороту ядерных материалов и другие документы.
В дальнем зарубежье Россия продолжала выполнять обязательства СССР по выводу войск из Европы, завершив его в августе 1994 г.
Одновременно в 1994—1997 гг. НАТО активизировало свое расширение за счет включения в состав блока Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Литвы, Латвии, Эстонии и Украины. Торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу, сохранились, но доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли значительно сократилась.
17 января 2002 г. состоялся первый за восемь лет визит Российского Президента в Польшу. Кабинет Ежи Бузека вел свою внешнеполитическую линию, сосредоточив внимание на вступлении в ЕС за счет отказа контактов с Москвой. На этот период пришлись громкие скандалы с высылкой группы российских предпринимателей, а затем российских дипломатов из Польши. С приходом новых властей ситуация изменилась: Польша захотела видеть Россию одним из своих основных союзников.
В ходе визита в Польшу стороны обсуждали взаимодействие с ЕС, проблему Калинин-градской области, положение в странах Балтии, транспортное сотрудничество в балтийском регионе, прокладку газопровода в Западную Европу через Польшу.
В. В. Путин принял участие в работе II экономического форума «Польша — Россия». Интерес польских предпринимателей к российскому рынку и весьма представительный состав российской бизнес-делегации свидетельствовал о новом формате польско-российских взаимоотношений.
В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы (став ее 39-м членом), в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на интеграцию в мировую экономику. Вступив в СЕ, Россия обязалась подписать и ратифи-цировать важнейшие европейские соглашения, включая Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, на которой базируется европейская правозащитная система. Россия — участница 37 конвенций СЕ, которые рассматриваются ка,к правовая основа европейского сотрудничества.
Отношения с Советом Европы развиваются неоднозначно. Фактором, осложняющим отношения, является чеченская проблема. В 2000 г. в связи с проведением на территории Чечни антитеррористической операции впервые встал вопрос о приостановлении членства России в СЕ или о лишении ее права голоса на заседаниях ПАСЕ. В дальнейшем европейским государствам было рекомендовано подать в Европейский суд на Россию по мотивам нарушения прав человека в Чечне.
В настоящее время, особенно после трагических событий 11 сентября в Америке, у России налаживается конструктивный диалог и сотрудничество с Советом Европы.
В 2000 г. наметился новый этап сотрудничества России и Запада. В апреле 2000 г. состоялся рабочий визит В. В. Путина в Великобританию, в июне — в Италию. В ходе рабочих визитов обсуждался широкий круг вопросов развития взаимодействия на международной арене в духе долгосрочного стратегического партнерства, в интересах упрочения стабильности и безопасности в мире. 2 апреля 2002 г. в Сочи в неформаль-ной обстановке прошла встреча Президента России В. В. Путина и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, в ходе которой обсуждались вопросы экономики и межгосударственной торговли. Обсуждались проблемы инвестиционного сотрудничества, культурные программы, а также сотрудничество в сфере малого и среднего бизнеса. Среди затронутых международных тем — отношения России и НАТО, сотрудничество России и Европы по созданию европейской системы безопасности, проблемы Ближнего Востока.
9-10 апреля 2002 г. В. В. Путин встретился с Федеральным канцлером Герхардом Шредером,немецкой бизнес-элитой и общественностью. Главная тема визита — переговоры о системе выплат советских долгов ГДР. Переговоры по этому вопросу между лидерами России и Германии были продолжены 4 октября этого же года.
А 17 апреля 2002 г. в резиденции премьера Великобритании на Даунинг-стрит состоялась встреча В. В. Путина с премьер-министром Великобритании Тони Блэром. Накануне приема В. В. Путин провел встречу с представителями деловых кругов Великобритании.
В мае 2002 г. Россия приняла участие в римском саммите НАТО—Россия.
29 мая 2002 г. Владимир Путин принимал в Москве премьер-министра Испании Хосе Мариа Аснара.
В целом отношения между Россией и западными странами развиваются в урегулировании международных кризисов, предотвращении распространения оружия массового поражения, борьбе с наркоманией, ликвидации последствий стихийных бедствий. Россия успешно сотрудничает с рядом международных и национальных организаций, таких, например, как Интерпол. Совместно с ООН Россия участвовала в разрешении всех вооруженных конфликтов в мире (конфликт на Балканах, «иракская проблема»). Участие России в урегулировании балканского кризиса было значительно не только в рамках усилий международного сообщества, но и в оказании конкретной экономической и гуманитарной помощи Сербии и Черногории. На Западе Россию все чаще рассматривают как серьезного посредника между Востоком и Западом, между Америкой и Европой.
Важным резервом наращивания внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации является восточное направление. В зоне Азиатско-Тихоокеанского региона у России сохранен прямой выход на мировой рынок и сосредоточены во многом не освоенные экспортные ресурсы. Одним из основных торговых партнеров России в этом регионе является Китай.
В июле 2000 г. президент В. В. Путин посетил с официальным визитом Китайскую Народную Республику. С переговоров в Пекине началась программа первого азиатского зарубежного турне президента В. В. Путина, в ходе которого он посетил Северную Корею и принял участие в саммите «большой восьмерки» на Окинаве.
Продолжается сотрудничество с Индией (официальный визит В. В. Путина в октябре 2000 г.), Вьетнамом (официальный визит В. В. Путина 28 февраля — 2 марта 2001 г.), Кореей, Монголией.
Определенные перспективы наметились в торговых отношениях с Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений).
В августе 2002 г. состоялся визит лидера Северной Кореи Ким Чен Ира в Россию. Встреча В. В. Путина и Ким Чен Ира началась в пригороде Владивостока в бывшей резиденции Л. И. Брежнева. Лидер Северной Кореи был приглашен для обсуждения вопроса соединения Транскорейской и Транссибирской магистралей, что даст возможность связать Корейский полуостров с Европой через территорию России. В ходе визита был затронут ряд важных международных и региональных проблем.
В конце 2002 г. за пять дней визитов в Китай, Индию и Киргизстан Президент России В. В. Путин, как подсчитали в Кремле, «налетал» 19 260 км, согласовал и подписал около полутора десятков международных документов. Экономическое сотрудничество, военно-торговые отношения, вопросы безопасности и борьбы с терроризмом — главные темы переговоров В. В. Путина в трех зарубежных столицах.
На новый уровень развития вышли российско-японские отношения. До 1991 г. СССР пытался объявить территориальную проблему несуществующей. Руководство Российской Федерации приложило определенные усилия для восстановления добрососедских отношений с Японией. Конкретными шагами для реализации нового курса стали неформальные встречи высших руководителей двух стран. В результате переговоров Япония отозвала «вето» на прием России в члены «большой семерки», выразила согласие на вступление России в организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества и Всемирную торговую организацию. В свою очередь Россия поддерживает вступление Японии в число постоянных членов Совета Безопасности. «Концепция новой дипломатии» Японии в отношении России предусматривает отделение так называемой «проблемы северных территорий» (Южных Курил) от всего комплекса вопросов двусторонних отношений.
14 октября 2002 г. в Москве состоялась встреча Президента России с главой МИД Японии Йорико Кавагути, которая приехала специально в Москву в рамках подготовки визита Дзюнъитиро Коидзуми, намеченного на 10 января 2003 г.
В 1991—2003 гг. прослеживается устойчивая тенденция к налаживанию связей бывших республик СССР. В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) Россия подписала свыше 800 нормативных документов: режим границ, торговли, расчеты за поставки сырья и оборудования, совместное изучение космоса, обмен информацией, оборона, защита прав русскоязычного населения.
В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще 11 государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.
Российское Правительство стремится сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен Договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. С 1996 г. отношения со странами СНГ были объявлены главным приоритетом внешней политики России.
В марте 1996 г. был образован Межгосударственный совет четырех в составе: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.
В апреле 1998 г. в Межгосударственный совет вошел Таджикистан.
Практическим шагом на пути интеграции стало подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России, предполагавший восстановить в 1996—1997 гг. единое экономическое и финансовое пространство.
8 декабря 1999 г. подписан Договор о создании союзного государства и Программа его реализации. В рамках будущего союзного образования предполагается создание союзного парламента, Правительства, Суда, Высшего Совета.
Однако успех интеграции тормозится рядом факторов. Главный из них состоит в том, что финансовая и экспортная политика республик не дает возможности создать единое экономическое пространство. Распад единой рублевой зоны произошел уже в 1993 г. Страны ближнего зарубежья ищут партнеров, имеющих твердую валюту, и сокращают экспортные операции по отношению друг к другу.
После распада СССР России пришлось участвовать в прекращении вооруженных конфликтов в ближнем зарубежье, так как создание национальных государств нередко сопровождалось всплесками вооруженной борьбы. Российские военные в роли «миротворческих сил» действовали в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, а также оказались втянутыми в гражданскую войну в Таджикистане.
В настоящее время остаются нереализованными многие важные инициативы интеграции стран СНГ. Заключенные соглашения и союзы нередко превращаются в чисто декоративные структуры. Серьезным препятствием на пути провозглашенного Содружества независимых республик стоят разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы стран ближнего зарубежья.
Таким образом, деятельность Правительства РФ внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами дальнего и ближнего зарубежья. Однако в связи с экономическим и политическим ослаблением Россия стала терять авторитет у стран дальнего зарубежья. Кроме того, не произошло оформление содружества как прочной и действенной организации, пользующейся авторитетом на международной арене. Удельный вес стран СНГ во внешнеторговом обороте РФ также неуклонно сокращается.
С целью преодоления возникших противоречий в 2002 г. проводились как саммиты глав стран СНГ, так и двусторонние встречи. 10 июля в Кишиневе состоялся двухднев-ный саммит глав стран СНГ. В рамках саммита в кишиневской резиденции президента России состоялась встреча Владимира Путина с Президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе. Основной вопрос — борьба с терроризмом на российско-грузинской границе.
25 июля 2002 г. в загородной резиденции Президента Белоруссии проходила трехсторонняя встреча лидеров России, Белоруссии и Украины. В ходе беседы обсуждались вопросы трехстороннего взаимодействия как в экономической, так и в политической сфере, а также предстоящий неформальный саммит глав государств СНГ, который прошел в Сочи в начале августа 2002 г.
В 2003 г. достигнуты определенные успехи по сближению стран Содружества. В феврале 2003 г. в Москве состоялась встреча лидеров России, Белоруссии, Казахстана и Украины, на которой сделано важное заявление об ускорении интеграционных процессов. В процессе переговоров были осуществлены следующие договоренности:
1) о создании единого экономического пространства на территории четырех государств. К сентябрю 2003 г. должно быть готово соответствующее соглашение;
2) о формировании совместной «Группы высокого уровня« (из вице-премьеров) с местоположением в Киеве. Возглавит ее представитель Казахстана;
3) об учреждении наднационального органа — независимой межгосударственной комиссии по торговле и тарифам.
Важное значение для налаживания контактов имело заключение двусторонних соглашений. 28 февраля 2002 г. В. В. Путин провел встречу с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым. Глава Российского государства отметил, что двусторонние отношения «развиваются позитивно» по всем направлениям. В свою очередь Эмомали Рахмонов подтвердил, что между двумя странами практически нет проблем в политическом и военном сотрудничестве. Одновременно выразил сожаление, что экономическая кооперация за последние годы, по его мнению, «не тронулась с мертвой точки». Говоря о ситуации в Афганистане, Рахмонов выразил позицию Таджикистана не вмешиваться во внутренние дела Афганистана, предложил обсудить вопросы координации усилий по стабилизации обстановки в Афганистане.
В феврале 2003 г. в Москве состоялось торжественное открытие года Казахстана. В ходе переговоров Путин и Назарбаев договорились о расширении торгово-экономических связей, а именно:
— Россия примет участие в строительстве АЭС в районе озера Балхаш;
— долгосрочное соглашение о транзите казахстанской нефти через территорию Российской Федерации будет неуклонно соблюдаться, как и выработанные решения о правовом статусе Каспия;
— энергетическое сотрудничество намечено развивать и по линии совместной компании «РосКазгаз»;
— аренда Россией космодрома Байконур будет продолжена.
Значительным культурным и политическим событием по своему размаху и масштабам стали саммиты в Москве и Санкт-Петербурге в мае 2003 г., на которые съехались представители более 40 государств.
Таким образом, в настоящее время достигнуты значительные положительные успехи в области внешней политики. Президент России В. В. Путин осуществил программу широких контактов с более чем 40 руководителями зарубежных государств. Результатом переговоров явились соглашения о сотрудничестве и партнерстве по вопросам укрепления мира и международной безопасности, развития экономических и научно-технических связей.
В настоящее время важнейшей задачей является восстановление статуса России как влиятельной в мире державы. Основу для этого составляют еще сохранившийся значительный экономический и военный потенциал страны, ее внешнеполитические и экономические связи, а также стремление многих государств и народов жить не в однополярном мире, где господствует США, и не в биполярном, который остался в прошлом, — в многополюсном, сбалансированном международном сообществе.
Внутренняя политика России в 1992-2006 гг.
Первой реформой Президента В.В. Путина после вступления в должность стали меры по укреплению вертикали государственной власти и усилению ее централизации в стране. В соответствии с Указом Президента от 13 мая 2000 г. Россия была разделена на семь федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный), во главе которых встали полномочные представители Президента Российской Федерации.
В августе 2000 г. вступили в силу законы, позволяющие Президенту отстранять от должности глав субъектов Федерации, а также были изменены принципы формирования верхней палаты парламента — Совета Федерации, в соответствии с которыми в этот орган с 1 января 2002 г. стали входить не главы исполнительной и законодательной (представительной) властей субъектов Федерации, а их представители. Чуть позже (1 сентября 2000 г.) был создан Государственный совет Российской Федерации с совещательно-консультативными функциями, куда вошли главы исполнительной власти субъектов Федерации. Работу Совета возглавил Президент. Таким образом, у руководителей регионов сохранялся контакт с верховной властью страны.
Первый срок президентства В.В. Путина был направлен на укрепление федеральной власти и продолжение социально-экономических преобразований в стране.
Самой острой проблемой в сфере национальных отношений оказалась проблема взаимоотношений федерального центра с Чеченской Республикой. Еще в 1991 г. генерал Д. Дудаев взял курс на независимость Чечни от России и разогнал местный Верховный совет. 13 декабря 1994 г. российское руководство начало боевые действия в Чечне, которые привели к многочисленным жертвам, и прежде всего среди гражданского населения. Но они не закончились военной победой над сторонниками независимости Чеченской Республики. В августе 1996 г. военные действия были прекращены на основании заключения так называемых Хасавюртовских мирных соглашений.
Формально вопрос о статусе Чечни был отложен, но фактически она продолжала существовать вне юрисдикции Российской Федерации. Постепенно республика превращалась в анклав криминала, терроризма и крайне агрессивного течения ислама — ваххабизма.
В августе 1999 г. вооруженные отряды исламистов вторглись в Дагестан, но получили достойный отпор. Именно В.В. Путин взял на себя ответственность за проведение с осени 1999 г. новой контртеррористической военной операции в Чечне по ликвидации там баз террористов и установлению законности и порядка в рамках российского конституционно-правового пространства.
Сама Чечня сложно и трудно движется к миру:
- 23 марта 2003 г. прошел референдум по принятию новой Конституции республики, которую поддержали 96% проголосовавших. В ней Чечня зафиксирована как составная часть Российской Федерации;
- 5 октября 2003 г. состоялись выборы президента Чечни, на которых победил А. Кадыров, сторонник единства с Россией, к сожалению, погибший 9 мая 2004 г. в результате теракта в Грозном.
В ответ боевики организовали целую серию террористических актов на территории России:
- в сентябре 1999 г. были взорваны жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске;
- в октябре 2002 г. произошел захват заложников в Московском концертном центре на Дубровке;
- летом 2003 г. прогремели взрывы в Тушино и на Тверской улице в Москве;
- в начале сентября 2004 г. произошел бесчеловечный захват в заложники детей в школе г. Беслан (Северная Осетия). Жертвами террора стали сотни людей.