Необходимость правоприменения возникает
когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности (признание судом лица умершим)
когда возникает потребность в государственном принуждении (отказ правонарушителя от добровольного возмещения ущерба)
когда имеется спор по поводу юридического факта (совершение сделки в результате заблуждения)
когда необходимо определить момент возникновения прав или факт прекращения обязанностей (в случае утраты документов)
когда принимается решение о награждении заслуженных граждан
когда необходимо принять государственное решение, имеющее правовую значимость (назначить день проведения выборов или референдума и т.д.)
64. Общая характеристика стадий правоприменительной деятельности.1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);
2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.
3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.
4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);
5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).
На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств и т.д.). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению.
На второй стадии - при выборе нормы - дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено - умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой - прямой или косвенный (эвентуальный).
Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).
На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).
Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.
В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу.
65. Акты применения права: понятие, признаки, виды и структура.Акт применения права — это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.
Признаки: 1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. 2. Правоприменительные акты строго индивидуальны, т. е. адресованы поименно определенным лицам. 3. Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности. 4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. Так, осуществлением решений по гражданским делам занимаются судебные исполнители.
Классификация: По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной власти, органов государственного управления, контрольно-надзорных органов, судебных органов, органов местного-самоуправления.
По способу принятия данные акты систематизируются на принятые коллегиально и единолично.
По характеру правового воздействия акты применения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и обязанности сторон; охранительные — реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.
По значению в правоприменительном процессе они могут быть вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы) и основными (решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.д.).
По форме акты применения делятся на имеющие вид отдельного документа (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому), форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения, резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы), а в наиболее простых случаях — устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).
Структура: Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.
В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.
Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.
В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.).
66. Пробелы и коллизии в праве: понятие, виды и способы устранения.Под пробелом в праве понимается отсутствие в нем нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай. Это как бы "умолчание" законодателя относительно необходимости правового урегулирования определенного общественного отношения. Случай есть, а нормы нет.
В литературе различают пробелы первоначальные ("недосмотр законодателя") и последующие, когда они обнаруживаются уже в процессе правового регулирования, правоприменительной практики, когда появляются неизвестные ранее отношения.Выделяют также реальные и мнимые пробелы. Мнимый - это когда высказывается суждение о существующем якобы пробеле в праве, тогда как на самом деле ситуация вообще не находится в правовом пространстве и, следовательно, не подлежит разрешению. Называются еще такие виды пробелов, как полные и частичные, преодолимые и непреодолимые, простительные и непростительные, а также намеренные.Первый и естественный путь полного устранения пробела - принятие новой нормы. Это долгий путь.Задача аналогии заключается в том, чтобы разрешить ситуацию, не предусмотренную законом, таким образом, каким разрешил бы ее законодатель, судя по тому, как он разрешает другие подобные ситуации. Законодатель устраняет пробел, а правоприменитель - восполняет или преодолевает.Различают два вида правовой аналогии или два способа преодоления пробелов: 1) аналогию закона; 2) аналогию права. В первом случае отыскивается и применяется сходная с другими норма закона или иного нормативного акта. Во втором, когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права.Под юридическими коллизиями следует понимать расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий.Однако существуют следующие видыколлизий: 1) между нормами права: - темпоральные; - пространственные; - содержательные. 2) между нормативно-правовыми актами, в том числе внутри системы законодательства; между законами и подзаконными актами; 3) компетенции или отдельных полномочий государственных органов и должностных лиц; 4) юридических процедур.
Разрешения юридических коллизий: - принятие нового акта взамен коллизирующего акта; - отмена одного из противоречащих друг другу актов; - внесение изменений или уточнений в действующие акты; - судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях; - судебные толкования, позволяющие устранить коллизионность норм, актов, процедур и т.д.; - систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; - международные. процедуры.
К превентивным мерам предотвращения коллизий можно отнести: - действие субъектов строго в рамках конституционных установлений, законов, а также в пределах закрепленной компетенции; - предварительные юридические экспертизы актов и согласования; - анализ эффективности нормативных правовых актов, что способно установить коллизии в праве.
67. Понятие и способы толкования права.Толкование права – необходимый и важный элемент правореализационного процесса, в частности правоприменения. Прежде чем применить ту или иную норму права, надо уяснить ее подлинный смысл, а в некоторых случаях и разъяснить. Толкование права – это сложная и многогранная деятельность различных субъектов, представляющая собой интеллектуальный процесс, направленный на познание и разъяснение смысла правовых норм.Данный процесс состоит из двух частей (элементов): 1) уяснение - характеризует гносеологическую природу толкования, направленного на познание права. 2) Разъяснение - эта сторона деятельности по толкованию адресована уже не себе, как при уяснении, а другим участникам отношений.
Необходимость толкования норм права: -нормы права имеют общий и абстрактный характер, а применять ее необходимо в конкретной жизненной ситуации; - краткость и лаконичность формулировок правовых норм, использование в них специальной терминологии требуют специальных пояснений; - несовершенство юридической техники правотворчества приводит к тому, что отдельные правовые акты могут быть неясными или противоречивыми.
Способы толкования права – это специальные приемы, правила и средства познания смысла правовых норм, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых велений.
Способы: - Языковой (грамматический, филологический) – сущность состоит в выявлении смысла правовой нормы на основе знаний языка, на котором сформулированы нормы права, при использовании правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления; - Систематический – состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права; - Логический – состоит в исследовании не отдельных слов, а внутренних связей между частями нормативного акта, логической структуры правовых предписаний путем непосредственного использования закона и правил логики; - Историко-политический - состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования; - Специально – юридический – состоит в уяснении смысла специальных юридических понятий, категорий, конструкций и т.д. на основе профессиональных знаний юридической науки и законодательной техники.
68. Толкование права по субъектам. Объем толкования.Толкование права – это сложная и многогранная деят-сть различных субъектов, представляющая собой интеллектуальный процесс, направ. на познание и разъяснение смысла правовых норм.В зависимости от юр. последствий, к которым приводит разъяснение, различают: офиц. и неофиц. толкование.
Официальное толков. дается уполномоч. на то субъектами – гос. органами, должностными лицами, обществ. организ-ми, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязат. значение для других субъектов. Такое толков. является юр. значимым, вызывает правовые последствия.Неофициальное толков. дается субъектами, не имеющими официаль. статуса - обществен. организации, научные учреждения, ученые, практические работники. Они осуществ. разъяснение норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юр. обязательного значения и лишен властной юр. силы.
Офиц. толков. различ. двух видов – нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное).Нормативное толков. не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Оно призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права.Среди норматив. толков. различают: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).Аутентичное толков. означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Легальное толков. - оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено (Верховный Суд). Казуальноетолков. также является офиц., но не имеет общеобязат. значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю.Неофиц. толков. подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное (научное).Обыденное толков. может осуществ. любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в юрисдикционной сфере жизни общества. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо норматив. актов, референдумов.Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права). Напр., разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан.Доктринальное толкование дается спецми научно-исследовательскими учрежд., отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях и т.д.Виды толкования норм права по объему: - буквальное – состоит в том, что понимание смысла толкуемой нормы права полностью совпадает с текстом источника права; - расширенное (расширительное) – состоит в том, что смысл, который вложил законодатель в норму права, шире смысла, вытекающего из текста нормы права; - ограничительное – состоит в том, что смысл, который вложил законодатель в норму права, уже смысла, вытекающего из текста нормы права.
69. Акты толкования права: понятие и виды. Юридическое значение актов официального толкования.Акт толкования – это один из видов правовых актов. Вопрос о юридической природе актов толкования тесно связан с проблемой сущности толкования, т.е. является ли это правотворческой деятельностью или это средство уяснения и разъяснения смысла существующей нормы права. Поскольку многие акты толкования, хотя и являются нормативными (в смысле общеобязательными), исходят от субъектов, которым не предоставлено право нормотворчества (Верховный Суд РФ) следовательно не являются правотворчеством - таким актом не устанавливаются, не изменяются и не отменяются нормы права.
Акт толкования – это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.
Акты можно классифицировать по различным основаниям:
1. По внешней форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования имеют определенную структуру.2. По юридической значимости различают акты нормативного толкования и казуального.
Акты нормативного толкования носят общеобязательный характер. Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.3. Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего. Это акты органов власти: исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т.д.
4. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное).
Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ), то это легальные акты.Можно выделить акты толкования в различных отраслях права: уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.
70. Правомерное поведение: понятие и виды.Правомерное поведение — это такое поведение, которое не противоречит нормам права, это осознанная форма деятельности субъектов права, сообразующаяся с предписаниями юридических норм. Главная особенность правомерного поведения — строгое следование содержащимся в нормах права требованиям и велениям.Специфика правового поведения отражается в его признаках:
во-первых, это социально значимое и типичное, сознательно-волевое поведение, поддающееся как внутреннему (со стороны самого субъекта), так и внешнему (со стороны органов, представляющих государство) контролю;
во-вторых, это поведение получает государственную оценку и официальное документальное закрепление в правовых предписаниях, четко и детально устанавливающих границы запрещенного и дозволенного;
в-третьих, оно влечет юридические последствия.В связи с особенностями отношения личности к характеру правового предписания можно выделить три основных вида правомерного поведения:
1. Поведение, основанное на восприятии правовых норм как наиболее целесообразных ориентиров поведения, соответствующих их собственным индивидуальным или групповым интересам.
2. Поведение, основанное на конформистском подчинении правовым требованиям («как все, так и я»).
3. Поведение, основанное на боязни наказания за иные варианты поведения.Следует различать также: в зависимости от количества субъектов – индивидуальное и групповое; по степени социальной активности – обычное, активное и пассивное правомерное поведение. Обычное поведение выражается в повседневной служебной, бытовой и иной жизни человека, соответствующей правовым нормам. Активное поведение – это целенаправленная, инициативная деятельность гражданина, связанная с дополнительными затратами времени, энергии, материальных средств. Пассивное поведение выражается в отказе от использования принадлежащих индивиду прав и свобод. Существует так же и маргинальное - промежуточное поведение, выражающееся в апатии, агрессивности, неудовлетворенности сложившейся обстановкой. 71. Правонарушение: понятие, признаки и виды.Всякое деяние человека квалифицируется как правонарушение при условии его общественной опасности.
Понятие общественной опасности деяния включает в себя два момента: наличие вреда и его общественную оценку. Игнорируя общественные интересы, правонарушитель, как правило, преступает и закон, т.е. нарушает определенную юридическую обязанность или злоупотребляет правом. Противоправность является юридическим выражением общественной опасности деяния, его вредности для общества.
Любое правонарушение противоправно. Однако не всякое противоправное деяние есть правонарушение. Необходимо, чтобы это деяние было результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением.
Каждое правонарушение наносит ущерб общественным, государственным, коллективным или личным интересам, приводит к вредным для общества последствиям. Вред может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым.
Правонарушение – это виновное противоправное деяние деликтоспособного лица или лиц, наносящее вред обществу, влекущее наступление юридической ответственности
Признаки правонарушения: - правонарушения обладают общественно опасным характером; - правонарушения носят противоправный характер; - правонарушение совершается только людьми; - правонарушение - это поведение, а не образ мысли; - правонарушение - это виновное деяние; - правонарушение наносит вред личности, собственности, государству, обществу.
В зависимости от сферы общественной жизни, где они совершаются, различают: а) правонарушения в экономике; б) правонарушения в управленческой деятельности; в) правонарушения в семейно-бытовой сфере.В зависимости от характера стоящей перед правонарушителем цели можно выделить: а) правонарушения, направленные на достижение конкретной, определенной цели; б) правонарушения, направленные на достижение неопределенной цели или нескольких целей.
В зависимости от степени их социальной опасности (вредности), подразделяются на преступления и проступки. Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности). Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности (вредности), в этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения. Иногда выделяют также процессуальные правонарушения (неявка свидетеля в суд).
К административным проступкам, относятся деяния, наносящие ущерб отношениям, складывающимся в сфере гос. управления.
Дисциплинарный проступок - противоправное виновное неисполнение рабочим или служащим своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего трудового распорядка.
Гражданско-правовые правонарушения (деликты) - это противоправные деяния, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям (неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, причинение имущественного ущерба и т.д.).
72. Юридический состав правонарушения: понятие, элементы и значение.Состав правонарушения – научная абстракция, отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения. Эта система признаков необходима и достаточна для привлечения правонарушителя к юр. ответственности. Без наличия хотя бы одного из них лицо не может быть привлечено к ответственности.К числу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.Объектом правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. К общественным отношениям - относятся и субъекты, выступающие сторонами отношения, и объекты, по поводу которых устанавливаются регулируемые правом связи, и деяния сторон, и сама правовая норма как форма реального отношения.
Объективная сторона правонарушения показывает его выражение вовне. Содержание объективной стороны составляют: противоправное деяние, его общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо, совершившее виновное противоправное деяние, т.е. правонарушитель.
Субъективная сторона правонарушения -внутреннее, психическое отношение правонарушителя к внешне выраженному деянию и его общественно- вредными последствиями.С субъективной стороны всякое правонарушение характеризуется наличием вины, т.е. психическим отношением лица к содеянному.
Различают две основные формы вины: умысел и неосторожность. Причем умысел бывает прямой и косвенный (эвентуальный).
Прямой умысел выражается в осознании правонарушителем общественно опасного характера своего деяния, в предвидении общественно опасных последствий и желании их наступления.
Косвенный умысел заключается в осознании правонарушителем общественно опасного характера своего действия или бездействия, в предвидении общественно опасных последствий и сознательном допущении их.
Неосторожность тоже бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность(легкомыслие) состоит в предвидении правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, соединенном с легкомысленным расчетом на их предотвращение. Небрежность выражается в непредвидении правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, хотя по обстоятельствам дела он мог и должен был их предвидеть.
73. Юридическая ответственность: понятие, признаки, основания и виды.Юридическая ответственность — это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.
Признаки: 1) юридическая ответственность предполагает государственное принуждение;
2) это не принуждение «вообще», а «мера» такого принуждения, четко очерченный его объем (количественные показатели);
3) юридическая ответственность связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя;
4) ответственность влечет за собой негативные последствия (лишения) дя правонарушителя: ущемление его прав (лишение своооды, родительских прав и др.), возложение на него новых дополнительных обязанностей (выплата определенной суммы, совершение каких-либо действий и т. д.)„
5) характер и, объем лишений установлены в санкции юридической нормы;
6) возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правопри-менительной деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах. Вне процессуальной формы юридическая ответственность невозможна.Основания ответственности — это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (Необходимой), а отсутствие их ее исключает.Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правопримени-тельного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение.Само по себе правонарушение не порождает автоматически возникновения ответственности, не влечет за собой применения государственно-принудительных мер, а является лишь основанием для такого применения. Для реального же осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт — решение компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем и форма принудительных мер к кон- кретному лицу. Это может быть приговор суда, приказ администрации и т.д.Виды юридической ответственности: По отраслям права: - уголовная; - административная; - гражданско-правовая; - дисциплинарная; - материальная.
По органам, возлагающим ответственность: - ответственность, возлагаемую органами государственной власти; - ответственность, возлагаемую судебными и другими юрисдикционными органами; - ответственность, к которой правонарушитель привлекается административными органами (органами государственного управления).
74. Цели, функции и принципы юридической ответственности.Юридическая ответственность — это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.Цель в общей форме можно определить как охрану существующего строя и общественного порядка. Ответственность же, применяемая к конкретному правонарушителю, имеет более узкую цель — наказание виновного. При этом гос-во, осуществляя меру гос. принуждения, преследует еще одну цель — предупреждение совершения правонарушений впредь.
Указанные цели юридической ответственности определяют ее функции:
Штрафная, характеризуется карательной реакцией государства на правонарушение и выражается в наказании виновного лица, причинением ему личных, имущественных или организационных обременений
Правовосстановительная, позволяет взыскать с правонарушителя причиненный вред, возместить убытки, компенсировать потери
Воспитательная, формирует у субъектов мотивы к правомерному поведению, предупреждает совершение как новых правонарушений со стороны лица, подвергнутого ответственности, так и правонарушений иными лицами
Организующая (регулятивная) - уже сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.
Принципы юридической ответственности:Законность. Суть законности состоит в требовании строгой и точной реализации правовых предписаний. Привлекать к юридической ответственности могут только компетентные органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях.Справедливость. Основанное на требованиях законности наказание виновного должно быть проникнуто идеей социальной справедливости. Она является принципом права, основой правосудия.Неотвратимость наступления - неотвратимости ответственности, неизбежности ее наступления за всякое правонарушение.Целесообразность. - Ответственность наступает неотвратимо, потому что она целесообразна, а так же соответствие избранной в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности.Индивидуализация наказания. ответственность за совершенное правонарушение виновный должен нести сам. Недопустимо перенесение ее с виновного на другого субъекта.Ответственность за вину. Ответственность может наступить только при наличии вины правонарушителя.Недопустимость удвоения ответственности — это недопустимость сочетания двух и более видов юридической ответственности за одно правонарушение.75. Виды юридической ответственности.Юридическая ответственность — это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.Виды юридической ответственности: По органам, возлагающим ответственность: - ответственность, возлагаемую органами государственной власти; - ответственность, возлагаемую судебными и другими юрисдикционными органами; - ответственность, к которой правонарушитель привлекается административными органами (органами государственного управления).
В соответствии с видами правонарушений юридическая ответственность классифицируется как уголовно-правовая, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, а также материальная.
Уголовная ответственность наступает за преступления и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной ответственности. Возлагается она специальным правоприменительным актом — приговором суда, определяющим соответствующую деянию меру наказания.
Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Она имеет свои характерные черты, определяемые спецификой данной отрасли права и предмета ее регулирования.
Административная ответственность следует за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового и др.), поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен
Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и т.д. Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в некоторых министерствах и ведомствах.
Материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.76. Законность: понятие, принципы и гарантии.Законность - это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Для законности необходимы две стороны: - наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона); - их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).Принципы законности– это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые приобретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативных актов
принцип единство законности состоит в выравнивании правового регулирования общественных отношений независимо от видов нормативных актов, субъектов правоотношений и характера объектов воздействия
принцип гарантированности основных прав и свобод гражданвыражается в конституционной обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина
принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушениевыражается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватное содеянному наказанию
принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразностисостоит в том, что субъектам права представляется возможность принять наиболее целесообразное решение в границах, определенных юридической нормой и категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности
принцип взаимосвязи законности и культурностизаключается в том, что уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц государства
Гарантии законности– это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства