Учимся быть историками
Церковь и государство в конце XV — начале XVI века
Изменения в положении Русской православной церкви.
Православная церковь была одной из главных сил, способствовавших объединению русских земель. Она поддерживала гибкую политику вынужденного союза с Золотой Ордой Александра Невского, вдохновляла Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Во время княжеских усобиц православная церковь открыто выступала за усиление власти великого князя московского.
В 1448 году в жизни церкви произошло важное событие: впервые русский митрополит был избран в Москве на соборе (собрании) русского православного духовенства, а не назначен в Константинополе. Им стал рязанский митрополит Иона. А после падения в 1453 году Константинополя выборы митрополита стали внутренним делом Русской православной церкви. Она перестала зависеть от греческой и получила полную самостоятельность. Авторитет Русской православной церкви возрос. Но эти события имели ещё одну сторону: отныне Русскую церковь возглавлял не посланник из Византии, а подданный русского государя, что уже само по себе допускало возможность его вмешательства в церковные дела. В подборе кандидатуры митрополита великие князья играли активную роль.
Монастыри.
В XV веке монастыри в России переживали расцвет. Появилось множество новых обителей в разных местах страны. Так, в начале века тремя монахами — Германом, Савватпием и Зосимой на островах Белого моря был основан Соловецкий монастырь, в 1479 году известный церковный деятель Иосиф Волоцкий основал Иосифо-Волоколамский (Волоцкий) монастырь. В этот же период стали резко заметны различия между обителями. Одни из них были сказочно богаты, имели крупные земельные владения, занимались торговлей и ростовщичеством. Другие существовали в виде скитов и крохотных лесных пустыней. В пустынях иноки жили трудами своих рук и вели аскетический образ жизни.
Обогащались монастыри во многом за счёт пожертвований верующих. Православная церковь проповедовала необходимость устроения души умершего. Считалось, что добиться вечного блаженства на том свете можно через посмертную молитву, а чтобы обеспечить себе такую молитву, следовало не скупиться на щедрые пожертвования в пользу монастыря. На помин души люди жертвовали церковную утварь, книги и колокола. Не брезговали монахи и зерном, скотом, одеждой и домашней утварью. Но самым надёжным считалось подарить монастырю землю. Богатые землевладельцы при разделе имущества между наследниками выделяли обязательную долю в пользу монастыря. Князья на старости лет щедро одаривали монастыри сёлами с крестьянами, выдавали им жалованные грамоты. Пожертвования сопровождались учреждением «корма» в пользу всей молящейся братии — в день ангела и в день кончины вкладчика. «Корм» включал изысканную по тем временам пищу: пшеничный хлеб вместо ржаных лепёшек, медвяный квас вместо простого братского. Монахи назначали всё более крупные суммы за внесение имени умершего в монастырские поминальные книги — синодики. Обитатели богатых монастырей стали вести весьма привольную жизнь.
Самым богатым монастырём в России был Троице-Сергиев, основанный в XIV веке Сергием Радонежским. В конце XV — начале XVI века выделялся Иосифо-Волоколамский монастырь. При основании он получил от удельного князя Бориса Волоцкого, брата Ивана III, богатое село и большие денежные пожертвования. Настоятель монастыря Иосиф Волоцкий (в миру Иван Иванович Санин) стремился привлечь в свою обитель богатых людей. Среди монахов Волоцкого монастыря были бояре и даже отпрыски княжеских фамилий. Переступая порог обители, князья и бояре расставались со своими богатствами. Монастырские владения быстро расширялись, пополнялась казна. В течение семи лет Иосиф истратил тысячу рублей на строительство каменного храма — неслыханную по тем временам сумму. Вместе с тем крупные средства монастырь тратил на благотворительность.
Ереси.
Вторая половина XV — первая половина XVI века — время острых религиозных споров на Руси, распространения различных ересей. Большинство ересей шло из Новгорода. Это имело свои объяснения. Новгород был центром международной торговли, местом встреч людей разных вер и учений. Новгородцы отличались независимым поведением, любовью к свободе. Занятия торговлей и ремеслом способствовали выработке у людей таких качеств, как самостоятельность, пытливость, инициативность. Кроме того, новгородские церковники были тесно связаны с мирской жизнью. Ведь, как мы помним, новгородский митрополит был избранником веча, вершил не только духовные, но и мирские дела.
Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.
Первые ереси появляются на Руси ещё в XIV веке. Новгородский дьякон Карп, бывший стригольник (цирюльник), выступил против взятия епископами платы (мзды) за посвящение в духовный сан. Эту плату он называл симонией, т. е. взяточничеством. Стригольники отвергали церковные обряды, осуждали возвеличивание духовенства. Они сравнивали поведение духовенства с требованиями Священного Писания и резко критиковали их за любое отступление. Уклоняясь от церковных обрядов, они возрождали старые языческие ритуалы и представления: поклонялись земле, обожествляли небо.
В 70-х годах XV века в Новгороде появилась новая ересь. Её последователи получили название жидовствующие, так как они использовали Ветхий Завет и сочинения иудейских авторов. Первыми проповедниками еретического учения были люди из свиты литовского князя, приезжавшего в Новгород. Они произвели большое впечатление на местных священников. Некоторые из них приняли взгляды еретиков. Одно время жидовствующим покровительствовал Иван III. Широкое распространение ересь получила среди московской аристократии. Даже московский митрополит подозревался в сочувствии к еретическому учению.
Жидовствующие утверждали, что Христос был только пророком, а не Сыном Божьим. Они отрицали Святую Троицу; выступали против поклонения иконам и крестам, рассматривая это как пережиток языческого идолопоклонства. Они утверждали, что отмаливать грехи нужно чистыми помыслами и благими делами, и потому возведение храмов считали бесполезным занятием. Особой критике еретики подвергали монахов, доказывая, что образ жизни, который они ведут, не является богоугодным делом, и потому монахам совершенно неведома истинная вера.
К жидовствующим еретикам православное духовенство отнеслось непримиримо. Ведь они не только выступали против Русской церкви, но и боролись за изменение православных основ всей русской жизни, пытались привнести и утвердить на Руси западноевропейские порядки. Церковный собор 1490 года, на котором присутствовал Иван III, признал виновными в ереси некоторых новгородских священников. Они были лишены сана и отлучены от церкви. Руководителей бросили в тюрьму, где они содержались в тяжёлых условиях. В Новгороде еретиков обрядили в шутовские наряды и, посадив на лошадей лицом к хвосту, возили по всему городу. На берестяных остроконечных шапках, украшавших их головы, красовалась надпись: «Се есть сатанино воинство». Затем шапки были сожжены прямо на головах осуждённых.
А в 1504 году церковный собор осудил и московских и новгородских еретиков на смерть. Иван III поддержал это решение, повелев «всех огню предати, у всех языки изрезывати и иными казнями казнити».
Нестяжатели и иосифляне.
В конце XV века начались неурядицы внутри русского православного духовенства. В центре разногласий встал вопрос о церковных богатствах.
Группировку церковников, получившую название нестяжатели, возглавил старец одного из заволжских монастырей Нил Сорский. Нестяжатели настаивали на ликвидации монастырского землевладения, считая, что монахи должны вести аскетический образ жизни, ничего не иметь и питаться лишь плодами собственного труда. Они считали также, что церковь должна быть независима от гражданских властей. Некоторые нестяжатели выступали за сильную великокняжескую власть, справедливо полагая, что только такая власть в состоянии лишить монастыри их вотчин.
Другие церковные деятели, которые по имени своего главы — настоятеля Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого получили название иосифляне, защищали монастырские владения. Они считали, что церковь должна иметь большие материальные средства, для того чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Первоначально Иосиф Волоцкий был сторонником теории, по которой глава церкви приравнивался к солнцу, а царь — к луне. Лунный свет лишь отражение солнечного. Значит, власть царя только отражение власти патриарха.
Вначале великокняжеская власть поддержала нестяжателей. Иван III на церковном соборе поставил вопрос о лишении монастырей некоторых земельных владений. Но позже иосифляне пересмотрели своё отношение к царской власти. Они утвердили первенство царской власти не только в управлении государством, но и в решении некоторых церковных вопросов, вменив в обязанности царя наказывать еретиков. Это понравилось крепнувшей самодержавной власти. Василий III поддержал иосифлян, что и предрешило их победу над нестяжателями.
Разработка теории «Москва — Третий Рим». Первым восхвалителем нарождающегося самодержавия был митрополит Зосима, избранный на эту должность в 1490 году. В одном из церковных трудов он сравнивал Ивана III с римским императором Константином и обосновывал мысль о том, что Москва превратилась в новый Константинополь — «новый острове Патмос. Иерусалим». Прославил Бог Константина, писал Зосима, а теперь «родственника его, в православии просиявшего, благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, нового царя Константина новому граду Константинополю — Москве». Сочинение Зосимы вскоре было переработано в Троице-Сергиевом монастыре, где Москву сравнивали с «новым Римом».
Эта идея была положена в основу теории «Москва — Третий Рим». Наиболее полно она была сформулирована монахом одного из псковских монастырей Филофеем в посланиях Василию III.
Согласно взглядам Филофея, мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» — Константинополь, а оттуда в Москву. Византия изменила христианству, пойдя в 1439 году на унию (объединение) с католической церковью, что привело к завоеванию её турками. Москва же осталась верна православию и потому теперь является центром христианства, Третьим Римом. Филофей считал, что это накладывает особую моральную ответственность на московских государей. Они должны быть защитниками всех православных народов и обязаны сохранять чистоту веры, так как если Москва впадёт в ересь, то уж тогда наступит конец света, ибо «четвёртому Риму не бывать».
Таким образом, Русская православная церковь, избавившись от византийской зависимости, значительно повысила свой авторитет как духовного центра Русского государства. Однако она постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти.
Проверяем свои знания
1. Как изменилось положение Русской православной церкви? Какие последствия это имело?
2. Что было характерно для монастырской жизни?
3. Почему центром еретических движений был Новгород?
4. В чём суть ересей стригольников и жидовствующих? Почему столь сурово расправились с жидовствующими?
5. Какие проблемы были в центре церковных споров?
6. Что стало причиной появления теории «Москва — Третий Рим»?
7. Каковы были взаимоотношения между властью и церковью в конце XV — начале XVI века?
Учимся быть историками
1. Используя материалы Интернета, подготовьте слайд-экскурсию по одному из российских монастырей.
2. Исследуйте происхождение выражения «подвести под монастырь».