Территориальная система в условиях административно-командной системы управления
Реализация концепции форсированной индустриализации и сплошной коллективизации была возможна только при создании адекватной — исключительно централизованной системы управления. В этой связи административно-территориальное устройство, приспособленное к политическим задачам, было призвано обеспечить директивно-распорядительную деятельность руководящих органов. Как и в дореволюционной России, на первое место вновь вышли административно-политические функции территориального деления.
Успех коллективизации в значительной степени зависел от работы низового звена управления, где непосредственно осуществлялись «директивы партии и Советской власти»62. В 1929 году Президиум ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об опытно-показательных округах» для проверки целесообразности существования окружного деления как промежуточного между районом и областью. Годовой эксперимент в пяти округах РСФСР, УССР, БССР показал, что за короткое время они стали мощными хозяйственно-административными территориальными единицами, средняя территория которых по сравнению с уездами увеличилась почти в восемь раз, а число жителей — вдвое.
При этом центральный партийно-государственный аппарат не мог управлять местными советами непосредственно. XVI партийная конференция сочла округ излишним звеном в территориальной системе63 и 23 июля 1930 года ЦИК и СНК СССР приняли соответствующее постановление64. Переход к двухстепенной системе повысил роль районного аппарата и способствовал превращению районов в опорные пункты ЦК ВКП(б). Потребовалось пересмотреть и уточнить положения о сельсоветах и горсоветах65. Им передавались, все права и обязанности, принадлежавшие ранее окружным органам власти, финансово-материальная база, а также 90 процентов руководящих работников.
Обнаружилась и чрезмерная громоздкость областей (краев), насчитывающих несколько десятков и сотен районов66. При такой организации окружной (краевой) аппарат был не способен управлять многочисленным дробным нижним звеном территориальной системы. Начался необратимый процесс разукрупнения областей (краев), число которых за предвоенное десятилетие увеличилось в 2,5 раза. К областному делению перешли и некоторые союзные республики, ранее его не имевшие67. Одновременно с изменением областного деления для «полного приближения органов управления к селу» Пленум ЦК ВКП(б) в ноябре 1934 года признал необходимость разукрупнить и районы на базе новых МТС68. Во всех республиках их общее количество увеличилось с 2443 в 1934-м до 3463 в 1938 году69. В условиях административно-командной системы был нарушен принцип целостности экономического и территориального деления и появилась диспропорция в управлении.
Происходящие изменения носили и качественный характер. По сути, речь шла о власти: будет ли она в руках советов или окончательно сосредоточится в партийном аппарате. Существование сильных областей (краев) противоречило административно-командной системе управления и могло стать ее противовесом. Их местные советы потенциально были способны отстаивать интересы населения и хозяйства на подведомственных территориях. Способом разрешения возникших проблем стало их дробление и изменение экономических и хозяйственных функции местных советов.
Складывалась ситуация, когда, с одной стороны, законодательно расширялись права советов, а с другой — они становились самыми безвластными в системе органов государственной власти. Из ведения советов изымалась значительная часть собственности, вследствие чего в этот период меняется само понятие «местное хозяйство». Если в 1920-е годы оно отражало относительно
законченную экономическую целостность, которая составляла часть народного хозяйства, то с середины 1930-х годов это понятие стало синонимом крайне урезанного «набора» хозяйственных объектов, оставленных в ведении местных советов, которые занимались непосредственным обслуживанием населения. Параллельно с изменением экономических функций советов шло снижение их политической роли на различных уровнях. Смена председателей райисполкомов в РСФСР и других республиках проходила без перевыборов. Ротация местного депутатского корпуса носила произвольный характер70. Громоздкость и непомерная численность советов (так, в 1927 г. в Моссовет было избрано 2283 человека) мешали проводить какую-либо самостоятельную политику. Советы собирались не регулярно. По данным Президиума Верховного Совета СССР на январь 1941 года, за последние три года ни в одной из автономных республик не соблюдалась установленная Конституцией периодичность. В значительной степени этому способствовало сращивание партийного и государственного аппаратов и номенклатурный принцип подбора кадров.
С конца 1920-х годов наметилась тенденция к расширению прав союзных органов. Прежде всего это проявилось в хозяйственной области. В июле 1929 года бюджеты союзных республик включались в единый Государственный бюджет71. Усиление централизации в государственном управлении выразилось в преобразовании объединенных наркоматов в союзные и создании союзных наркоматов (объединенных) в тех областях государственного управления, которые по Конституции 1924 года находились в ведении республик. За счет предприятий республиканского значения увеличивался список объектов союзного значения. В 1929 году ЦИК и СНК СССР издали постановление, по которому предприятия могли передаваться из республиканского в союзное ведение по решению СНК СССР, если было соответствующее согласие союзной республики, а при его отсутствии — по решению Президиума ЦИК72. Началось ограничение законодательной инициативы республик. С 1929 года они должны были вносить вопросы в ЦИК только через СНК СССР. Ограничение законодательной инициативы республик было прямым следствием ужесточения централизованного управления.
Вопросы федеративных отношений после принятия Конституции 1936 года стали решаться на качественно ином уровне. Была расширена сфера компетенции союзных органов, которая имела не договорной, а конституционный характер. Все вопросы административно-территориального устройства передавались в ведение СССР.
Административно-территориальное устройство Ро
Административно-территориальная система, сложившаяся к концу 1930-х годов, в последующие годы подвергалась сравнительно небольшим изменениям за счет вошедших в состав СССР в 1939—1945 годах территорий, развития городов и их инфраструктуры, но в значительной мере из-за административной перекройки областей (краев) и районов. Это же наблюдалось и в союзных республиках. Уже к концу 1930-х годов СССР по количеству административных единиц высшего уровня превзошел губернскую систему царской России.
В середине 1930-х годов наметился отход от провозглашенных прежде принципов национальной государственности. Была блокирована возможность преобразования автономных республик в союзные в случае повышения автономиями хозяйственного и культурного уровня. На VIII Чрезвычайном съезде Советов Сталин выдвинул три заведомо недостижимых для автономий признака, которые могли бы позволить им трансформироваться в союзные республики: окраинное положение, компактное большинство национальности, давшей свое имя республике, и не менее одного миллиона населения. Таким образом, народы ранжировались по территориально-государственным образованиям. На высшем этаже иерархии — союзные республики, затем — автономные республики, автономные области в составе края, национальные округа, национальные районы и национальные сельсоветы73. Запутанная и многоуровневая система национальных образований превратилась в инструмент давления. В 1941— 1944 годах в связи с депортацией народов были упразднены -некоторые автономии. Они были восстановлены лишь в 1957 году.