Порядок возмещения (исчисления, взыскания) ущерба, причиненного работодателю
Размер причиненного ущерба определяется по правилам ст. 246 ТК РФ. По общему правилу размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета, с учетом степени износа этого имущества.
В тех случаях, когда невозможно установить день причинения ущерба, то работодатель вправе исчислить размер ущерба на день его обнаружения – п.13 Постановления Пленума ВС РФ от 2006 года.
Рыночная цена – наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагали всей необходимой информации, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства – ФЗ от 29.07.1997 года «Об оценочной деятельности в РФ».
Бухгалтерский учет работодатели ведут в соответствии с ФЗ от 21.11.1996 года «О бухгалтерском учете в РФ». С 1 января 2013 года вступает в силу ФЗ от 6.12.2011 года «О бухгалтерском учете в РФ».
Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей.
В соответствии с ФЗ от 8.01.1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах» работник, причинивший ущерб юридическому лицу хищением либо недостачей наркотических средств либо психотропных вещей несет полную материальную ответственность в размере 100-кратного размера прямого действительного ущерба. До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель вправе создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Обязательным является истребование от работника письменного объяснения. При отказе или уклонении работника от представления объяснения составляется соответствующий акт – ст. 247 ТК РФ. Факт причинения ущерба, причины, размер, подтверждаются документом, составленным по результатам проверки.
Порядок взыскания ущерба определен ст. 248 ТК РФ. Можно выделить 2 части:
1. Добровольный порядок возмещения ущерба – работник, виновный в причинении ущерба, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае, работник представляет работодателю письменное обязательство по возмещению ущерба с указанием конкретных сроков погашения. В случае увольнения работника, который дал такое обязательство, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке. В этом случае применяются только нормы трудового законодательства. С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.
2. Принудительный порядок:
· Взыскание суммы ущерба по распоряжению работодателя. Взыскание с работника суммы ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производиться по распоряжению работодателя, сделанному им не позднее 1 месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба.
· Судебный порядок. В остальных случаях (1. когда размер ущерба превышает средний месячный заработок работника, 2. когда работодателем пропущен месячный срок для издания распоряжения по удержанию, 3. Когда взыскание ущерба путем издания работодателем распоряжения не возможно в связи с увольнением работника) взыскание ущерба осуществляется в судебном порядке. Работодатель вправе обратиться в суд в течение 1 года со дня обнаружения причиненного ущерба – ст. 392 ТК РФ.
Орган, рассматривающий трудовой спор, может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника – ст. 250 ТК РФ. Но этот орган не вправе полностью освободить работника от такой обязанности – ст. 16 ПП ВС РФ 2006 года.
Снижение размера ущерба не производиться, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях.
Снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности. Такое снижение возможно также и при коллективной (бригадной) материальной ответственности, но только после определения сумм, подлежащих взысканию с каждого члена коллектива (бригады), поскольку степень вины, конкретные обстоятельства для каждого из членов коллектива могут быть не одинаковыми. Например, активное или безразличное отношение работника к предотвращению ущерба или уменьшению его размера.
Следует учитывать, что уменьшение размера взыскания с одного или нескольких членов коллектива (бригады) не может служить основанием для соответствующего увеличения размера взыскания с других членов коллектива (бригады).
Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника – ст. 240 ТК РФ. Такой отказ допустим независимо от того, несет работник ограниченную материальную ответственность либо полную материальную ответственность, а также независимо от формы собственности организации – п.6 ПП ВС РФ 2006 года.
Возмещение ущерба производиться независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю – ч.6 ст. 24
69. Правовое понятие охраны труда, содержание института охраны труда по нормам трудового права.
Охрана труда – это система сохранения здоровья и жизни работника, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В науке трудового права охрана труда рассматривается в нескольких аспектах:
1. Как принцип трудового права.
2. Как институт трудового права – это совокупность трудовых норм, направленная на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, а также на улучшение условий труда. Нормы охраны труда содержаться как в актах централизованного характера, так и в ЛКН.
Конституция РФ;
Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной сфере» 3 июня 1981 года ратиф. 11 апреля 1998;
Конвенция МОТ № 187 от 15 июня 2006 года «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» ратиф 4 октября 2010 года;
Раздел 10 ТК РФ «Охрана труда»;
Положение «О проведении государственной экспертизы условий труда в РФ» утв. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 года.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утв. Приказом МинЗдравСоцРазвития РФ от 31 августа 2007 года.
Наряду с нормами, утверждаемыми централизованно, существенную роль в охране труда играют локальные правила и нормы, учитывающие специфику отдельных работодателей – это раздел коллективного договора, соглашения по охране труда, заключаемые работодателями с профсоюзными комитетами, инструкции по безопасному проведению работ и др.
В институт охраны труда включаются:
1. Нормы, содержащие общие требования охраны труда.
2. Нормы, устанавливающие обязанности работодателя по созданию нормальных и безопасных условий труда работников, а также обязанности работников по соблюдению требований охраны труда.
3. Нормы, содержащие дополнительные меры охраны труда работников, работающие в тяжелых, вредных, опасных производственных условиях.
4. Нормы, содержащие дополнительные меры охраны труда отдельных категорий работников (женщин, несовершеннолетних, лиц с пониженной трудоспособностью).
5. Нормы, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
3-й аспект: охрана труда как элемент трудового правоотношения. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, закреплено в ст. 219 ТК РФ – это право включает в себя право на рабочее место, соц. страхование, отказ от выполнения работы в случае опасности на рабочем месте и т.д. Этому праву работников корреспондируют обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Они закреплены в ст. 212 ТК РФ. Наряду с этим ТК в ст. 214 закрепляет обязанности работника в области охраны труда.
Государственное управление охраной труда.
Осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (министерство труда и социальной защиты РФ), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Государственное управление охраны труда на территории субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраны труда могут быть переданы органам МСУ – ст. 216 ТК РФ.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной инспекцией труда и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда – ст. 216.1 ТК РФ.
Положение о проведении государственной экспертизы условий труд в РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 года.
У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности – ст. 217 ТК РФ.
Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации утверждены Постановлением Минтруда от 802.2000 года.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель ИП лично, руководитель организации, другой, уполномоченный работодателем работник, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной организации – ст. 217 ТК. Приказом Минзравсоцразвития от 1.04.2012 утвержден перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация и им же утверждены правила аккредитации организации, оказывающей услуги в области охраны труда.
По инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты, комиссии по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители профсоюзного комитета или иного представительного органа работников.
Комитеты или комиссии по охране труда организуют совместные действия работодателя и работника по обеспечению требований охраны труда – проведение проверок.
Типовое положение о комитете, комиссии по охране труда утверждено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 года. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств всех видов бюджетов, внебюджетных источников, финансирование может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий охраны труда работодателями осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции, работ, услуг. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.