Этапы развития налогообложения в России
История возникновения и развития налогообложения.
1) проблема налогов в основных экономических теориях
2) этапы развития налогообложения в России
Проблема налогов в основных экономических теориях
v Появление налогов связано с возникновением государства, призванного удовлетворять общественные потребности. Говоря о налоге, мы предполагаем отчуждениечасти ресурса или стоимости от частного собственника (физического лица) в пользу государства. Налог – это одно из проявлений государственности (государственного суверенитета) и выступает как форма принудительного изъятия части дохода в казну государства.
v Синонимы понятия «налог»: поддержка, долг (обязательство), жертва, узаконенная форма грабежа (Фома Аквинский).
v Считается, что первое упоминание о налогах встречается в Ветхом Завете (1/10).
v Первое серьёзное исследование о налогах – в труде основоположника классической политической экономии У.Петти «Трактат о налогах и сборах» 1662г. Впервые чётко были выделены и обоснованы основные статьи государственных расходов (военные нужды, правосудие, строительство, содержание правителей (которое должно быть «изобильно и пышно»)). Петти обосновывает необходимость и справедливость косвенных налогов (акцизов), так как они располагают к бережливости и, следовательно, росту богатства отдельных субъектов.
v Физиократы (Тюрго, Кенэ) впервые выдвинули идею единого (но только сельскохозяйственного, так как его могут платить только землевладельцы из получаемой ренты) налога. Преимущество его в простоте, следовательно, значительно снижаются расходы по уплате и взиманию налога.
v По А.Смиту («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776г.) главная задача государства – создать возможности для обогащения граждан, следовательно, государство должно установить правила (принципы) налогообложения:
1) Равномерность (все граждане должны содействовать поддержке государства соответственно (пропорционально) своему доходу)
2) Определённость (заранее должны быть чётко определены сумма налога, способ и дата уплаты)
3) Удобство (время и образ взимания должны быть наименее обременительны для налогоплательщика)
4) Экономичность (затраты по сбору налогов не должны превышать налоговых поступлений)
Государство не должно провоцировать население на уклонение от уплаты налогов.
v Неоклассическая теория уделяет особое внимание анализу зависимости между эластичностью спроса и предложения и налогами. Государственное вмешательство должно быть направлено лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие законам свободной конкуренции.
v Великая Депрессия конца 20х годов 20 века обнаружила кризис неоклассической школы, затяжной характер экономического кризиса не мог быть объяснён с точки зрения основных её постулатов. => возникла новая экономическая теория – кейнсианская, которая объяснила причины кризиса и предложила рецепты по выходу из него («Общая теория занятости, процента и денег», 1936г.). Кейнс считал необходимым активное вмешательство государства в экономику, а главным путём выхода из кризиса – рост инвестиций, которые должны были стимулироваться государством посредством соответствующей налогово-бюджетной политики. Кейнс ввёл в экономику такие понятия, как: эффективный спрос и встроенные стабилизаторы. Налоги как встроенные стабилизаторы действуют следующим образом: во время экономического подъёма налоговые ставки (и => поступления) должны расти быстрее, чем растут доходы, а во время экономического спада налоговые ставки уменьшаются быстрее, чем падают доходы. Теория опробирована в США Франклином Рузвельтом («новый экономический курс»)
v В связи с кризисом вначале 70х годов возникла теория экономики предложения. Высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят инвестирование, а снижение налогов позволяет расширить налоговую базу и увеличить налоговые поступления. => необходимо максимально снизить налоги и предоставить налоговые льготы. Представитель – А.Лаффер. Рост налоговых ставок лишь до определённого момента поддерживает рост налоговых поступлений. По достижении точки максимума начинается снижение доходов бюджета. рис1. На практике – «рейганомика».
v В России первый труд по теории налогов вышел в 1818 году («Опыт теории налогов», Н.И.Тургенев)
Этапы развития налогообложения в России
ü В 9 веке наиболее сильные княжества объединились под главенством Киева и возникло единое государство – Киевская Русь. = > появились первые налоги, которые взимались в форме дани. Основные плательщики – смерды. Объекты налога – человек, плуг, дом, дым.
ü В период господства Золотой Орды (середина 13 – начало 15 вв) резко увеличивается налоговое бремя, так как приходится содержать два государства. В этот период (9-15вв) налоги выполняли единственную функцию – фискальную.
ü В конце 14 века осуществляется переход от системы кормления к кормлёному откупу (теперь фиксируется сумма налога, который надо уплатить в бюджет). Основной объект налогообложения – соха (участок земли определённой площади).
Крестьяне: крепостные, казённые, монастырские, свободные. Свободные платили больше.
ü В 1860 году переход с посошного налогообложения к подворному (то есть объект – тяглый двор). Подворная система расширила количество плательщиков за счёт деревенской и городской бедноты.
ü К концу 16 века перешли от натуральной к денежной форме уплаты налога (кроме «соболиной казны», налог на пушнину – ясак).
ü Внешняя торговля к.16-н.17 вв была монополизирована государством. По Новоторговому Уставу 1667 года розничная торговля иностранцев в русских городах запрещалась, беспошлинная оптовая торговля разрешалась в пограничных городах, а внутри страны пошлина составляла 100% стоимости товара. Косвенные налоги (таможенные пошлины, главным образом) в 17 веке обеспечивали больше половины доходов казны.
ü => таким образом, в период становления централизованного государства налоги служили одним из средств объединения русских земельи помимо фискальной функции выполняли воспроизводственную (регулирующую).
ü Во время петровских реформ сформулированы принципы налогообложения, направления расходования средств. Подворный налог заменён подушной податью = > резко увеличилось количество налогоплательщиков и выросли поступления в казну (острая потребность в деньгах из-за войн). Учреждена должность вымышленника, выбыльщика – «чинить государю прибыль» (придумывал налоги). При Петре 1 осуществлялась государственная монополия внешней и внутренней торговли. Внутри страны: на вино, табак, соль. Вне: на мех, лес, пеньку, икру, смолу. Торговая политика носила протекционистский характер и направлялась на ограничение иностранной конкуренции. Ввозная таможенная пошлина устанавливалась тем выше, чем более было развито производство данного товара внутри страны (25-75%). Так, налоги активно выполняли воспроизводственную функцию и увеличивалась доля прямых налогов в доходах государственной казны.
ü К концу 19 века (после 1861 года) в налоговой системе произошли следующие изменения: бывшие помещичьи крестьяне должны были платить выкупные платежи, а также местные и земские сборы, отменены винные откупа, ведён акциз на вино, повышены акцизы на табак и сахар => значение косвенных налогов выросло, а доля прямых (подушной подати) снизилась. С конца 19 века началась постепенная отмена подушной подати. Формально она была заменена подоходным налогом в 1916 году.
ü Советский период (1917-1991гг)
· В 1918 году начала осуществляться коренная перестройка налоговой системы, основные задачи которой: экспроприация собственности у капиталистических элементов и создание условий для улучшения материального положения трудящихся. Сохранены прежние налоги. Введены новые чрезвычайные налоги на буржуазию. Были значительно повышены акцизы на предметы роскоши. Таким образом, налоговая система являлась главным экономическим методом классовой борьбы.
· 1919 год – декрет о продразверстке и наступление эпохи военного «коммунизма». Отсутствие стабильных, полноценных денег в обращении. Отмена платы за коммунальные услуги и транспорт. Изъятие излишков продовольствия у крестьян. В городах продовольствие распределялось по карточкам, нормы потребления дифференцировались в зависимости от социального статуса. Взимание налогов было приостановлено.
· 1922 год, переход от военного «коммунизма» к НЭПу и замена продразверстки продовольственным налогом. В середине 20х годов была разрешена частная предпринимательская деятельность, частная торговля, натуральная заработная плата заменялась денежной. В 1922 году введён подоходно-поимущественный налог, который платили частные предприятия. В 1923 году введён подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами. Крестьяне платили с\х налог, размер которого дифференцировался по социальному признаку.
· Со второй половины 20х годовначинается политика сворачивания частной предпринимательской деятельности. Резко повышается подоходно-поимущественный налог, увеличиваются налоговые льготы государственным предприятиям. Таким образом, многоукладность экономики к 1930 году ликвидирована – осталась только государственная собственность. Следовательно, возникла необходимость в реформировании налоговой системы страны.
· Проведена налоговая реформа 1930-1932 годов: все налоги, уплачиваемые государственными предприятиями, объединены в единый платёж – отчисление от прибыли; был введён налог с оборота (существовал до 1991 года); понижены ставки подоходного налога для рабочих служащих и повышены для других категорий населения; ещё более усилена социальная дифференциация налогообложения в деревне.
· Во время Великой Отечественной Войны основная задача финансовой системы страны – мобилизация средств для финансирования ведения войны. В результате сокращения налоговых поступлений от предприятий были резко увеличены размеры налоговых поступлений от населения за счёт: установление временных надбавок к подоходному и с\х налогам, введён военный налог (характер подушного налога), введён налог на холостяков и малосемейных граждан (как целевой на содержание детей-сирот, но остался до 1991 года).
· В послевоенный период постепенно снижаются ставки подоходного налога с населения, снижается с\х налог, а со второй половины 50х годов проводится подготовка к хозяйственной реформе.
· Хозяйственная реформа 1965 года. Направлена на изменение отношения предприятий с государственным бюджетом (предоставление большей самостоятельности предприятиям). Были введены 3 новых платежа из прибыли: плата за основные производственные фонды и оборотные средства (цель – повышение эффективности использования оборудования), фиксированные (рентные) платежи (с помощью которых в бюджет изымалась та часть прибыли, размер которой не зависел от работы конкретного предприятия), свободный остаток прибыли (который оставался после покрытия всех плановых затрат и формирования соответствующих фондов – фонд материального поощрения, фонд развития предприятия).
· В середине 70х годов внедрение нормативного метода распределения прибыли с целью обеспечения стабильных поступлений в бюджет и расширение прав предприятий. Министерством устанавливался норматив отчисления от расчётной прибыли после всех платежей и плюс абсолютные суммы платежей (независимо от выполнения плана по прибыли) в государственный бюджет.
· Таким образом, налоговый механизм советского периода по сути представлял собой систему директивного изъятия доходов, так как государственная собственность превалировала над всеми остальными формами собственности и отсутствовала свобода предпринимательской деятельности.
· В 1985 году началась перестройка экономической системы страны и возникла необходимость в формировании новой налоговой системы, соответствующей рыночным преобразованиям. Основы новой налоговой системы сформулированы в законе «Об основах налоговой системы», принятом в декабре 1991. В течение 1992 и 1993 годов принимались законы по отдельным налогам.
· С середины 1990х годов начинают вестись работы по составлению Налогового кодекса