Племенные союзы саков на территории Казахстана (7 – 4 вв. до н. э.): хозяйство, общественный строй и культура
В I тысячелетии до н.э. обширную территорию, от Семиречья и Восточного Туркестана до Причерноморья, от Алтайских гор до Хорезма, заселили многочисленные племена, носившие общее название «Сак». Геродот (V век до н.э.) пишет о них как о скифах, персы их называют «сак». Под названием скифов ранние кочевники были известны в Европе.
Общество саков состояло из военной арестократии, жрецов и рядовых общинников. Саки были скотоводами, занимались разведением лошадей, крупного и мелкого домашнего скота, были великолепными наездниками и стрелками из лука. В персидских клинописях говорится о трех группах саков: парадарайя (заморские саки), саках-хаомаварга (саки, изготавливающие напиток хаому), саках-тиграхауда (носящие остроконечные шапки). Саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи и в северном Причерноморье; саки-тиграхауда - в районе средней Сырьдарьп на Тянь-Шане и в Семиречье, саки-хаомаварга - в долине реки Мургаб.
Сакские племена объединялись в союзы. Во главе племенных союзов стояли верховные вожди, их называли царями. Цари избирались военным советом племен, входивших в состав союза. Вождь каждого племени избирался всеми его членами. Он управлял своим племенем, заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Вождь племенного союза - царь распределял между родами пастбища и угодия для перекочевки, устанавливал порядок использования этих земель.
В сакском обществе выделяются три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовал свой определенный цвет одежды: воинам - красный, жрецам - белый, общинникам - желтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. Он был воплощением всех слоев народа. Об этом свидетельствует захоронение в кургане Иссык сакского царя.
С 7 в. до н.э. у саков возникло своеобразное и яркое явление в искусстве, так называемый «звериный стиль». Главной темой его были изображения зверей и мифических чудовищ. Ими украшались бронзовые котлы, жертвенники, оружие, одежда и конская сбруя. Саки поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. Боги воплощались в различных животных и птиц, фантастических зверей, таких как крылатые кони, кони-грифоны.
Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу композиции. Изделия из золота, серебра, бирюзы украшали человека, его одежду, сбрую коня, предметы быта. Широко развивалась резьба по дереву, косторезное искусство и обработка камня. Из кости делали застежки, пряжки, пуговицы, из камня - алтари, блюда.
Важнейшим источником по истории сакеких племен, их материальной и духовной культуре являются археологические памятники - могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. На территории Центрального Казахстана сложилась так называемая «тасмолинская культура» (могильник в урочище Тасмола). Крупные могильники обнаружены в предгорьях Бугулы, Кзыларая, Каркары, Баян-Аула, Кызылтаса, Кента, Ортау, Улутау, Арганаты.
Письменные источники и археологические данные говорят, что уже в 8-7 вв. до н.э. племена саков были связаны с цивилизациями древнего мира - Ассирией и Мидией, а с середины 6 в до н.э. – с государством Ахеменидов (Персия-Иран). Саки принимали участия во многих исторических событиях того времени. Особенно тесные отношения имели сакские племена с Ираном, в качестве союзников, то в качестве противников (походы Кира в 40 г. до н.э.. Дарий - 519 г. до н.э.). В 30-х гг. IX в. до н.э. греки-македоне под предводительством Александра Македонского пришли в скифо-сакские степи. О семиреченских саках (народ «сэ») упоминает китайская хроника. Во II в. до н.э. юэчжи-усуни, вытесненные со своих пастбищ в Восточном Туркестане, обрушились на саков Семиречья. Саки ушли в нескольких направлениях к Сырдарье и сокрушили господство наследников Александра.
В основе физического типа саков лежит европеоидный облик, унаследованный от населения эпохи бронзы. Вместе с тем установлено, что в начале сакской эпохи у обитателей казахских степей появляются монголоидные примеси центрально-азиатского происхождения.
Во II тысячелетии до н.э. сакские племена Восточного Казахстана перешли Яксар (Сырдарью). В числе их были: тохары, ассионы, сазарадки.
Скифы-саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Культурные связи и торговые отношения возникли раньше, в эпоху поздней бронзы и в Киммерийское время, но культурное общение народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках. Походы кочевников с целью грабежа и захвата пленных, обращаемых в рабство, способствовали развитию строя военной демократии, выделению и укреплению положения племенной аристократии.