Основные черты афинского права: источники права, право собственности и обязательства, брак и семья, преступление и наказание
Древнейшим источником афинского права были: обычаи; религиозные установления; нравственные предписания. Помимо обычаев, источником права становятся законодательные акты, изданные Драконтом. Афинское право не признавало кровную месть. Наибольшую популярность получили законы Салона. Специфическим источником становились псефизмы - выносимые народным собранием постановления относительно отдельных личностей.
Право собственности и обязательства. В афинском праве различалось владение - как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность - как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на "видимое" (земля, дом, рабы и т.п.) и "невидимое", способное "ускользать" от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности).
Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда ("вольные" и "невольные" обязательства). Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом (до реформ Солона договор займа обеспечивался и самозакладом должника). Среди договоров важное место занимала купля-продажа, заем, наем движимости или неджвижимости, личный найм и некоторые другие.
Брак и семья. Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многоженство не допускалось.
После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение ее в семье было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была практически неограниченной (он мог продать сына в рабство). Со временем она ослабла, но оставалась значительной. Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.
Преступления и наказания. Афинское право различало:
- преступления против существующего государственного строя, осквернение храмов и оскорбление богов. Они карались наиболее строго.
- преступления против личности: убийство, телесные наказания, измена жены.
- преступления против собственности.
В качестве наказания применялась система штрафов, конфискация имущества, лишение права голоса в народном собрании (аттимия) и казнь.
Характер наказания зависел прежде всего от тяжести содеянного. Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей).
Эволюция римской государственности. Плебеи и патриции: сущность и итоги противостояния.
История государства в Древнем Риме делится на три основных периода:
1) период царства — середина VIII—VI вв. до н. э.;
2) период республики — V в. до н. э. — 27 г. до н. э.;
3) период империи — 27 г. до н. э. — 476 г., который подразделяется на два этапа — принципат и доминат.
В 476 г. прекратила свое существование Западная Римская империя, но оставалась еще восточная часть — Византия, просуществовавшая до ХVI в. Население древнеримского государства-полиса составили две основные группы: римские граждане- патриции, и их общественные противники – плебеи. Первые были полноправными гражданами и потомками знатных римских родов, происхождение вторых было не ясно и спорно. Они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Но плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Были острые конфликты, касающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Самой первой среди них и самой важной была реформа Сервия Туллия:
* Плебейский элемент был допущен в Народное собрание, сделался частью римского народа
* Было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов. Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц – центурий (сотен)
* В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос
* Город был разбит на 4 территориальных округа. Каждый округ имел некоторые политические права и самоуправление.
Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства.