Индустриализация в ссср
К середине 20-х гг. хозяйственное развитие СССР достигло довоенного (1913 г.) уровня. Но это был период, характеризующейся слабым развитием буржуазных отношений, сохранением пережитков крепостного строя, неравномерностью развития разных частей страны, преобладанием кустарных форм сельского хозяйства, крайне низким уровнем культуры населения. Доминантой в экономике страны была продажа на мировом рынке продуктов сельского хозяйства и сырья (древесины, уголя).
Восстановление промышленности и сельского хозяйства происходило на основе использования простаивавших станков, распашки пустоши, вовлечения в производство старого поколения рабочих. Это был путь мобилизации накопленного ранее материального и интеллектуального развития страны. Между тем капиталистические страны в ходе восстановления обновляли оборудование предприятий, внедряли новые технологии, использовали достижения науки и техники (конвейер). Таким образом, слабое экономическое состояние страны осложнялось нарастанием технической отсталости СССР от других стран. Общественное настроение конца 20-х гг. довольно точно определило выражение И.В. Сталина: «Либо мы ликвидируем отставание, либо нас сомнут». Жизненно необходимой проблемой становилась задача создания крупной машинной индустрии, задача индустриализации страны.
Индустриализация имеет целью повышение материального благосостояния общества на основе технического усовершенствования (модернизации) всех отраслей хозяйства страны. Внешне это выглядит как сохранение старых и применение новых машин и механизмов, замена устаревшего оборудования и механизация производства, как ускоренное развитие промышленности по сравнению с сельским хозяйством.
Осознавая необходимость модернизации хозяйства на основе движения общества к социализму, советские руководители идею индустриализации оформили в виде лозунга: превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование. Сформулированный в решениях XIV съезда Коммунистической партии (1925 г.), этот лозунг стал понятным большинству населения страны.
Предстоящая индустриализация выдвинула на первый план поиск средств для проведения модернизации экономики, путей и темпов промышленного роста. Рассчитывать на привлечение иностранных капиталов было нельзя: экономическая блокада СССР западными странами продолжалась. Средства для индустриализации было решено отыскать внутри страны: путем накопления их в самой промышленности, перераспределения через бюджет доходов других секторов экономики, использования денежных сбережений населения. Обсуждение проблемы темпов промышленного строительства привело к формированию идеи о необходимости сбалансированного развития всех отраслей хозяйства. На этой основе был разработан пятилетний план развития народного хозяйства на 1928/29-1932/33 гг.
Однако в конце 1929 – начале 1930 гг. задания плана в области промышленности стали пересматриваться в сторону их существенного увеличения. Так, по инициативе И.В. Сталина был взят курс на форсирование индустриального развития. Поскольку при утверждении новых показателей работы промышленности никого не волновали проблемы их соотнесения с реальными возможностями, то их принятие с 1930 г. привело к хроническому невыполнению плана пятилетки.
Итоги первой пятилетки можно рассматривать двояко. С одной стороны, промышленность страны в 1928-1932 гг. переживала большой подъем. Было построено 1,5 тыс. предприятий, крупнейшими среди них стали Днепрогэс, тракторные заводы в Сталинграде, Харькове, Челябинске, автомобильные – в Москве и Нижнем Новгороде, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты. Тем не менее, практически ни один показатель первой пятилетки в области промышленности не был выполнен. А в области сельского хозяйства произошли изменения практически ликвидировавшие результаты, достигнутых в период НЭПа.
По официальным данным, первая пятилетка была выполнена досрочно – за 4 года и 3 месяца. Но реальные итоги не были опубликованы: И.В. Сталин и другие руководители их долгое время скрывали. Тем не менее выводы были сделаны: во второй пятилетке (1933-1937 гг.) курс на ускоренное развитие промышленности был скорректирован. Третий пятилетний план на 1938-1942 гг. был ориентирован, как и предыдущие планы, на преимущественное развитие промышленности. За три с половиной года третьей пятилетки были введены в строй такие промышленные гиганты, как Нижнетагильский металлургический комбинат, Среднеуральский медеплавильный завод, Горьковский завод тяжелого станкостроения, «Уралмаш» и др. Были построены Угличская, Рыбинская, Канаковская электростанции. Началось строительство Верхнекамской ГЭС, проектировалось сооружение железной дороги от Забайкалья к Тихому океану (Байкало-Амурская магистраль).
Результатом индустриального развития страны в 30-е гг. был выход СССР на первое место в Европе и на второе в мире по объему промышленного производства. Страна из аграрной превратилась в индустриальную. Были созданы новые отрасли промышленности, отсутствующие в царской России и способные производить оборудование и механизмы различного назначения. Стала однородной структура населения. Однако высокие темпы экономического развития поддерживались за счет снижения жизненного уровня. Разрушение деревни стало обратной стороной прогресса тяжелой индустрии. В стране утвердилась административно-командная система управления, ограниченный подход к демократии, фактическое отстранение трудящихся от власти.