Государственное регулирование экономики: сущность, цели, принципы, методы
ГРЭ представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемое правомочнымигосударственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Субъекты ГРЭ - это наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные (местные) органы управления экономикой. Исполнителями экономических интересов общества – субъектами ГРЭ – являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также Центральный банк.
Субъекты ГРЭ проводят в жизнь государственную экономическую политику, являются главными исполнителями экономических интересов общества.
Объекты ГРЭ — это регионы, отрасли, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем необходимо для нормального развития экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты управления: экономический цикл; отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.
Цели ГРЭ: Основной целью регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность общества. От этой цели распространяется «дерево» частных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута (частные цели):
1.Экономический рост;
2.Полная занятость;
3.Стабилизация уровня цен;
4.Устойчивость национальной валюты;
5.Внешнее экономическое равновесие.
Принципы ГРЭ:
- присутствие государства там и в такой мере, в какой это необходимо;
- обеспечение экономической свободы и эффективности предпринимательской деятельности;
- приоритетность в решении поставленных задач;
- социальная ориентация;
- применение комплексно-целевых программ социально-экономического развития;
- сочетание федерального, регионального и муниципального регулирования;
- прогнозирование демографической ситуации;
- учет политической ситуации и стабильности в обществе;
-защита предпринимателей от преступных посягательств и злоупотреблений со стороны должностных лиц;
- учет антимонопольных требований при формировании экспортно-импортной политики;
- ужесточение санкций за незаконное соглашение в разделе рынка, регулирования цен, затруднения доступа на рынок новых конкурентов.
Реализация принципов ГРЭ предполагает использование различных инструментов:1.фискальная политика 2.денежная политика 3.политика регулирования доходов, 4.внешнеэкономическая политика.5.социальная политика.
Методы ГРЭ. Методы ГРЭ делятся на прямые и косвенные.
Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма: процессы ценообразования, политику доходов. Они осуществляются административными средствами, базирующимися на силе государственной власти и включающие меры запрета, разрешения, принуждения. Среди методов прямого регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм, в виде субвенций или субсидий, включая дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов является достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положит. эффекта, указан. меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентоспособности, ослабления балансирующей функции рынка. Прямое воздействие на экономику осуществляется через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование промышленных предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например таких, как угольная промышленность, ж/д и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе НТП, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия.
Косвенные методы регулированияосуществляются экономическими средствами. Они подразделяются на средстваденежно-кредитной и бюджетной политики. Основные средства денежно-кредитной политики:
- регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая ЦБ);
- установление и изменение размеров минимальных резервов, кот. финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в ЦБ;
- операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на фин. рынке в желаемом направлении.
Др. методом выступает регулирование через государственный бюджет – доходы и расходы государства. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги (фискальная функция налогов). Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации (регулирующая функция). Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.