Патриархальная теория происхождения государства
Свои теоретические взгляды на государство и право Сперанский сформулировал, главным образом, уже в 30-е годы, когда его политическое и правовое мировоззрение окончательно сформировалось пройдя сложную эволюцию от либерального кконсервативному'Одна из главных работ данного периода —«Руководство к познанию законов» (1838).
Если на раннем этапе своего творчества Сперанский отдавал предпочтение договорной теории, то теперь для объяснения происхождения государства он используетпатриархальную теорию, полагая, что союз общежития «не может быть основан на договоре». По его мнению, договорная и патриархальная теории происхождения государства дают различные ответы на вопрос о «побудительных причинах» к образованию общества: первая усматривает их в личной пользе, или самолюбии, вторая — в любви как высшем нравственном законе, данном Богом и постигаемом человеком в его совести. Соответственно целью общественного союза, основанного на соображениях частных польз, будет личная безопасность, целью союза, основанного на нравственном законе, — стремление к нравственному совершенству. Таким образом, по мнению Сперанского, причины и цели образования общежития, предлагаемые этими двумя теориями, имеют разную степень нравственного достоинства. Кроме того, полагает мыслитель, предположения договорной теории не соответствуют исторической действительности, так как «никакое благоустроенное общество не может стоять прочно на одних выгодах жизни и на одной безопасности».
Критику договорной теории Сперанский строит исходя из своего учения о двух видах обществ. Он выделяетсоюз государственный, илисоюз общежития (публичное, или первичное, общество в современной терминологии) исоюз гражданский (частное, или вторичное, общество). При этом следует подчеркнуть, что «союз государственный» в терминологии Сперанского не тождествен государству, а представляет собой именно публичное общество в противоположность частному.
Сперанский устанавливает три различия между частными и публичными обществами.Первое различие состоит впроисхождении союзов: публичный союз имеетбожественное происхождение, союз гражданский— договорное. Сперанский убежден в том, что
М. М. СПЕРАНСКИЙ
«союз общежития установляется Богом», который «вложил в сердце родителей любовь к детям» и «установил в детях любовь к родите-дям и навык повиновения». Таким образом, делает вывод мыслитель, «сила семейственной любви, от Бога исходящая, вот начало и основание человеческих обществ, а не договоры», поэтому семейство есть «первая составная стихия всех государств».
Второе различие между союзом общежития и частным союзом состоитв порядке вступления в союзы. В публичное общество человек вступает в силурождения, в союз гражданский — по собственному усмотрению. Наконец,третье различие заключаетсяв обязательной силе союзов. Частные союзы охраняются союзом общежития, который располагает силой, побуждающей исполнять договоры. Сам же государственный союз утверждается не на договоре, но «на силе любви семейственной, человеку врожденной».
Главное «заблуждение» договорной теории, по мнению Сперанского, заключается в уподоблении союза публичного союзу гражданскому, т. е. в применении принципов регулирования частноправовых отношений к публично-правовым отношениям. В результате такого «смешения понятий о существе человеческих союзов», считает Сперанский, союз общежития из «установления Божеского» превращается в «установление человеческое», основанное «на таком же расчете пользы и вреда, как купля и продажа», и подлежащее «таким же изменениям, каким подлежат все частные союзы». Таким образом, делает вывод Сперанский, договорная теория имеет «вид грозный и неприязненный всякому порядку общественному», так как «восстание против власти» становится законным способом принудить сторону к исполнению условий договора.2
Сперанский выделяет четыре вида союзов общежития, или публичных обществ: семья, род, гражданское общество и государство. Уже первый общественный союз —семейство рассматривается Сперанским прежде всего какправовой союз, в котором есть «власть и повиновение, но не сила и рабство», т. е. публично-правовые отношения (с. 192), и «равенство и взаимство», т. е. частноправовые отношения. Семейства объединяются вродовые общества, в резуль-^те соединения родов и перехода от кочевой жизни к оседлой формируютсягражданские общества, в которых «верховная власть
" Сперанский М. М. Четыре беседы с наследником престола / публ. Д. И. Лу-"овскои, С. С. Гречишкина// Правоведение. 1997. №4. С. 70-71.
Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ xiy
и все ее учреждения сосредоточиваются в городах».3 Из соединения гражданских обществ образуетсягосударство, в котором, с одной стороны, «власть родительская преобразуется во власть верховную а повиновение обращается в подданство», а с другой — «отношения членов семейства заменяются отношениями сограждан между собою» (с.57).