Ответственность перевозчика по договору морской перевозки грузов
И национальное право, и международные соглашения исходят из презюмируемости вины перевозчика, ограничения ее предела и отказа в праве на ограничение в случае если имеет место умысел (иногда грубая неосторожность) перевозчика.
Основания для освобождения от ответственности.
Вопросам ответственности сторон всегда уделяется довольно много места, причем как ответственности перевозчика, так и ответственности отправителя. Особое значение имеет перечень оснований для освобождения перевозчика от ответственности. Перевозчик отвечает за:
- утерю, повреждение груза,
- просрочку в доставке.
По КТМ: согласно ст.132 основанием освобождения является 1) непреодолимая сила, 2) случайности на море и в других судоходных водах, 3) спасание людей или различные меры по спасанию имущества на море, 4) пожар (по вине перевозчика), 5) действия, распоряжения госорганов, портовых властей, 6) военные действия, общественные беспорядки, 7) действия/бездействия отправителя, получателя, 8) скрытые недостатки груза, его естественные свойства, 9) скрытые недостатки тары/упаковки, 10) недостаточности, неясность марок, обозначений на грузе, 11) забастовки, 12) иные обстоятельства, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Дополнительно к ним: по ст.133 перевозчик не несет ответственности за навигационную ошибку (это действия/бездействия членов экипажа, лоцмана в судовождении или управлении судном) и по ст.134 перевозчик не отвечает за недостатки груза, доставленного в опломбированных помещениях, исправной упаковке или с сопровождением. Практически тоже самое по Правилам Гаага-Висби (пожар, стихийные бедствия, забастовки, навигационная ошибка и т.д.). ГП подходят более строго к ответственности перевозчика. Особенно разногласия вызвало то, что навигационная ошибка не была включена в перечень обстоятельств, исключающих ответственность перевозчика. В ст. 5 ГП говорится, что перевозчик отвечает:
- за утрату, повреждение, просрочку в доставке груза, причиненные пожаром, если лицо, заявляющее требования докажет, что пожар возник по вине или небрежности перевозчика,
-за утрату, повреждение, просрочку в доставке груза, причиненные мероприятиями по тушению пожара и устранению его последствий.
Не отвечает перевозчик:
-за утрату, повреждение, просрочку в доставке груза, обусловленных специальными рисками, связанными с перевозкой животных. В этом случае перевозчик должен доказать, что он соблюдал все особые инструкции отправителя, тогда будет действовать презумпция его невиновности,
за исключением общей аварии не отвечает перевозчик за утрату, повреждение, просрочку в доставке груза, вызванных мероприятиями по спасанию жизни или имущества на море.
Пределы ответственности. По ст. 136 КТМ РБ ущерб перевозчика за утрату, повреждение, просрочку в доставке груза возмещается в размере стоимости утраченного/недостающего груза, ущерб при повреждении груза возмещается в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, наряду с этим перевозчик возвращает фрахт (плату) за перевозку утраченного, недостающего, испорченного груза, если фрахт не входит в стоимость груза. В ст. 137 КТМ РБ ограничение ответственности перевозчика за просрочку в доставке установлено суммой фрахта.
По П Г-В предел ответственности составляет 10 000 франков Пуанкаре (франк Пуанкаре содержит 65,5 млг золота 900й пробы) за место или 30 франков Пуанкаре за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза, в зависимости от того, какая сумма окажется больше. В ГП предел ответственности был повышен. Государства-участники ГП, не являющиеся членами МВФ, сохраняется возможность исчислять предел ответственности перевозчика исходя из золотых франков Пуанкаре – 12 550 за место или единицу груза/37,5 за кг брутто. По ГП согласно ст.6 835 СПЗ за место или единицу груза либо 2,5 СПЗ за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза. Ответственность за просрочку в доставке ограничена 2,5 фрахта, уплаченного, подлежащего уплате за перевозку груза, доставленного с просрочкой, но не выше всей суммы фрахта. Причем в обоих случаях совокупный предел ответственности (и за утрату, повреждение, просрочку в доставке груза, и за просрочку не должен превышать предел ответственности за полную утрату груза).
По соглашению сторон пределы ответсвенности могут быть повышены – ст.6 ГП.
4.5.5.Проблемы, связанные с урегулированием споров из морских перевозок грузов: сроки для заявления претензий/исков, лица, имеющие право на заявление требований к перевозчику.
Все источники правового регулирования исходят из обязательного претензионного порядка. По П Г-В заявление об убытках должно быть сделано перевозчику в письменной форме во время выдачи груза, когда убытки не видны сразу, то заявление может быть сделано в течение 3 дней с момента выдачи груза. Срок исковой давности составляет 1 год с момента после доставки груза.
По КТМ РБ согласно ст.307 устанавливается обязательное заявление письменной претензии до подачи иска. Согласно ст. 316 срок для заявления претензии из морской перевозки грузов составляет 6 первых месяцев исковой давности. Срок для рассмотрения претензии – 30 дней, с момента заявления претензии срок исковой давности приостанавливается. Иски могут быть поданы в случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-ти дневный срок (ст.308). В ст.312 КТМ устанавливается годичный срок для подачи исков. Он исчисляется а) по требованиям о возмещении убытков за утрату груза по истечении 30 дней со дня, в который груз должен был быть выдан, а при смешанной перевозке по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке, б) по требованиям о возмещении убытков за просрочку в доставке груза или его задержку – со дня когда груз должен был быть выдан, в) и т. д. а во всех остальных случаях со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.
В принципе ГП не предусматривают четко и определенно обязательное заявление претензий. По ГП в отношении заявления письменного заявления о несоответствии груза мы уже говорили (следующий день, 15 дней после передачи груза получателю). Это заявление может и не делаться в случае совместного осмотра груза. В отношении просрочки в доставке заявление должно быть сделано в течение 60 дней после передачи груза получателю, если он не сделает соответствующее заявление, то компенсация за просрочку не будет выплачиваться. Срок исковой давности по ГП продолжительнее и составляет 2 года. Он начинается в день, когда перевозчик доставил груз или его часть, если груз не был доставлен, тогда в последний день, когда груз должен был быть доставлен.
Лица, имеющие право на заявление требований.
Право на предъявление претензий и исков имеют: отправитель – в случае неподачи судна в срок, подачи с опозданием, получатель, отправитель – в случае утраты, повреждения груза, при условии предъявления коносамента, получатель – при просрочке в доставке, при условии предъявления коносамента (ст.309). Передача права на предъявление претензии, иска не допускается, за исключением перелачи этого права получателем, отправителем друг другу либо страховщику, экспедитору. Передача права на заявление претензии, подачи иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином перевозочном документе (ст.310).
Юрисдикция.
П Г-В не содержат специальных правил о юрисдикции и арбитраже. Этот вопрос регулируется обычным нормами, сложившимися в торговом мореплавании. Заключаемые сторонами пророгационные соглашения, выбирающие юрисдикционный орган, признаются действительными. В силу сложившейся практики спор рассматривается в месте, где находится основное коммерческое предприятие перевозчика. Если в коносаменте есть арбитражная оговорка, то она также признается действительной, что исключает возможность передачи спора в государственный суд.
ГП содержат специальные нормы о юрисдикции и арбитраже. Более того они отступили в вопросе о юрисдикции от сложившейся практики и закрепили правило о множественной юрисдикции. Истец согласно ст.21 ГП может по своему выбору (условие – наличие у суда компетенции рассматривать спор по lex fori) предъявить иск в суд по месту:
- основного коммерческого предприятия ответчика,
- заключения договора перевозки при условии, что ответчик имеет там коммерческое предприятие или агентство, при посредничестве которого был заключен договор,
- порта погрузки, выгрузки,
- в любом месте, указанном (для этой цели) в договоре морской перевозки.
Кроме того, в случае ареста судна, иск может быть подан по месту ареста в государстве-участнике ГП, но по просьбе ответчика, он должен быть перезаявлен истом по выбору в один из вышеупомянутых судов.
Таким образом, хотя прямо не сказано, но пророгационные соглашения фактически не позволяются по ГП (особенно можно в этой связи посмотреть п.3 ст.21 – никакое судебное разбирательство, связанное с морской перевозкой грузов не должно производится в месте ином нежели предусмотренное п.п.1,2 ст.21 ГП. Исключение юрисдикция судов государства-участника по вопросам предварительного обеспечения иска и охранных мер).
Арбитраж по ст.22 ГП позволяется – при наличии письменного арбитражного соглашения сторон. Но и здесь имеются определенные ограничения, По п.3 ст.22 ГП арбитражное производство должно быть начато по выбору истца в государстве, где расположено (основное место деятельности) коммерческое предприятие ответчика (или, за отсутствием такового, его обычное местонахождение), место заключения контракта, если в этом месте у ответчика есть коммерческое предприятие, агентство, отделение, порт разгрузи, погрузки, любое место, указанное для этой цели. Арбитр или арбитраж должны применять правила ГП. И первое и второе условие должны считаться неотъемлемой частью любого арбитражного соглашения. Иное признается недействительным.