Общественное мнение в Пекине и Тяньцзине
На своем ~пути как в Пекине, так и в Тяньцзине мы имели личные беседы с представителями различных кругов населения, командования армии и многочисленными политическими деятелями. В ходе этих бесед, а также из многочисленных писем и телеграмм, полученных нами, выяснилось, что поездке г. Юаня на юг для вступления на пост президента не придается должного значения. Эта поездка либо рассматривается как сугубо формальная процедура, либо выдается за желание отдельных лиц, дело доходит до того, что некоторые даже усматривают за этим неблаговидные побуждения, что может вызвать лишь улыбку. Что же касается так называемых доводов относительно невозможности для г. Юаня покинуть Пекин, то они в основном сводятся либо к вопросу о местонахождении временного правительства, либо к вопросу о перенесении столицы. Говорилось также и о том, что решение этой проблемы тесно связано с вопросами о зависимых территориях, внешних сношениях, финансах и т. д., но единственным доводом, заслуживающим внимания, могло бы быть лишь царящее на севере беспокойство.
Однако, если благодаря своему авторитету и преданности офицеров и солдат подчиненной ему армии г. Юань смог в такой критический момент, когда цинский регент сложил с себя свои обязанности, а император отказался от престола, сохранить спокойствие в столице и не допустить осквернения святынь, то какие ныне могут быть основания для беспокойства? К тому же могущество г. Юаня известно купечеству и населению Севера, и если он решил наметить срок своей поездки на ror, то, безусловно, достаточно одного его распоряжения, чтобы успокоить население Пекина и Тяньцзиня, и не к чему проявлять излишние опасения. Поэтому наша делегация, с одной стороны, информировала телеграммой Нанкин о состоянии общественного мнения Пекина и Тяньцзиня, а с другой стороны, продолжала ожидать решения г. Юаня.
Положение, создавшееся после военного мятежа 29 февраля
Совершенно неожиданно в ночь на 29 февраля вспыхнул военный мятеж, а в ночь на 1 марта вновь имели место беспорядки, кото- Р»е распространились на район Баодина и Тяньцзиня ". А ведь в это время г. Юань [Ши-кай] еще не покинул Пекин и наиболее преданные ему офицеры также оставались в Пекине. Таким образом, вспышка мятежа доказывает, что поддержание порядка на Севере никак не зависит от пребывания г. Юаня в Пекине. Однако эти беспорядки вызвали многочисленные трудности, связанные как с принятием необходимых мер в армии, так и с урегулированием отношений с иностранными державами. В такой сложной обстановке Юань [Ши-кай] вынужден был действовать безотлагательно, поэтому он не мог не вступить в переговоры с Нанкинским правительством о принятии соответствующих мер.
Меры, необходимые в данный момент
Священным и незыблемым условием вступления на пост президента является принесение президентом присяги правительству. Создание временного объединенного правительства не терпит ни малейшего промедления. Однако действительное положение таково, что в настоящее время г. Юань никак не может немедленно отправиться на юг, и этот факт нельзя сбрасывать со счетов. Поэтому г. Юань предложил, чтобы вместо него в Нанкин прибыл для вступления в должность вице-президент Ли [Юань-хун]. Но так же, как г. Юань не может покинуть Пекин, г. Ли не может оставить Учан. И тогда парламент обсудил и одобрил внесенное г. Сунем предложение, чтобы Юань [Ши-кай] отправил по телеграфу присягу в Нанкин и немедленно приступил к исполнению обязанностей президента в Пекине. Условия вступления в должность президента из шести пунктов были изложены в телеграмме [парламента Юань Ши-каю] от 6-го числа 28.
Таким образом, г. Юаню нет необходимости ехать на юг, а порядок вступления в должность президента не будет противоречить закону и вместе с тем налицо условия для скорейшего образования объединенного временного правительства. Следовательно, можно считать, что в создавшейся обстановке такой шаг будет содействовать успешному разрешению этих трех вопросов.
Цели, которые мы ставим перед собой, и наши надежды
На будущее
Наша делегация должна была встретиться с г. Юанем и обсудить с ним вопрос о его поездке на юг для вступления в должность президента республики. Объединенное правительство не могло быть создано до того, как Юань [Ши-кай] приступит к исполнению своих обязанностей, приступить же к ним он мог лишь согласно обусловленному законом порядку. В противном случае можно было бы говорить
л„шь о формальном единстве, представляемом этим правительством, д,ни~як не о единстве по существу.
Поэтому если непосредственной целью нашей поездки явилась встреча с г. Юанем, то другой ее целью было добиться действительного плочеиия всей страны. И хотя г. Юань в настоящий момент не может
правиться в Нанкин для участия в церемонии вступления в должность президента, но с точки зрения принятых в последнее время мер, для урегулирования создавшегося положения г. Юань (Ши-кай| дейст-
ует в соответствии с законом, г. Сунь [Ят-сен| руководствуется в своих поступках общими интересами, а члены парламента заботятся о нуждах всей страны и исходят не из своих предвзятых мнений, а выражают чаяния большинства граждан страны. Это ясно всей Поднебесной. И даже тем, у кого оставались недоверие и подозрительность и кто своей. болтовней сеял рознь, даже им пришлось присоединиться к большинству, и они уже не могут причинить нам никакого вреда.
Таким образом, хотя непосредственная задача, стоящая перед нашей делегацией, не была выполнена и мы не снимаем с себя ответственности за это, мы, однако, во многом содействовали тому, что была достигнута косвенная цель так называемое моральное сплочение страны, отвечающее сокровенным желаниям всех соотечественников, и. мы счастливы быть свидетелями этого.
Мы надеемся, что в то время, когда Республика делает только- свои первые шаги, когда многое следует разрушить и еще большее создать, соотечественники по всей стране выкажут свою сплоченность и полное единодушие, и мы берем на себя смелость от лица всех соотечественников провозгласить: да здравствует Китайская Республика