Общественное развитие: понятие, основные теории, национальные интересы и цели

Общая теория политического развития слагается из множества концепций, рассматривающих его с различных сторон и предлагающих свои схемы научного обсонования проблемы. Самые значимые из них следующие:

1. Политическое развитие – предпосылка экономического прогресса. Концепции такого рода трактуют политическое развитие как такое состояние политики, которое может облегчить достижение экономического роста.

2. Политическое развитие – типичная для индустриальных обществ политика. С данной точки зрения, индстриальные общества (не имеет значения – демократические или нет) устанавливают известные стандарты политического поведения и функционирования институтов, которые и составляфют суть политического развития с целями, подходящими для любых других систем. К ним относятся: отказ от опрометчивых действий, угрожающих законным интересам значительных слоев общества; акцент на социальных программах; представление о высокой ценности организованных административных и судебных процедур; признаие того, что политика – справедливый интсрумент разрешенеия проблем, а не самоцель; известные ограничения верховенства политики; согласование с некоторыми формами массового участия.

3. Политическое развитие как модернизация доказывается, что передовые индустриальные страны являются «образцами для подражания», потому что задают темпы развития по большинству направлений социальной и экономической жизни.

4. Политическое развитие как действие нации - государства. Подобное развитие сводится к организации политической жизни и исполнению политических функций в соответствии со стандартами, ожидаемыми от современного нации-государвства. Политическое развитие, с этой точки зрения, интерпретируется как процесс, посредством которого сообщества, являющиеся нациями – государствами только по форме и благодаря международному окружению, становятся таковыми в реальности. Развитие, по их мнению, должно преобразовывать рассеянные, неорганизованные националистические натсроения в дух гражданства, содействовать созданию государственных институтов, способных на основе националистических и гражданских устремлений сформировать политический курс и различные программы. В этом смысле политическое развитие есть нациеобразование (анг. nation - building).

5. Политическое развитие как совершенствование административной и правовой систем. Правовое развитие зиждется на четком правовом процессе. Нормальное функционирование правовой системы зависит от упорядоченности административной системы.

6. Политическое развитие в виде мобилизации и участия. Концепции этого рода связаны главным образом с поведением и ролями граждан, а также требующимися для осовременивания говыми стандартами их политического участия и лояльности по отношению к государству.

Следует отметить, что во многих исследованиях политическое развитие в его общей прогрессистской и однолинейной трактовке отождествляется с категорией модернизации (нередко данные понятия используются даже как сононимы). Однако в основу разных трактовок политического развития как модернизации изначально была заложена единая теоретическая схема: история и общественно-политический процесс понимались как предопределенное объективными социально-экономическими факторами движение от так называемого традиционного общества к обществу переходного, а затем – к современному (модерному).

По общему мнению ученых, традиционное и современное общества принципиально отличаются по своим базовым социальным парадигмам. «Типовые переменные» для сравнительного анализа традиционного и современного обществ в начале 1950-х годов предложил Парсокс.

Таблица

Авторитетный польский ученый Петр Штомпка в книге «Социалогия социальныз изменений» (1963) свел «типовые переменные» Парсонса в наглядную таблицу, позволяющую выделить и сравнить качественные свойства традиционного и современного обществ.
  Традиционное общество Современное общество
Уровень отчетливости социальной культуры Диффузность, т.е неотчетливый, незакрепленный, само собой разумеющийся характер ролей, групп, социальных отношений Спецификация, т.е. сформировавшаяся специализация ролей и отношений, четкое разделение труда, обеспечивающее взаимодействие в группах
Основание статуса Предписание (т.е. отнесение к ролям, статусам, группам, отношениям), основанное на наследовании по рождению или родству Достижение (соотнесенное со статусами, ролями, группами, отношениями), основанное на личных усилиях и заслугах
Критерий рекрутирования Партикуляризм (т.е. выбор и отношение к партнерам по социальным контактам, равно как и доступ к ролям и группам), основанный на уникальных личных чертах потенциальных кандидатов, которые не относятся непосредственно к выполняемой работе или к характеру групп и взаимоотношений Универсализм (выбор и отношение к партнерам по социальным взаимосвязям, а также доступ к ролям и группам), базирующийся на общих, категориальных чертах, непосредственно обусловленный задачами и характером групп или отношений
Критерий оценки Коллективизм, т.е. оценка и восприятие людей связаны с их членством в группах, коллективах, обществах, племенах. Наиболее важно то, к каким группам принадлежат люди, а не то, кто они есть сами по себе Индивидуализм, т.е. оценка и восприятие людей, сосредотачивающихся на их индивидуальных действиях. Наиболее важно то, что именно они делают
Роль эмоций Эмоциональность – вторжение эмоций в социальную жизнь Нейтральность как подавление эмоциональных проявлений, деловая, рациональная атмосфера социальной жизни

Наши рекомендации