Государственная пошлина. Государственная пошлина - сбор, взимаемый c плательщиков
Государственная пошлина - сбор, взимаемый c плательщиков, при их обращении в гос-ые органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к долж-ым лицам, к-ые уполномочены, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, кроме действий, совершаемых консульскими учр-ями РФ. Выдача док-ов приравнивается к юрид-ки значимым действиям.( Ст.333.16 НК РФ). Плательщики. 1. Орг-ии; 2. Физ-ие лица. В случае, если они: - обращаются за совершением юридически значимых действий; - выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты гос. пошлины.( Ст.333.16 НК РФ). Порядок и сроки уплаты: Плат-ки уплач-ют гос. пошлину в след-ие сроки. В случае, если за совершением юрид-ки значимого действия одновременно обратились неск-ко плательщиков, не имеющих права на льготы, пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если среди лиц, обратившихся за совершением юрид-ки значимого действия, одно лицо освобождено от уплаты пошлины, ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты. Оставшаяся часть суммы пошлины уплачивается лицом, не освобожденным от уплаты. Гос-ая пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. (Ст.333.18 НК РФ).Размеры гос. пошл. :1. По делам, рассмат-ым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями. 2. По делам, рассматриваемым в арбит-ых судах 3. По делам, рассматриваемым Конституц-ым Судом РФ и конституц-ыми судами субъектов РФ 4. За совершение нотариальных действий. 5. За гос. регистрацию актов гражд-ого состояния и другие юрид-ки значимые действия, совершаемые органами ЗАГС. 6 За совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, въездом в РФ, выездом из РФ. 7. За совершение действий по офиц-ой регист-ии программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы. 8. За совершение действий при осущест-ии фед-ого пробирного надзора 9. За совер-ие действий при осущ-нии гос. регистрации лекарственных препаратов. ( Ст.333.19-333.34 НК РФ) Прядок возврата (зачета) гос. пошлины. Уплач-ая гос-ая пошлина подлежит возврату частично или полностью в ряде случаев. Не подлежит возврату пошлина, уплаченная за гос. регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправ-ий и (или) изменений в записи актов гражд-ого состояния, в случае, если впосл-ии не была произведена гос-ая регистрация соответ-его акта гражд-ого состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов граж-ого состояния. Не подлежит возврату гос-ая пошлина, уплач-ая за гос. регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в гос. регистрации. При прекращении гос. регистрации права, ограничения права на недвижимое им-во, сделки с ним на основании соответ-их заявлений сторон договора возвр-ся половина уплач-ой гос. пошлины. Возврат уплач-ой гос. пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу гос-ых органов, органов мес-ого самоуправления или долж-ых лиц, произв-ся за счет средств бюджета, в к-ый производилась уплата. Плат-ик гос. пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы пошлины. Зачет произв-ся по заявлению плател-ка. Заяв-ие о зачете м.б. подано в теч. 3 лет со дня принятия соответ-его реш-ия суда о возв. гос. пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.( Ст.333.40.)
54 Сущность и задачи налогового планирования
Налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов. Сущность налогового планирования. Налоговое планирование (НП) представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации[1]. Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.
Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации.
Основными целями НП являются оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово — хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства.
Этапы :Составными частями (этапами) НП являются: - определение главных принципов; - анализ проблем и постановка задач; - определение основных инструментов, которые может использовать организация; - создание схемы; - осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой.
В качестве задачи налогового планирования может выступать минимизация налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки); по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация, и т. д.
55 Методы налогового планирования
Под терминами «налоговое планирование»или «оптимизация налогообложения»обычно понимают комплекс мероприятий, направленных на уменьшение или отсрочку налоговых платежей, в соответствии с нормами гражданского, трудового и налогового законодательства. В противном случае эти мероприятия признаются налоговыми органами как способы уклонения от уплаты налогов.
Т.о., налоговое планирование имеет свои границы, и самая основная из них — соответствие положениям законатой местности и того промежутка времени, когда применяется налоговое планирование.
Рассмотрим, какими методами можно проводить оптимизацию налогообложения. Они подразделяются на методы внутреннего и внешнего планирования.
Внутреннее планирование: - варианты учета, отраженные в учетной политике; - использование налоговых кредитов; - использование спецрежимов и пр.
Внешнее планирование: - замена налогового субъекта; - изменение вида деятельности; - замена налоговой юрисдикции.
Рассмотрим каждый метод внешнего планирования подробнее. Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации организации или индивидуального предпринимателя, в отношении которых действует более благоприятный режим налогообложения, например, переведенных на упрощенную систему налогообложения. Метод изменения вида деятельности предполагает переход на осуществление таких операций, которые облагаются налогами в меньшей степени. В частности, его используют торговые организации, заключая с контрагентами не договоры поставки, а агентские контракты или договоры комиссии. Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, облагаемой налогами в льготном режиме, а именно в зонах с минимальным налоговым бременем (офшор). Обратите внимание: при выборе места регистрации следует ориентироваться не только на размер налоговых ставок, но ивеличину всего налогового бремени, так как при небольших налоговых ставках законодательство обычно устанавливает расширенную налоговую базу, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей. В отличие от внешнего планирования методы внутреннего планирования менее рискованны. Их можно использовать внутри уже существующей организации, не изменяя ее вида деятельности и места регистрации. Речь идет о таких методах, как выбор учетной политики, эффективное использование оборотных средств посредством начисления амортизации, льгот, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), и прочих налоговых освобождений. В процессе налогового планирования можно использовать все методы оптимизации — как внутренние, так и внешние, а также формировать налоговую политику не только по каждому отдельному налогу, сделке, но и бизнесу в целом.
56 Системы и виды налогового планирования
Порой налоговое планирование оборачивается умышленным уклонением от уплаты налога. В этом случае совершенная сделка может быть аннулирована.Система налогового планирования предусматривает для налогоплательщика право применять разрешенные законом приемы и методы для минимизации налоговых платежей.
Планирование налогов на предприятии проводится после детального анализа проблем и четкой постановки задач, а также определения основных инструментов, при помощи которых можно будет добиться реализации финансово-хозяйственной деятельности с учетом разработанной схемы.
Самым главным требованием, которое выставляет система налогового планирования, является выполнение правил действующего законодательства. Обладая некоторыми знаниями, можно с умом использовать предоставляемые государством возможности для того, чтобы достичь максимальной налоговой экономии не в ущерб законам. Таким образом, начиная планирование налогов на предприятии, нужно рассмотреть все альтернативные варианты, выискивая наиболее оптимальный из них.
Виды налогового планирования могут классифицироваться, в частности, по следующим основаниям: 1) в зависимости от формы предпринимательской деятельности: налоговое планирование деятельности индивидуальных предпринимателей; налоговое планирование деятельности организаций; 2) в соответствии со стадией хозяйственной деятельности: налоговое планирование на стадии создания и организации бизнеса (выбор формы предпринимательской деятельности, выбор территории ведения бизнеса, выбор системы налогообложения и т.д.); налоговое планирование на стадии развития бизнеса; налоговое планирование в процессе полномасштабной хозяйственной деятельности; налоговое планирование на стадии ликвидации бизнеса; 3) исходя из объемов хозяйственной деятельности: налоговое планирование малого бизнеса; налоговое планирование среднего бизнеса; налоговое планирование крупного бизнеса; налоговое планирование в интегрированных структурах (холдинги, корпорации и т.д.); 4) в зависимости от объектов налогового планирования: налоговое планирование деятельности организации (индивидуального предпринимателя) в целом; налоговое планирование структурных подразделений (филиалов, представительств и иных территориально обособленных подразделений); 5) исходя из направленности и масштабов налогового планирования: стратегическое налоговое планирование, т.е. налоговое планирование всей деятельности организации (индивидуального предпринимателя) на продолжительный период; оперативное (текущее) налоговое планирование, т.е. налоговое планирование отдельной хозяйственной операции либо совокупности взаимосвязанных хозяйственных операций. Налоговое планирование целесообразно также разделить в зависимости от продолжительности планового периода на: долгосрочное (период более года); среднесрочное (период от месяца до года); оперативное (период не превышает месяца).
57 Этапы и элементы налогового планирования
Элементы налогового планирования. 1. Состояние бухгалтерского и налогового учета, а также взаимодействие между ними должно строго соответствовать нормативно-правовым актам; необходимо верное толкование законодательства о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в нем. 2. Учетная политика - выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета; документ, который утверждается налогоплательщиком, поскольку законодательство в ряде случаев предоставляет ему возможность выбрать те или иные методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, методы определения выручки и др. 3. Налоговые льготы и организация сделок. 4. Налоговый контроль. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя предприятия и финансового менеджера. 5. Налоговый календарь необходим для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности. 6. Стратегия оптимального управления и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является построение такой системы. 7. Льготные режимы налогообложения. Имеются в виду способы снижения налогов за счет создания оффшорных компаний за рубежом и низконалоговых компаний на территории России. 8. Имитационные финансовые модели. 9. Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента.
Этапы налогового планирования
Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств.
1 этап - появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем. 2 этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов. 3 этап - выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом. 4 этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа налоговых льгот. 5 этап - разработка системы договорных отношений предприятия. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта. 6 этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. 7 этап непосредственно связан с организацией надежного учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.
58 Отличие налогового планирования от уклонения от уплаты налогов
Налоговое планирование базируется исключительно на легитимной основе, в то время как уклонение от уплаты налогов осуществляется посредством совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений или налоговых преступлений, то есть посредством нарушения норм налогового или уголовного законодательства.
Уклонение от уплаты налогов чаще всего реализуется в виде уклонения от постановки на налоговый учет, сокрытия объектов налогообложения, непредставления или несвоевременного представления налоговых документов, а также в виде неуплаты налогов, незаконного использования налоговых льгот и т.д.
При уклонении от уплаты налогов действия налогоплательщика всегда носят противоправный характер, и за их совершение законодательством предусмотрены различные виды ответственности: гражданско-правовая, административная, финансовая и уголовная.
В зависимости от характера действий, совершаемых при уклонении от налогообложения, и тяжести последствий таких действий они могут быть условно подразделены на две категории:
1) некриминальное уклонение от уплаты налогов - действия, совершаемые налогоплательщиком, нарушают налоговое законодательство, но не образуют состава налогового преступления, что делает невозможным применение к такому налогоплательщику мер уголовной ответственности;
2) криминальное уклонение от уплаты налогов - действия, совершаемые налогоплательщиком, не только нарушают налоговое законодательство, но и приводят к образованию состава налогового преступления, что влечет применение мер уголовной ответственности.
Однако следует отметить, что не всегда граница между налоговым планированием и уклонением от уплаты налогов бывает так ясна и очевидна. В этом и скрывается одна из опасностей, подстерегающих налогоплательщиков, которые используют методы налогового планирования для снижения налоговых платежей самостоятельно, не имея должного опыта и квалификации в этой области.
Во-первых, при выборе способа минимизации налогового бремени не в полной мере учитывается тот факт, что законными должны быть не только формальная сторона операции и ее документальное (договорное) оформление, но и ее содержание, мотивы, цели и т.д. Часто действия налогоплательщика, которые он относит к методам налогового планирования, квалифицируются именно как уклонение от уплаты налогов.
К их числу относятся не соответствующее законодательству оформление реальных хозяйственных операций, придающее им иную суть, переоформление договоров и изменение их содержания после фактического исполнения, выплата санкций за несуществующие договорные отношения, неправильное отражение хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, основанное не на сути самой операции.
Во-вторых, часто наибольший экономический эффект дают методы налогового планирования, основанные на наличии пробелов в законодательстве, которые налогоплательщики пытаются использовать при исчислении того или иного налога. При этом такой подход к налоговому планированию основывается даже на законодательной базе.
59 Пределы налогового планирования
В ряде стран сложились специальные методы для предотвращения уклонения от уплаты налогов, позволяющие также ограничить сферу применения налогового планирования. В США, Великобритании, странах ЕС существует весьма жесткое «антитрансфертное», «антиоффшорнюе» и «антидемпинговое» законодательство. Поэтому поиск возможностей для сокращения налоговых потерь осуществляется лишь в рамках действующей системы ограничений.
К пределам налогового планирования принято относить следующие:
Законодательные ограничения - это обязанность экон-ого субъекта зарегистрироваться в налоговом органе, предоставлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, и др. К ним также можно отнести установленные меры ответственности за нарушения налогового законодательства. Меры административного воздействия выражаются в том, что налоговые органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов и объяснений, обследовать помещения. Они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкций, в частности приостанавливать операции по счетам плательщика, обращать взыскание по недоимке на имущество налогоплательщика.
Специальные судебные доктрины применяются судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты или незаконного обхода налогов. К ним относятся доктрина «существо над формой» и доктрина «деловая цель».
Можно выделить другие способы, при помощи которых государственные органы ограничивают сферу применения налогового планирования. В частности, это заполнение пробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости, право на обжалование сделок налоговыми и иными органами.
Основное же ограничение налогового планирования заключается в том, что налогоплательщик имеет право лишь на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны огромные финансовые потери, банкротство и лишение свободы. С другой стороны, в случае слишком жесткого государственного воздействия на налогоплательщиков следует вспомнить высказывание Джеймса Ньюмена: «От налогов за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов».