Образование кочевой империи гуннов. Общ. строй. Система военной орг-ции
Первое упоминание хунну (сюнну, гунны) в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают поход на Китай. Это были прототюркские племена, с ними связаны кардинальные изменения в этнополитическом развитии всего Евразийского континента. В III в. до н.э. хуннские нападения усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром -"высочайшим", и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи - племена дунху, затем они подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением китайских войск. Война, начавшаяся в 123 г. до н.э., протекала с переменным успехом. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. На рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. Это была первая волна переселения, вторая волна началась в I н.э. когда северные хунну, теснимые китайцами снова двинулись на запад, одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением хунну началось движение племен в Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря, Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со II по V века, это было «Великое переселение народов», когда массы кочевников, пестрых по этническому составу двигались из Центральной Азии на запад через территорию Казахстана. Хунну внесли изменения в состав и расселение жителей этого региона, все это привело к тому, что здесь стали преобладать тюркские племена. Верховным правителем хунну был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников. Он выполнял военные, дипломатические, культовые функции, являясь не только правителем, но и первосвященником хуннского народа. Конфедерация – из 24 родов, на низшей ступени- покоренные племена. Общественные отношения строились на базе военной демократии. Иерархия:
шаньюй – распоряжался территорией, объявлял войну и заключал мир, руководил войском, обеспечивал охрану землям, вел внешние сношения, определял внешнеполитический курс. Советники шаньюя, военачальники ( сыновья, или ближайшие родственники) : управляли западными и восточными территориями, и командовали левым и правыми крыльями. Темники( родичи-24 человека) – управляли определенной территорией. Основная повинность – воинская. Войско, хунну насчитывало от 300 до 400 тысяч воинов. Организация войска строилась по десятичной системе, дисциплина была строгой. Его основу составляли подвижная и маневренная конница.
Роль гуннов в отечественной и всемирной истории.
На рубеже нашей эры начинается массовое переселение гуннских племен на территорию Казахстана. Это была первая волна переселения, вторая волна началась в I н.э. когда северные хунну, теснимые китайцами снова двинулись на запад, одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением хунну началось движение племен в Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря, Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со II по V века, это было «Великое переселение народов», когда массы кочевников, пестрых по этническому составу двигались из Центральной Азии на запад через территорию Казахстана. Хунну внесли изменения в состав и расселение жителей этого региона, все это привело к тому, что здесь стали преобладать тюркские племена.
С приходом гуннов в Каз-не распространяется тюркское наречие и усиливается монголоидная примесь.
С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка. Гунны внесли на территорию Казахстана черты своих общественных и др. отношений. В частности, гунны имели хорошо организованное войско. Гунны, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах имелась система отопления-дымоходы очагов, положенные горизонтально у стен, обогревали дома. Над дымоходами устраивались лежаки или нары. Основным источником права у хуннов был обычай. Суд протекал не более чем в 10 дней, число содержащихся под стражей одновременно не превышало десяти человек. За наиболее важные преступления полагалась смертная казнь. За воровство - конфискация имущества преступника, за легкие проступки делались порезы на лице. Были разработаны и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии.