По степени обобщенности
Акты трудового законодательства могут быть кодифицированные, комплексные и текущие.
Акты высших судебных органов – Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ не могут рассматриваться в качестве источников трудового права, хотя в ряде случаев и Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ приходится принимать решения либо решать вопросы о конституционности того или иного нормативного акта о труде, либо об ориентировании судебной практики на единообразное понимание и разрешение трудовых споров (Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004г. с послед. доп. «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», Постановление Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 N 2-П "По делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации). Указанные суды лишь толкуют нормативные акты с точки зрения их конституционности и дают руководящие указания судам о применении действующего законодательства о труде. Если Конституционный Суд РФ или Верховный Суд РФ придут к выводу о несовершенстве законодательства они могут обратиться в Государственную Думу с инициативой о его изменении или дополнении (ст. 104 Конституции РФ). Из-за пробелов в праве эти решения имеют большое значение. Решения Конституционного Суда РФ играют также важную роль в правоприменительной практике, если нормативный правовой акт или его положения будут признаны неконституционными, он утрачивают юридическую силу. При этом решения суда вступают в силу немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами государства.
Разъяснения Верховного Суда РФ учитываются не только судами, но и практике применения трудового законодательства работодателями.
При рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу частей 1 и 4 статьи 15, статьи 120 Конституции РФ, статьи 5 ТК РФ, части 1 статьи 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.
Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (часть 2 статьи 120 Конституции РФ, часть 2 статьи 11 ГПК РФ, статья 5 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции РФ, часть вторая статьи 10 ТК РФ, часть 4 статьи 11 ГПК РФ).
Таким образом, трудовое право как система юридических норм, регулирующих общественно-трудовые отношения, состоит из множества нормативных правовых актов: законов, указов, постановлений Правительства, различных ведомственных актов, а также локальных нормативных актов, действующих в конкретной организации. Все они должны быть подчинены единым конституционным принципам общественной организации труда, находиться между собой в определенной субординационной зависимости.
Анализ действующей ныне системы источников трудового права дает основание выделить ряд особенностей формирования трудового законодательства. Эти особенности обусловлены сложностью и исключительной важностью социальной роли трудового права в обществе. Они базируются на современном методе трудового права России. Именно современный метод правового регулирования условий труда и определяет особенности системы источников трудового права. Они заключаются в следующем:
- во-первых, трудовое право России должно отражать федеративный характер государства, действующего в условиях разграничения предметов ведения и полномочий между федеративными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти, входящих в ее состав республик. Эта особенность трудового права закреплена в ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которой трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это значит, что законы о труде принимаются как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов. При этом законы и иные подзаконные нормативно-правовые акты, принятые субъектами Федерации, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом о труде и законами о труде, принятыми субъектами РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ);
- во-вторых, в системе источников трудового права особое место занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. Такие источники трудового права входят в общий массив трудового законодательства России и имеют приоритет над всеми российскими нормативными правовыми актами. Это, прежде всего, конвенции Международной организации труда (МОТ), касающиеся основных институтов трудового права. В этих нормах излагается общее право в области труда в том виде, в каком оно получило свое развитие в большинстве развитых стран. Учитывая особенности этих норм, российское законодательство должно строиться в соответствии с ними, обеспечивать их соблюдение и придавать им к исполнению обязательный характер. В этом смысле очень важной представляется ст. 15 Конституции РФ, в которой сказано, что «общепринятые принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»;
-в-третьих, в создании нормативных правовых актов, регулирующих условия труда, активно участвуют работники организации (их представители). Это отражает специфику метода трудового права. Именно в трудовом праве, а также праве социального обеспечения, единственных в общей системе права России, большое значение имеет локальное нормотворчество. Локальные нормы призваны обеспечить наибольшую эффективность трудового законодательства в конкретных условиях организации, производства и управления. Участие работников (их представителей) в разработке локальных норм права - одна из форм привлечения их к управлению делами организации и осуществления контроля за деятельностью работодателя (его представителей, должностных лиц);
-в-четвертых, в последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям появились качественно новые источники трудового права - соглашения, регулирующие социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения, заключаемые между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции (ст. 45 Трудового кодекса РФ). Уже само название «соглашение» указывает, что это определенный вид договора, заключенный центральными представительными органами социальных партнеров по регулированию социально-трудовых отношений работников с работодателями. Такие соглашения расширяют договорный централизованный метод правового регулирования труда.
- в-пятых, трудовое законодательство России обладает большей степенью дифференциации в правовом условии регулирования труда в зависимости от ряда объективных и субъективных особенностей применения общих норм права к отдельным категориям работников. Такая дифференциация предполагает не только наделение их дополнительными правами, льготами и преимуществами, но и в ряде случаев определяется необходимостью повысить требования к выполнению трудовых обязанностей (например, для работников транспорта, работников организаций с особо опасным производством).
Конституция РФ относит трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. 1 «к» ст. 72). Понятие «совместное ведение» означает деятельность и ответственность Российской Федерации, ее субъектов за состояние дел в сфере правового регулирования труда. Такое положение дает возможность объединить усилия федеральных органов и органов субъектов РФ на решение общих задач правового регулирования труда в России и не дает возможности федеральным органам устраниться от разрешения региональных проблем регулирования труда.
Круг вопросов, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти, достаточно широк. В него входят, прежде всего, вопросы, решение которых позволяет обеспечить оптимальное сочетание общегосударственных интересов, интересов работников и интересов работодателей путем проведения направленной на это государственной политики, определения основ правового регулирования трудовых отношений, установления уровня трудовых прав, свобод и гарантий, обеспечиваемых государством.
Необходимо отметить, что ст. 6 ТК РФ имеет огромное значение для определения вопросов, решение по которым обеспечивает единство правового регулирования трудовых отношений на всей территории РФ и границ правотворчества органов государственной власти субъектов РФ в сфере труда.
В ч. 1 указанной статьи ТК РФ перечисляется, что относится к ведению федеральных органов государственной власти в сфере труда
В ч. 2 ст. 6 ТК предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов РФ по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. В тоже время и по вопросам, решенным федеральными органами, субъекты РФ вправе принимать свои акты, направленные на повышение уровня трудовых прав и гарантий работников по сравнению с федеральным уровнем. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
Пересмотр акта субъекта РФ (приведение в соответствие с федеральным актом) должен быть произведен не только когда федеральные органы реализовали свои полномочия и восполнили пробел в правовом регулировании отношений в сфере труда, но и когда субъект РФ использовал право принятия своего акта в пределах своей компетенции не вторгаясь в предмет ведения федеральных органов.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Трудовым кодексом или иными федеральными законами, применяется Трудовой кодекс или иной федеральный закон.
К сожалению ст. 6 ТК РФ разграничивает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, но не определяет какие вопросы, решает законодательная власть, а какие исполнительная.