Византия - общественный и гос. строй

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия.

Развитие византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло три этапа:

1: С VI до середины VII в. – период разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора;

2: с конца VII до конца XII в. – период формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня;

3: XIII-XV вв. – происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII-XIV вв., что привело в XV в. к его гибели.

Общественный строй

Процесс разложения рабовладельческих порядков носил в Византии замедленный характер, благодаря:

• Относительно высокий уровень развития товарно-денежных отношений,

• длительное сохранение сильных экономических и политических позиций многочисленных византийских городов

• политической стабильности Византии

• Господствующий класс: старая сенаторская аристократия и провинциальная знать, базу господства которых составляла крупная частная собственность на землю с сохранением рабовладельческих отношений.

• Высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов империи, особенно столицы – Константинополя.

• Свободное крестьянство – важная особенность общественного строя Византии. Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю, уплачивали государству поземельную подать и несли разного рода имущественные и личные повинности.

• Государственные крестьяне

• Хорошо использовалась в Византии позднеримская форма эксплуатации крестьян – колонат. Византийское законодательство разделяло колонов на свободных и приписных, они несли повинности как в пользу своих господ, так и пользу государства.

• На низшей ступени социальной лестницы – рабы. Их правовое положение, определяемое нормами позднеримского права, резко отличалась от положения различных категорий свободных, прежде всего крестьян-землевладельцев.

Общественный строй Византии претерпевает серьезные изменения в ходе острейшего политического и социального кризиса конца VI – первой половины VII в.: арабское нашествие, вторжения варваров, сопровождаемые их массовым оседанием на территории империи, разрушение и упадок многих городов ускорили ломку рабовладельческих и образование феодальных порядков в Византии. В войнах и социальных столкновениях погибла значительная часть представителей тех социальных групп, которые господствовали в Византии в предшествующий период.

Х в.- создание феодальной системы, основанной на труде зависимого от земельных магнатов крестьянства при сохранении контроля со стороны государства. Формы феодального землевладения – условные земельные пожалования в виде пронии.

• Господствующий класс в это время состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства.

• Частновладельческие византийские крестьяне именовались париками (не имели права собственности на землю, рассматривались как наследственные держатели своих наделов и были обязаны выплачивать господину ренту в обработочной, натуральной, денежной формах.

Государственный строй (в 4- 8 вв.)

• император, наследник власти римских цезарей, стоял во главе государства. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Власть императора не произвольная, императору необходимо бвыло следовать «общим законам». Новый император избирался сенатом, «народом Константинополя» и армией, роль которой в избрании императора неуклонно падала.

Ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного из них Юстиниана I, признавали в законодательных актах необходимость «согласия великого сената и народа».

Византийская православная (греческая) церковь играла огромную роль в укреплении авторитета: разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти.

Византийская церковь гораздо больше экономически и политически зависела от императора, т.к. существовала в условиях мощного централизованного государства.

• Государственный совет (консистория) Это был высший совещательный орган при императоре, руководивший текущими делами государства.

• Рассматривал все вопросы законодательного и гос.управления, разрешал наиболее важные судебные дела.

• Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора

• Возлавлялся квестором (квестор – главный юрист и председатель консистория)

• В их число входили 2 префекта претория, префект Константинополя, магистр(магистр – начальник дворца) и квестор дворца, 2 комитета финансов – обладали обширными полномочиями, в том числе и судебными.

• Сенат (Синклит) до 7в. в сенате рассматривались законопроекты. Обсуждалась внешняя политика государстваи расследовались громкие уголовные дела.

• Комитеты финансов (управляли казначейством и заведовали имениями императорского домена

Страна была раделена на префектуры- территор.единицы

• Префект столицы

• Главы префектур

• Начальник Дворца – отвечал за личную охрану правителя, его канцелярию, государственную почту и внешние сношения.

• Магистры армии (главнокомандующие византийской армии)

• Димы– городские партии.

Социальную опору двух наиболее крупных димов - составляли различные группировки господствующего класса.: назвались «синие»(поддержала сенаторская и муниципальная аристократия) « и «зеленые»(торгово-финансовая верхушка византийских городов.)

Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды.

(Еще в IV в. императорским указом «народом Константинополя» - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования)

Наши рекомендации