Византия - общественный и гос. строй
Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия.
Развитие византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло три этапа:
1: С VI до середины VII в. – период разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора;
2: с конца VII до конца XII в. – период формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня;
3: XIII-XV вв. – происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII-XIV вв., что привело в XV в. к его гибели.
Общественный строй
Процесс разложения рабовладельческих порядков носил в Византии замедленный характер, благодаря:
• Относительно высокий уровень развития товарно-денежных отношений,
• длительное сохранение сильных экономических и политических позиций многочисленных византийских городов
• политической стабильности Византии
• Господствующий класс: старая сенаторская аристократия и провинциальная знать, базу господства которых составляла крупная частная собственность на землю с сохранением рабовладельческих отношений.
• Высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов империи, особенно столицы – Константинополя.
• Свободное крестьянство – важная особенность общественного строя Византии. Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю, уплачивали государству поземельную подать и несли разного рода имущественные и личные повинности.
• Государственные крестьяне
• Хорошо использовалась в Византии позднеримская форма эксплуатации крестьян – колонат. Византийское законодательство разделяло колонов на свободных и приписных, они несли повинности как в пользу своих господ, так и пользу государства.
• На низшей ступени социальной лестницы – рабы. Их правовое положение, определяемое нормами позднеримского права, резко отличалась от положения различных категорий свободных, прежде всего крестьян-землевладельцев.
Общественный строй Византии претерпевает серьезные изменения в ходе острейшего политического и социального кризиса конца VI – первой половины VII в.: арабское нашествие, вторжения варваров, сопровождаемые их массовым оседанием на территории империи, разрушение и упадок многих городов ускорили ломку рабовладельческих и образование феодальных порядков в Византии. В войнах и социальных столкновениях погибла значительная часть представителей тех социальных групп, которые господствовали в Византии в предшествующий период.
Х в.- создание феодальной системы, основанной на труде зависимого от земельных магнатов крестьянства при сохранении контроля со стороны государства. Формы феодального землевладения – условные земельные пожалования в виде пронии.
• Господствующий класс в это время состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства.
• Частновладельческие византийские крестьяне именовались париками (не имели права собственности на землю, рассматривались как наследственные держатели своих наделов и были обязаны выплачивать господину ренту в обработочной, натуральной, денежной формах.
Государственный строй (в 4- 8 вв.)
• император, наследник власти римских цезарей, стоял во главе государства. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Власть императора не произвольная, императору необходимо бвыло следовать «общим законам». Новый император избирался сенатом, «народом Константинополя» и армией, роль которой в избрании императора неуклонно падала.
Ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного из них Юстиниана I, признавали в законодательных актах необходимость «согласия великого сената и народа».
Византийская православная (греческая) церковь играла огромную роль в укреплении авторитета: разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти.
Византийская церковь гораздо больше экономически и политически зависела от императора, т.к. существовала в условиях мощного централизованного государства.
• Государственный совет (консистория) Это был высший совещательный орган при императоре, руководивший текущими делами государства.
• Рассматривал все вопросы законодательного и гос.управления, разрешал наиболее важные судебные дела.
• Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора
• Возлавлялся квестором (квестор – главный юрист и председатель консистория)
• В их число входили 2 префекта претория, префект Константинополя, магистр(магистр – начальник дворца) и квестор дворца, 2 комитета финансов – обладали обширными полномочиями, в том числе и судебными.
• Сенат (Синклит) до 7в. в сенате рассматривались законопроекты. Обсуждалась внешняя политика государстваи расследовались громкие уголовные дела.
• Комитеты финансов (управляли казначейством и заведовали имениями императорского домена
Страна была раделена на префектуры- территор.единицы
• Префект столицы
• Главы префектур
• Начальник Дворца – отвечал за личную охрану правителя, его канцелярию, государственную почту и внешние сношения.
• Магистры армии (главнокомандующие византийской армии)
• Димы– городские партии.
Социальную опору двух наиболее крупных димов - составляли различные группировки господствующего класса.: назвались «синие»(поддержала сенаторская и муниципальная аристократия) « и «зеленые»(торгово-финансовая верхушка византийских городов.)
Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды.
(Еще в IV в. императорским указом «народом Константинополя» - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования)