Глава 4. Государственная служба в странах Средней Азии
Рассмотрим государственную службу в государствах Средней Азии на примере республики Таджикистан, так как регулирование вопросов организации государственной службы, правового статуса государственного служащего и прохождения государственной службы в целом одинаковы в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и Туркмении[14].
Право на равный доступ к государственной службе установлено ст. 27 Конституции Таджикистана 1994 г. Закон о государственной службе Республики Таджикистан принят 13 ноября 1998 г. В соответствии с законом государственная служба республики Таджикистан – профессиональная деятельность лиц, замещающих государственные должности государственной службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Государственная служба осуществляется в: 1) комитетах и аппарате Маджлиси Оли Республики Таджикистан; 2) исполнительном аппарате Президента Республики Таджикистан; 3) аппаратах судов и органов прокуратуры; 4) государственных органах, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Таджикистан; 5) министерствах, государственных комитетах; 6) государственных органах, образуемых Правительством Республики Таджикистан; 7) учрежденных Правительством Республики Таджикистан организациях подведомственных министерствам и государственным комитетам; 8) органах исполнительной государственной власти на местах и их структурных подразделениях, аппарата председателей Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов;
Для проведения единой государственной политики и функционального управления государственной службой образовано управление государственной службы при Президенте республики Таджикистан. Управление государственной службы:
прогнозирует потребность государственных органов и их аппаратов в кадрах;
разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Таджикистан и Правительства Республики Таджикистан проекты нормативных актов по вопросам государственной службы;
осуществляет методическое руководство проведением конкурсного отбора и аттестации государственных служащих;
организует обучение и профессиональную подготовку государственных служащих;
разрабатывает предложения по реестрам государственных должностей и государственных служащих и внесено в них изменений;
разрабатывает квалификационные требования, предъявляемые к государственным должностям государственной службы, перечень специализаций государственных должностей государственной службы, принимает решения о приватизации образования равноценным и контролирует их соблюдение;
разрабатывает, координирует и контролирует мероприятия по повышению эффективности государственной службы, осуществляемые в государственных органах;
осуществляет другие полномочия, определяемые законодательными и нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан.
Непосредственное руководство кадрами государственной службы осуществляется администрацией соответствующего государственного органа через его кадровую службу на основании единого Положения о кадровой службе, утверждаемого Президентом республики Таджикистан.
Государственные должности государственной службы подразделяются на следующие категории:
высшая категория - высшие государственные должности государственной службы в Республике Таджикистан;
первая категория - главные государственные должности государственной службы;
вторая категория - ведущие государственные должности государственной службы;
третья категория - старшие государственные должности государственной службы;
четвертая категория - младшие государственные должности государственной службы.
Отнесение государственных должностей государственной службы к категориям государственных должностей государственной службы, изменение либо их исключение из категорий государственных должностей государственной службы производится Президентом республики Таджикистан. Перечни государственных должностей государственной власти и государственных должностей государственной службы составляют Реестр государственных должностей республики Таджикистан, который утверждается Президентом республики Таджикистан.
К государственным служащим не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственных органов и их аппаратов.
На государственную службу принимаются граждане республики Таджикистан не моложе 18 лет, имеющие соответствующее образование и отвечающие требованиям настоящего Закона для государственных служащих. При поступлении на государственную службу граждане представляют следующие документы:
личное заявление;
документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку;
документы об образовании;
справку из соответствующих налоговых органов о представлении сведений об имущественном положении;
медицинское заключение о состоянии здоровья;
другие документы, предусмотренные законами республики Таджикистан.
Гражданин поступает на государственную службу на основании трудового договора (контракта), заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом республики Таджикистан. Поступление гражданина на государственную службу оформляется, в установленном порядке, решением соответствующего государственного органа (должностного лица) о назначении гражданина на государственную должность государственной службы.
Законодательством Таджикистана предусмотрено проведение конкурсов на замещение вакантной государственной должности государственной службы. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы высшей, первой, второй категории) или конкурса-испытания (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы третьей, четвертой категорий). Конкурс проводится по решению государственного органа или должностного лица, в компетенцию которого входит назначение на данную государственную должность, государственной службы. Для проведения конкурса образуется конкурсная комиссия.
Конкурс документов организуется конкурсной комиссией, которая оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и другой трудовой деятельности, а также рекомендаций, результатов тестирования и других документов, представляемых по решению соответствующих государственных органов.
Конкурс испытание проводится конкурсной комиссией. Конкурс-испытание может включить в себя прохождение испытания, стажировки на соответствующей государственной должности государственной службы.
Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения гражданина на соответствующую государственную должность государственной службы либо отказа в таком назначении. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Решение конкурсной комиссии может быть обжаловано в суде.
Для гражданина, впервые принятого на государственную должность государственной службы, или для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной категории и иной специализации может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. При неудовлетворительном результате испытания государственный служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность государственной службы, а при отказе от перевода - уволен. Если срок испытания истек, а государственный служащий продолжает исполнять свои должностные обязанности, он считается выдержавшим испытание, и последующее увольнение допускается только по основаниям предусмотренным законом.
Для государственных служащих создаются условия для обучения, переподготовки и повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях, а также путем стажировки. Порядок и условия обучения, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, а также прохождения ими стажировки, определяется Управлением государственной службы при Президенте республики Таджикистан на основе предложений соответствующих государственных органов.
В целях совершенствования деятельности государственной службы, улучшения подготовки, подбора и расстановки кадров, обеспечения их соответствия занимаемой должности, стимулирования роста профессионального уровня, повышения качества и эффективности работы периодически проводится аттестация государственных служащих, за исключением замещающих должности высшей и первой категории.
Государственным служащим республики Таджикистан могут быть присвоены следующие квалификационные чины:
действительный государственный советник Республики Таджикистан – государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы высшей категории;
государственный советник Республики Таджикистан - государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы высшей и первой категории;
государственный советник 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы первой и второй категорий;
советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы второй и третьей категорий;
референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы четвертой категории.
Государственному служащему присваивается очередной квалификационный чин: референта государственной службы 1, 2, 3 класса - через 1,5 года; советника государственной службы 1, 2, 3 класса - через 2,0 года; государственного советника 1, 2, 3 класса - через 3,0 года; действительного советника Республики Таджикистан и государственного советника Республики Таджикистан в индивидуальном порядке по представлению Управления государственной службы при Президенте республики Таджикистан на основании мотивированного ходатайства государственного органа, в котором работает государственный служащий. За выполнение особо ответственных заданий, государственному служащему, в пределах соответствующей категории должностей, очередной квалификационный чин может быть присвоен досрочно. Квалификационные чины присваиваются пожизненно. Лишение чина возможно по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом в отставку или на пенсию. Увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях: 1) достижения им предельного возраста пребывания на государственной службе; 2) прекращения гражданства Республики Таджикистан; 3) истечения срока полномочий в государственной должности государственной службы и срока трудового договора (контракта); 4) несоблюдения обязанностей и ограничений, предусмотренных настоящим Законом; 5) разглашения сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну; 6) возникновения других обстоятельств, предусмотренных настоящим Законом.
Увольнение государственного служащего производится соответствующим государственным органом (должностным лицом), наделенным правом назначения на государственную должность государственной службы. В случае незаконного увольнения государственный служащий имеет право на судебную защиту своих прав.
Предельный возраст пребывания на государственной службе составляет 60 лет. В случае необходимости руководитель государственного органа по согласованию с руководителем Управления государственной службы при Президенте республики Таджикистан может продлить срок пребывания на государственной службе, но не более чем на пять лет. После достижения указанного возраста они могут продолжать работать в государственных органах на условиях срочного трудового договора (контракта).
Государственный служащий обязан: 1) поддерживать конституционный строй, соблюдать и обеспечивать исполнение Конституции Республики Таджикистан, законов и нормативно-правовых актов, а также международно-правовых актов, признанных Республикой Таджикистан; 2) добросовестно выполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законами и нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан; 3) исполнять приказы и распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции, за исключением противоречащих закону; 4) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; 5) уважительно относиться к гражданам, руководителям и сотрудникам, соблюдать культуру общения; 6) не допускать действий и поступков, которые могут подорвать интересы государственной службы либо отрицательно повлиять на репутацию государственного служащего; 7) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией; 8) в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения юридических и физических лиц, запросы народных депутатов в государственные органы либо к должностным лицам и разрешать их в порядке, установленном законом Республики Таджикистан; 9) сохранять государственную, служебную и иную охраняемую законом Республики Таджикистан тайну, в том числе и после прекращения службы в государственном органе. Гражданин при оформлении на государственную службу, по роду деятельности которой ему необходимо иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, проходит процедуру оформления допуска; 10) сохранять в тайне полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законом; 11) поддерживать уровень квалификации, достаточный для эффективного исполнения своих должностных обязанностей.
Государственный служащий имеет право: 1) требовать от должностного лица, наделенного правом приема и увольнения государственного служащего, письменного закрепления своих служебных обязанностей и создания надлежащих условий для их исполнения; 2) на повышение в должности или увеличение размера заработной платы, надбавок к ней с учетом квалификации и отношения к исполнению служебных обязанностей; 3) знакомиться со своим личным делом и другими документами перед внесением их в личное дело, а также требовать приобщения к нему своих объяснений; 4) посещать в установленном порядке, для исполнения должностных обязанностей предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности; 5) запрашивать и получать, в установленном порядке, от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для исполнения служебных обязанностей; 6) на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета; 7) на пенсионное обеспечение стажа государственной службы; 8) на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; 9) на объединение в профессиональные союзы и другие объединения для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и законами Республики Таджикистан; 10) на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции; 11) отказаться от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству Республики Таджикистан; 12) на отставку в установленном законом порядке и увольнение по собственному желанию; 13) на охрану труда, здоровья, безопасные и надлежащие для высокопроизводительной работы условия труда.
Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы или освобождения от должности по результатам аттестации, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, лишения квалификационного чина, увольнения с государственной службы.
Государственный служащий не имеет права: 1) заниматься другой оплачиваемой работой на условиях штатного совместительства, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; 2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также быть поверенным у третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью органа, в котором он находится на службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен этому органу. Государственный служащий обязан, в соответствии с законом и нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан, передать в доверительное управление под гарантию на время прохождения государственной службы, находящиеся в его собственности доли (пакет акций) в установленном капитале коммерческих организаций; 3) состоять членом органа управления коммерческой организации; 4) использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другие государственные ресурсы и служебную информацию; 5) принимать подарки за услуги, оказанные в порядке выполнения своих обязанностей. При получении ценных подарков в качестве официального лица как внутри, так и за пределами республики государственный служащий обязан передать их государству в установленном порядке; 6) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Таджикистан или по договоренности между государственными органами Республики Таджикистан с государственными органами и организациями иностранных государств, а также международными организациями; 7) иметь счета в зарубежных банках, за исключением случаев, связанных с выполнением государственных функций в других странах в установленном порядке; 8) принимать участие в действиях, нарушающих функционирование государственных органов; 9) выполнять, имеющие отношения к службе в государственном органе, указания и поручения политических партий, общественных объединений, религиозных организаций и субъектов хозяйствования или использовать свое служебное положение в их интересах; 10) проявлять вопреки интересам дела бюрократизм, ведомственность и местничество, предубежденность или благосклонность к какому-либо предприятию, учреждению, организации, органу объединению граждан либо конкретному лицу; 11) получать гонорары за публикации, подготовка которых входит в его служебные обязанности, за воспроизведение в печати, по радио и телевидению публичных выступлений на официальных мероприятиях в качестве государственного служащего; 12) принимать без ведома Президента Республики Таджикистан награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций. Государственный служащий, нарушающий требования настоящей статьи, предупреждается руководителем государственного органа о необходимости прекратить нарушение. Если по истечении месяца после предупреждения государственный служащий продолжает заниматься вышеперечисленными видами деятельности, он подлежит увольнению с государственной службы.
Государство гарантирует государственному служащему: 1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; 2) оплату труда и иные выплаты (денежное содержание), предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан; 3) ежегодный оплачиваемый отпуск; 4) бесплатную медицинскую помощь служащему, и членам его семьи в государственных учреждениях здравоохранения, в том числе после выхода его на пенсию; 5) переподготовку и повышение квалификации с сохранением за весь период обучения, среднего заработка по занимаемой должности; 6) обязательное государственное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности, гибели или причинения вреда здоровью, а также его имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей; 7) пенсию государственного служащего и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; 8) защиту его самого и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им служебных обязанностей в порядке, установленном законом; 9) стабильность занимаемого положения и перспективы роста государственных служащих, обеспечение преемственности в государственной службе. Государственному служащему в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации, в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы на оплату жилья. Государственный служащий не может быть переведен на другую постоянную работу без его согласия.
Рекомендуемая литература
Американское правительство: единство многообразия. - М., 1997.
Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. - М., 1998.
Государственная служба в зарубежных странах. - М., 1996.
Государственная служба в странах основных правовых систем мира: Нормативные акты. – М., 2001.
Государственная служба и государственные служащие во Франции, 2-е изд. - М., 1994.
Зенков М.Ю. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы: В 3 частях. Часть 3. Зарубежный опыт. – Новосибирск: СибАГС, 2003.
Зонтхаймер К. Федеративная республика Германия сегодня: Основные черты политической системы. - М., 1996.
Институты власти во Франции, 2-е изд. - М., 1993.
Италия. Конституция и законодательные акты. - М., 1988.
Китайская Народная Республика. Законодательные акты (1984-1988). - М., 1989.
Конституции зарубежных государств. - М., 1996.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Тт. 1-2. Общая часть. - М., 1996.
Конституция США: история и современность. - М., 1988.
Крылова Н.С. Английское государство. - М., 1981.
Латышев И.А. Японская бюрократия. - М., 1968.
Местная государственная служба во Франции. Организация и общий статус, 2-е изд. - М., 1993.
Могунова М.А. Государственный строй Финляндии. - М., 1978.
Могунова М.А., Малин С.А. Государственный строй Дании. - М., 1962.
Могунова М.А.Государственный строй Швеции. - М., 1983.
Моргунова А.И. Политическая система Италии. - М., 1982.
Оболонский А.В. Эволюция государственной службы в Великобритании. // Государство и право. - 1996. - № 6.
Общественное и государственное управление в ФРГ. - М., 1993.
Организация административной власти во Франции, 2-е изд. - М., 1993.
Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М., 1993.
Современный федерализм, сравнительный анализ. - М., 1995.
Соединенные Штаты Америки Государственный строй США. - М., 1976.
Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. - М., 1993.
Уилсон Дж. Американское правительство. - М., 1995.
Федеративная республика Германия. Конституция и законодательные акты. - М., 1991.
Франция Французская республика. Конституция и законодательные акты. - М., 1989.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1997.
Швеция. Конституция и законодательные акты. - М., 1983.
Япония: Справочник. - М., 1991.