Основные изменения в уголовном праве в XIX-XX вв
Углубление социальных противоречий привело к резкому увеличению общеуголовной преступности, к широкому распространению организованной преступности (гангстеризм, рэкет), к наркобизнесу, к катастрофическому росту числа рецидивов и преступлений, совершаемых детьми и подростками. Тенденция в сфере преступности в США в 60—70-е гг. превратилась в настоящее национальное бедствие. В ХХ в. государственные власти все более отчетливо осознают, в том числе и под влиянием научных разработок, тесную связь преступности с кризисными явлениями в социальной и духовной жизни общества, с особенностями психо-биологических правонарушителей, поэтому все большее внимание уделяется выработке новой государственной уголовной политики. Уголовная политика предусматривает осуществление целого комплекса социально-экономических и воспитательных программ, преследующих криминолого-профилактические цели.
Усовершенствование механизма борьбы с преступностью потребовало существенных изменений в уголовном законодательстве, в котором, с одной стороны, отразилась тенденция к усилению правового принуждения, а с другой — влияния общедемократических и гуманистических идей. Во многих странах законодательство берет на вооружение ряд новых концепций и школ, созданных в ХХ в. в буржуазном уголовном праве и криминологии: осуществление реадаптации преступников; широкое распространение получают реформатории (исправительные тюрьмы); создаются специальные детские исправительные учреждения; запрещаются некоторые жестокие наказания, а в ряде стран (в Англии, Франции, Италии и др.) отменяется смертная казнь; широко используются условное осуждение и условно-досрочное освобождение, что позволяет судам выносить более мягкие и гибкие приговоры.
Меняется техника составления уголовных кодексов и законов, совершенствуется их структура. С усложнением самой общественной жизни и углублением социальных противоречий происходит расширение круга действий, который рассматривается в уголовном законодательстве в качестве преступлений и проступков. Появляются новые виды экономических и должностных преступлений, связанных с загрязнением окружающей среды, несоблюдением транспортных и дорожных правил, торговлей наркотиками и т.д. Расширяется состав субъектов уголовной ответственности: наказанию в некоторых случаях подлежат не только физические, но и юридические лица (например, подвергаются уголовным штрафам за нарушение налогового, трудового, антитрестовского и другого законодательства).
В уголовном законодательстве некоторых стран проявилась и обратная тенденция — к декриминализации, т.е. к исключению некоторых категорий незначительных преступлений (отмена законом 1975 г. во Франции уголовной ответственности за супружескую измену, в ФРГ законом 1973 г. — за сводничество, порнографию, проституцию и т.п.).
Широкое распространение получили законы, направленные против так называемых привычных преступников, которым суды могут назначать дополнение к основному наказанию или, помимо него, превентивное тюремное заключение (английский закон об уголовном правосудии 1948 г. расширил категорию дел, по которым к привычным преступникам может быть применено превентивное заключение; по УК Швейцарии 1937 г. преступники могут быть интернированы на неопределенное время).
Все в большей степени допускается преследование не только преступных, но и лиц, представляющих предделиктное состояние (бродяги, проститутки, наркоманы и т.п.). УК Аргентины 1922 г. и УК Перу 1924 г. допускали применение мер безопасности и исправления к лицам, которые совершили не преступление, а так называемые опасные действия; в фашистской Италии меры безопасности в 1926 г. использовались правительством для преследования коммунистов и иных противников фашизма; в Германии в 1933 г. был введен Закон об опасных привычных преступниках и о мерах безопасности и исправления , по которому заключались в концентрационные лагеря.
Отход от принципа ясного и точного определения преступлений в уголовном законе в наиболее опасном виде проявился в области политической преступности (в Японии в 1925 г. Закон об охране общественного порядка квалифицировал изменение установленных конституцией государственного строя или формы правления или отмены частной собственности как политическое преступление, а в 1928 г. закон ввел смертную казнь за антиправительственную пропаганду и деятельность; в фашистской Германии Закон о защите народа и государства от 18.02.1933 г. носил открыто террористический характер).
Уголовное законодательство о политических преступлениях использовалось в карательных целях и в странах с демократическими режимами (в Англии в 1929—1933 гг. правительство обрушилось с репрессиями против коммунистов, пацифистов и т.д.).
Уголовное судопроизводство стало основываться на принципе равенства сторон и состязательности, усилился судебный контроль за деятельностью полицейских и следственных органов.
Однако сторонники жестких, полицейских методов укрепления правопорядка стремятся установить неограниченную свободу следственных и иных правоохранительных органов. Полицейские расправы приобретали массовый характер в фашистской Италии и Германии во время военных и иных диктаторских правлений.
В США Федеральный Закон 1951 г. дал право чиновникам ФБР производить аресты без предъявления соответствующего ордера. В ФРГ законы о реформе уголовно-процессуального права в 1974 г. отменили институт предварительного (судейского) следствия и заслушивание обвиняемого при окончании дознания, предусмотрели возможность исключения защитника в некоторых делах о политических преступлениях. В 1978 г. полиция ФРГ получила дополнительные права при задержании лиц, подозреваемых в террористической деятельности. В США и некоторых других буржуазных государствах суды в ряде случаев игнорировали конституционные и законодательные правила о допустимости доказательств, чем узаконивали недозволенные методы ведения следствия.
В Англии и США ограничения пределов действия обычной и демократической судебной процедуры нашли свое выражение в последние десятилетия в развитии так называемого суммарного судопроизводства, при котором уголовные дела рассматриваются единоличным судьей без участия присяжных заседателей и в особом упрощенном процессуальном порядке.