Таможенная политика, пути ее осуществления
Введение
Рассматриваются общие и специальные вопросы таможенного дела, порядок и условия помещения товаров под таможенные процедуры в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, исчислению налогов, сборов, платежей.
Издание посвящено актуальной теме таможенно - тарифному регулированию внешней торговли и правильному правовому и экономическому выбору таможенной процедуры, переживающей эпоху глубоких системных трансформаций, а так же процессом вступления в ВТО, что оказывает функциональное влияние на систему управления ею и практически на все стороны жизнедеятельности переходного общества, а так же пополнения государственной казны. Этот фактор стал оказывать существенное воздействие на социально-экономическое равновесие, протекание самих рыночных реформ. Стало очевидным, что дальнейшему продвижению нашей экономики и обществу на пути прогресса в немалой степени противостоит фактор несбалансированности, превратившийся в основное препятствие проведению цивилизованных, социально ориентированных реформ. Вместе с тем, до сих пор ощущается острый дефицит научных работ, в которых всесторонне рассматриваются вопросы таможенного дела таможенного союза, а именно применения таможенных процедур в условиях развивающихся внешнеторговых связях, экономики и экономических отношений стал бы предметом серьезных системных исследований. В этом отношении работа, посвященная разработке формирования механизма построения и введения пошлин, запретов и ограничений экономического характера явлениям и процессам, в определенной мере восполняет данный пробел.
В работе обоснованы представления об основах теории и практики таможенного дела и направлено на изучение вопросов связанных с подготовкой специалистов в таможенном деле.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
«История возникновения и развития таможенного дела и таможенного права в России»
Как считают специалисты, история российской таможни начинается с конца X в. Именно к этому периоду относится упоминание о торговых пошлинах, которыми были обложены в Древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Самая древняя из пошлин — мыт, или мыто — упоминается в Русской Правде Ярослава Мудрого (XI в.). Она взималась с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям сообщения. Происходил сбор пошлины на заставах «мытниками» или «мытчиками». Сборщики мыта — предшественники таможенников, а заставы — таможен.
Сильное влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. При них в оборот вошло тюркское слово «тамга», т.е. пошлина, от которого, в свою очередь, произошли слова «таможня» — место на ярмарке или рынке, где «таможили» товар, и «таможенник» — государственный служивый человек, взимавший тамгу.
В начале XVI в., когда завершилось создание Московского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В середине XVII в. были приняты Торговый устав, Уставная таможенная грамота и Новоторговый устав. Эти документы стали началом реформ в российской системе, в то время сложной и самой запутанной.
Значительное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовали бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь русским товарам в Европу.
Первый Таможенный устав был принят в 1819 г. Он впервые ввел понятие «контрабанда». Второй Таможенный устав был принят в 1857 г. В нем впервые определены права и обязанности таможенных чиновников.
Третий Таможенный устав вступил в силу в 1892 г.: он ввел таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Четвертый Таможенный устав был принят в 1904 г., а в мае 1912 г. утверждена последняя реорганизация таможенной службы в царской России.
После Октябрьской революции 1917 г. в таможенной службе и таможенном праве произошли коренные изменения, в частности Положением ВЦИК и СНК о рабочем контроле от 14 ноября 1917 г. вводилась государственная торговая монополия на все товары первой необходимости.
Таможенный устав СССР 1924 г. — первый кодифицированный акт по таможенному делу — окончательно закрепил сформировавшуюся систему таможенного управления. Таможенный кодекс 1964 г. подчинял таможню Министерству внешней торговли СССР. Решением Совета Министров в 1986 г. на базе главного Таможенного управления при МВТ СССР было образовано Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР.
25 октября 1991 г. Указом Президента России образован Государственный таможенный комитет Российской Федерации.
В1993 г. были приняты Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе», которые стали основными документами по регулированию таможенного дела в России.
Хозяйственная и внешнеэкономическая деятельность в новой России развивались быстрыми темпами, и уже через несколько лет стало ясно, что Кодекс заметно устарел. В 2003 г. была принята новая редакция Таможенного кодекса, которая вводилась в действие с 1 января 2004 г.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. Государственный таможенный комитет реорганизован в Федеральную таможенную службу Российской Федерации.
С 29 декабря 2010 года ТК РФ утратил силу, в связи с образованием Таможенного Союза России, Казахстана и Белоруссии. С данного момента старый кодекс был заменен 2 важными нормативно-правовыми актами: Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Таможенным Кодексом Таможенного Союза (ТКТС) от 27.11.2009.
С 1 января 2012 будет создано единое экономическое пространство между странами-участниками Таможенного союза.
Содержание, цели и структура таможенного дела
Согласно действующему ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.
Цели таможенного дела в России можно подразделить на экономические, регулятивные и правоохранительные.
Экономические цели достигаются пополнением государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
Регулятивные цели — посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, а также путем запретов ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности и моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу таможенноо союза наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.
Таможенная политика, пути ее осуществления
Таможенная политика является составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя ТКТС и ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не дает определения таможенной политики, в целом ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальных экономик и решению фискальных задач.
Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — протекционизм и фритредерство.
Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.
Фритредерство — это политика свободной торговли, которая устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота и способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.