Таможенная политика, пути ее осуществления

Введение

Рассматриваются общие и специальные вопросы таможенного дела, порядок и условия помещения товаров под таможенные процедуры в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, исчислению налогов, сборов, платежей.

Издание посвящено актуальной теме таможенно - тарифному регулированию внешней торговли и правильному правовому и экономическому выбору таможенной процедуры, переживающей эпоху глубоких системных трансформаций, а так же процессом вступления в ВТО, что оказывает функциональное влияние на систему управления ею и практически на все стороны жизнедеятельности переходного общества, а так же пополнения государственной казны. Этот фактор стал оказывать существенное воздействие на социально-экономическое равновесие, протекание самих рыночных реформ. Стало очевидным, что дальнейшему продвижению нашей экономики и обществу на пути прогресса в немалой степени противостоит фактор несбалансированности, превратившийся в основное препятствие проведению цивилизованных, социально ориентированных реформ. Вместе с тем, до сих пор ощущается острый дефицит научных работ, в которых всесторонне рассматриваются вопросы таможенного дела таможенного союза, а именно применения таможенных процедур в условиях развивающихся внешнеторговых связях, экономики и экономических отношений стал бы предметом серьезных системных исследований. В этом отношении работа, посвященная разработке формирования механизма построения и введения пошлин, запретов и ограничений экономического характера явлениям и процессам, в определенной мере восполняет данный пробел.

В работе обоснованы представления об основах теории и практики таможенного дела и направлено на изучение вопросов связанных с подготовкой специалистов в таможенном деле.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

«История возникновения и развития таможенного дела и таможенного права в России»

Как считают специалисты, история российской таможни начинается с конца X в. Именно к этому периоду относится упоминание о торговых пошли­нах, которыми были обложены в Древнерусском государстве предметы по­требления на пути их следования от производителя к потребителю. Самая древняя из пошлин — мыт, или мыто — упоминается в Русской Правде Яро­слава Мудрого (XI в.). Она взималась с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям сообщения. Происходил сбор пошлины на заста­вах «мытниками» или «мытчиками». Сборщики мыта — предшественники та­моженников, а заставы — таможен.

Сильное влияние на развитие таможенного дела в России оказали мон­голо-татарские завоеватели. При них в оборот вошло тюркское слово «там­га», т.е. пошлина, от которого, в свою очередь, произошли слова «тамож­ня» — место на ярмарке или рынке, где «таможили» товар, и «таможен­ник» — государственный служивый человек, взимавший тамгу.

В начале XVI в., когда завершилось создание Московского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В середине XVII в. были приняты Торговый устав, Уставная таможенная гра­мота и Новоторговый устав. Эти документы стали началом реформ в россий­ской системе, в то время сложной и самой запутанной.

Значительное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовали бурное развитие промышлен­ности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь русским товарам в Европу.

Первый Таможенный устав был принят в 1819 г. Он впервые ввел поня­тие «контрабанда». Второй Таможенный устав был принят в 1857 г. В нем впервые определены права и обязанности таможенных чиновников.

Третий Таможенный устав вступил в силу в 1892 г.: он ввел таможен­ную охрану на море и в прибрежных водах. Четвертый Таможенный устав был принят в 1904 г., а в мае 1912 г. утверждена последняя реорганизация таможенной службы в царской России.

После Октябрьской революции 1917 г. в таможенной службе и тамо­женном праве произошли коренные изменения, в частности Положением ВЦИК и СНК о рабочем контроле от 14 ноября 1917 г. вводилась государст­венная торговая монополия на все товары первой необходимости.

Таможенный устав СССР 1924 г. — первый кодифицированный акт по таможенному делу — окончательно закрепил сформировавшуюся систему таможенного управления. Таможенный кодекс 1964 г. подчинял таможню Министерству внешней торговли СССР. Решением Совета Министров в 1986 г. на базе главного Таможенного управления при МВТ СССР было обра­зовано Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР.

25 октября 1991 г. Указом Президента России образован Государствен­ный таможенный комитет Российской Федерации.

В1993 г. были приняты Таможенный кодекс и Закон «О таможенном та­рифе», которые стали основными документами по регулированию таможен­ного дела в России.

Хозяйственная и внешнеэкономическая деятельность в новой России развивались быстрыми темпами, и уже через несколько лет стало ясно, что Кодекс заметно устарел. В 2003 г. была принята новая редакция Таможенно­го кодекса, которая вводилась в действие с 1 января 2004 г.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. Государствен­ный таможенный комитет реорганизован в Федеральную таможенную служ­бу Российской Федерации.

С 29 декабря 2010 года ТК РФ утратил силу, в связи с образованием Таможенного Союза России, Казахстана и Белоруссии. С данного момента старый кодекс был заменен 2 важными нормативно-правовыми актами: Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Таможенным Кодексом Таможенного Союза (ТКТС) от 27.11.2009.

С 1 января 2012 будет создано единое экономическое пространство между странами-участниками Таможенного союза.

Содержание, цели и структура таможенного дела

Согласно действующему ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

Цели таможенного дела в России можно подразделить на экономиче­ские, регулятивные и правоохранительные.

Экономические цели достигаются пополнением государственного бюд­жета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Регулятивные цели — посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, а также путем запретов ограничений на ввоз и вы­воз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдель­ных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности и моральных устоев и культурных ценно­стей общества; в охране животных, растений и окружающей природной сре­ды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу таможенноо союза наркотических средств, оружия, предметов художественного, исто­рического и археологического достояния и т.д.

Таможенная политика, пути ее осуществления

Таможенная политика является составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя ТКТС и ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не дает определения таможенной политики, в целом ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регули­рованию внешней торговли, защите национальных экономик и решению фискальных задач.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — протекционизм и фритредерство.

Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внут­реннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство — это политика свободной торговли, которая устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем миними­зации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота и способствует более выгодному международному разделе­нию труда и удовлетворению потребностей рынка.

Наши рекомендации