Смешанной экономики, базовые концепции социального обеспечения
ГЭК обзорные только для специализации «Пенсионное обеспечение» на 2011
Перечень вопросов: Теория социального страхования
73. Формирование системы социальной защиты населения в условиях смешанной (рыночной) экономики, ее базовые концепции.
74. Основные формы социальной защиты населения, их характеристика.
75. Влияние на благосостояние населения социальных, профессиональных и территориальных рисков, формы защиты от них.
76. Основные модели организации национальных систем социального страхования, используемые в мировой практике.
77. Классификация форм социального страхования.
78. Характеристика экономических источников финансирования социального обеспечения (надо обновить конец в соот. с Законом №212)
79. Экономическая сущность понятий «страховой тариф», «страховой взнос», «социальный налог».
80. Принципы социального страхования, их характеристика.
81. Бюджетная система обязательного социального страхования в Российской Федерации.
82. Функции социального страхования.
83. Факторы развития социального страхования
84. Права и обязанности участников системы социального страхования (надо обновить в соот. с Законом №212).
85. Система государственного регулирования социального страхования в Российской Федерации (надо обновить в соот. с Законом №212).
86. Основные особенности формирования системы социального страхования в Российской Федерации.
87. Институциональные основы системы социального страхования.
Обзорные лекции по ТСС – 2009г. – подготовлены Кулюгиной С.Н.
Формирование системы социального обеспечения населения в условиях
смешанной экономики, базовые концепции социального обеспечения
2 июня 1903 года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.
Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.
В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях cанатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». Даже теперь, в условиях жесткого экономического кризиса, высочайший медицинский, оздоровительный потенциал делает ее уникальной среди мировых курортных систем. С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.
С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года № 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации (смотри: Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»,
Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года № 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;
Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999г. №165-ФЗ
Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших
Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.
В 2000 году Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в части обеспечения граждан – получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.
В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года № 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета" на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.
Страховые доктрины защиты имущественных и социальных прав человека. Особое место среди многочисленных теорий, предметом которых являются социальные, правовые и экономические аспекты страхования, занимает теория распределения и возмещения вреда. Ее автор, немецкий ученый А.Вагнер (середина XIX в.), определил цель страхования как уменьшение вредных последствий отдельных непредвиденных событий для имущества отдельного лица с помощью организации страхового учреждения.
Следует обратить внимание на принципиальные моменты данного подхода, которые в полной мере соответствуют природе социальных рисков:
· страхование призвано бороться с вредными последствиями непредвиденных событий - ряд социальных рисков проявляет себя не сразу, они имеют отдаленные неблагоприятные последствия для здоровья, трудоспособности работников, а также их жизни;
· необходимость организации страхового учреждения - социальные риски требуют не просто объединенных усилий работодателей и работников, но и организации специализированного, постоянно функционирующего учреждения, призванного решать комплекс задач (оценка рисков, сбор и распределение финансовых ресурсов для компенсационных выплат, а также оплаты медицинских и реабилитационных мероприятий);
· важность группировки случаев для граждан, которым угрожает одинаковая опасность, имеет существенное значение для социальных рисков, так как многообразие их видов и характеристик требует соответствующей классификации с позиции организации специализированных медицинских и реабилитационных служб, а также справедливого распределения финансового страхового бремени на страхователей.
Следует отметить широту подхода Вагнера при рассмотрении организации страхования с позиции не только коммерческого предприятия, но и ”общей потребности” (что можно выразить современным правовым языком как ”публичную потребность”), когда ”индивидуальный момент отступает назад, социальный - вперед”, и тем самым воплощает в себе идею ”социальной солидарности”.
В данном случае такие установки в полной мере соответствуют широко известному лозунгу страхования: ”все - за одного, один - за всех”, исполнение которого призвано реализовывать социальную функцию страхования по поддержке застрахованных лиц и недопущению бедности в случаях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Ученик А.Вагнера, Г.Пеш, рассматривал социальное страхование как форму высшей солидарности, которая только и может привести к победе над односторонним классовым эгоизмом при помощи трех средств: выравнивании интересов, любви к отечеству и религии.
Еще одна значимая теория, применимая к системе социального страхования, была предложена итальянским экономистом Гобби. В ее основе лежит категория эвентуальной потребности, которая включает в круг задач страхования, помимо необходимости возмещения прямого непосредственного имущественного вреда, покрытие других видов затрат, включая и социальные; на современном языке социального страхования - утраты дохода из-за потери трудоспособности вследствие болезни, несчастного случая или утраты возможности получать средства к существованию (старость, смерть кормильца).
Важным моментом теории эвентуальной потребности является идея классификации потребностей по видам (будущая, неизвестная и случайная), а также организации распределения связанных с этим затрат между множеством лиц, подверженных данным рискам.
Социально-философские доктрины солидарности, субсидиарности и доверия. Социально-философская доктрина субсидиарности (от латинского слова ”субсидиум” - субсидия, помощь, поддержка), или как ее еще называют оптимальной поддержки, тесно связана с доктринами естественных прав человека и правового государства. Предмет ее рассмотрения - распределение компетенции и властных полномочий между органами государственной власти и структурами гражданского общества. Истоки формирования данной доктрины связывают с именем Кеттелера, епископа Майнца (Германия), который в 60-е годы XIX в. разработал теоретические основы устройства федеративного государства и его взаимодействия с гражданским обществом.
Организационные, правовые и экономические механизмы построения субсидиарных отношений базируются на децентрализации властных полномочий и распределении компетенции, функций и ответственности между отдельными субъектами. Вмешательство государства возможно только в той мере и в тех сферах, в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Отсюда - основная целевая функция государственной власти состоит в координации деятельности общественной жизни, а его надзорная функция выступает в роли дополняющей.
В области социальной защиты этот подход реализуется в механизмах самоуправления организаций социального страхования. Привлечение основных социальных субъектов (работников и работодателей) к управлению страховыми учреждениями способствует значительному ослаблению общественных конфликтов в этой весьма хрупкой сфере социальных отношений.
В конце XIX - начале ХХ вв. идеи субсидиарности были развиты учеными-католиками в триаде индивидуум-общество-государство, в которой высшей ценностью и самодостаточностью обладает индивидуум. Общество и государство, по их мнению, существуют только благодаря человеку и для человека. Права и свободы личности при этом являются источником всех прав и обязанностей государства и гражданского общества. Субсидиарность означает, что каждый индивид, каждая сообщность людей должны иметь возможность осуществлять деятельность, которую они могут осуществлять.
Исходя из данных постулатов в рамках доктрины субсидиарности ставится и решается ряд взаимосвязанных вопросов по организации оптимальной поддержки членов общества:
· каковы допустимые рамки вмешательства общества и государства в личную жизнь индивидуума;
· каков оптимальный объем опеки государства по отношению к общественным структурам, семье и личности;
· каковы механизмы обеспечения права на самоответственность личности и общественных структур, касающиеся возможности самостоятельно выполнять задачи и функции жизнеобеспечения.
Еще одной доктриной, (которая разрабатывалась О.Контом, Л.Дюги, Л.Буржуа, Э.Дюркгеймом), оказавшей существенное влияние на формирование института социального страхования, является доктрина солидарности (солидаризма). Смысловое содержание ”солидарность” (от латинского ”solidare” - прочно соединять, связывать) означает взаимосвязанность и взаимную ответственность индивида и общества.
Солидарность опирается на укорененную в общественном сознании моральную установку на взаимопомощь людей. Считается, что в любом обществе его члены взаимосвязаны, а следовательно, должны отвечать друг за друга и помогать друг другу.
Содержание и формы солидарности (семейная, профессиональная, соседская, общинная, городская, национальная) определяют внутреннюю структуру общества, то, что его несет и держит.
Социализация общества протекает в русле усиления социальных качеств человека (сострадание, сопереживание, сопричастность) как антитезы асоциальным его характеристикам (обособлению, агрессивности, враждебности). При этом солидарность в обществе в значительной степени определяется взаимосвязью различных этапов человеческого труда (О.Конт), а также разделением и кооперацией труда (Э.Дюркгейм), которые побуждают членов социальной группы в силу общественных потребностей и интересов брать на себя моральные обязательства не только не вредить другим, но и оказывать им содействие.
В одной из основных своих работ ”О разделении общественного труда” Э.Дюркгейм ставит цель: доказать, что вопреки некоторым теориям разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, другими словами, выполняет интегрирующую функцию посредством социализации и объединения обществ. Для обоснования этого положения Э.Дюркгейм в своих теоретических построениях увязывает в единое целое формы организации труда, типы обществ и связующие их виды солидарности.
Общество, в котором каждый индивид выполняет специальную функцию в соответствии с разделением общественного труда, напоминает живой организм, и Дюркгейм называет новый тип связей между индивидами, создаваемый разделением труда, органической солидарностью. Чувство органической связи с обществом возникает из сознания взаимной зависимости профессиональных функций индивидов. При этом, если в архаических (”сегментарных”) обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в ”коллективном сознании” (”механическая солидарность”), то в развитых (”организованных”) социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене (”органическая солидарность”).
Одна из возможных организационных форм, которая позволяет наиболее удачно смягчать антагонистические противоречия труда и капитала, по мнению Э.Дюркгейма, - профессиональные корпорации, которые являются прообразом новых органов общественной солидарности.
Привнесение идеи солидарности в проблематику обсуждения природы публичной власти, публичного и частного права привело Л.Дюги к выводам о взаимной социальной зависимости людей и вытекающей из нее социальной норме (всякий социальный акт, нарушающий социальную норму, обязательно вызывает протестную социальную реакцию), которая способствует объединению людей в общности и структуры гражданского общества.
Одной из базовых ценностей этого комплекса солидарных взаимоотношений в обществе является доверие, которое, по представлению Ф.Фукуямы, выступает в качестве ключевого понятия (”trust”) и условий возможного сотрудничества между гражданами, социальными институтами и государством.
Это связано с тем, что в арсенале средств и механизмов социального страхования имеются наиболее простые и понятные формы социальной коммуникации на уровне личностных взаимоотношений (работник - работодатель - страховая организация), которые призваны защитить человека от рисков, сопряженных с рыночной экономикой, и адаптировать его к условиям организации хозяйственной жизни.
По мере усвоения и развития культуры социального страхования (самоответственности и солидарной взаимопомощи) достигаются и цели более высокого уровня: снижение давления материальной нужды, повышение качества трудовой жизни, трансформация рутинной трудовой жизни в содержательные, творческие и социально защищенные ее формы.
Доктрины и концепции Международной организации труда. В своих базовых документах - Уставе, декларациях, конвенциях, рекомендациях - МОТ создала стройную систему рекомендаций по организации национальных систем социальной защиты. В их числе: определение целей и принципов социальной защиты; ролевые функции государства и социальных субъектов; определение уровней социальных гарантий; организационные, финансовые и правовые механизмы. В круг важнейших целей социального обеспечения, и в частности социального страхования, МОТ относит: гарантированную и адекватную замену утраченного дохода, реализацию права на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономическую устойчивость и равные возможности; гарантированный и широкий доступ к службам медицинского обслуживания; наличие гарантированных основных финансовых ресурсов.
Позиция МОТ по системе социального страхования состоит в том, что по сравнению с другими методами колективного социального обеспечения (например, социальной помощью или корпоративными системами) данный институт защиты имеет ряд важных преимуществ: вовлечение трудящихся (от которых требуется внесение взносов) - материально и морально - в процесс защиты их здоровья и трудоспособности; создание специализированных (а потому и высокоэффективных) страховых учреждений, занимающихся исключительно организацией профилактики, медицинским обслуживанием, предоставлением денежных выплат, которые обеспечиваются одной и той же организацией; гарантия определенных прав (и, соответственно, сохранение самоуважения у делающих взносы), что защищает от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий; гарантия выплат путем выделения определенных ресурсов и распределения расходов в течение длительного периода сообразно страховым (актуарным) расчетам.
Высокий и надежный уровень социальной защиты, который достигается в социальном страховании, обеспечивается гарантиями основных финансовых ресурсов. Это подразумевает наличие усилий основных социальных субъектов (работодателей и работников) по повседневному проведению в жизнь комплекса мер, включающих обязательное сочетание механизмов обеспечения минимального уровня пособий и механизмов возмещения утраченного заработка.