Понятие охраны здоровья на производстве, ее правовое обеспечения
Конституция Украины к числу социальных прав включает право каждого на здравоохранение, медпомощь и медицинское страхование (ст. 49), надлежащие, безопасное и здоровое условия работы (ст. 43). Согласно ст.12 Международного пакта об экономических, социальные и культурные права каждый человек имеет право на медпомощь и медицинский уход в случае болезни. Среди основных трудовых прав работников ст. 2 Кодекса законов о работе Украины указывает на право на здоровые и безопасные условия работы. Ст. 6 Основ законодательства Украины о здравоохранении закрепляет право на здравоохранение, которое предусматривает среди других право на безопасное и здоровое условия работы.
Государственные, общественные или другие органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане обязаны обеспечить приоритетность здравоохранения в собственной деятельности, не наносить ущерб здоровью населения и отдельных лиц (ст. 5 Основ законодательства Украины о здравоохранении). Отмечая необходимость создания безопасных и здоровых условий работы в процессе трудовой деятельности работников, научная и учебная литература с трудового права всегда пользовалась сроком "охрана труда". При этом термин"охрана труда" употребляется в двух значениях: широкому и узкому. Как указывает В. И. Прокопенко, в широком понимании к понятию "охрана труда" относятся "те гарантии для работников, которые предусматривают все нормы трудового законодательства" (Прокопенко В.И. Трудовое право Украины: Учебник. - X.: Фирма "Консум", 1998. - С. 360). В широком значении под охраной труда понимается совокупность правовых норм, которые охватывают весь комплекс вопросов применения работы и принадлежащих к разным институтам трудового права (трудового договора, рабочего времени и времени отдыха и др.). К ним принадлежат нормы, которые запрещают необоснованный отказ в принятии на работу, ограничивают переведение и освобождение работников, устанавливают предельную продолжительность рабочего времени, регламентируют время отдыха, и много других, направленных на создание благоприятных общих условий трудовой деятельности (Советское трудовое право: Учебник / Под ред. А.С. Пашкова, О.В. Смирнова. - Г.: Юрид. лит., 1988. - С. 446). Л.О. Сироватська под охраной труда в широком значении понимает все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих (Сьіроватская Л.А. Трудовое право: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - Г.: Юрист-ь, 1998. - С. 252). В этом значении, по нашему мнению, и должен применяться термин"охрана труда" как определение мероприятий, направленных на охрану права лица на работу.
Сроком "охрана труда" в узком понимании всегда определялось создание для работников здоровых и безопасных условий работы (см. указанную выше работу, с. 446). Закон Украины "Об охране труда" от 14 октября 1992 г. в ст. 1 - так определяет охрану труда: "Охрана труда - это система правовых, социально-экономических, организационно-технических и лечебно-профилактических мероприятий та средств, направленных на сохранение здоровье и трудоспособности человека в процессе роботи". Выходя с содержания закона и других указанных выше нормативно-правовых актов, более целесообразно, по нашему мнению, вместо термина "охрана труда" в узком понимании употреблять термин"здравоохранение работников на производстве", поскольку фактически целью таких мероприятий есть именно здравоохранение работника, сохранение его трудоспособности на производстве во время выполнения трудовых обязанностей.
В последнее время требования из здравоохранения часто не придерживаются предприятиями разных организационно-правовых форм, которые используют работу нанимаемых работников. Немало руководителей предприятий безответственно относятся к обязанностям относительно создания здоровых и безопасных условий работы, часто рассматривают эти вопросы как второстепенные. Лишь за два месяца 1999 г. инспектора Держнаглядохоронпраці проявили свыше 340 тыс. нарушений правил безопасного ведения работ. Через имеющуюся угрозу жизни запрещалась работа свыше 17 тысяч предприятий и объектов (Работа и зарплата. - 1999. - №8. - Апрель).
Такое состояние здравоохранения на производстве объясняется прежде всего трудным экономическим положением государства, а также другими объективными и субъективными причинами, которые состоят в износе основных производственных фондов, в потому, что нет заинтересованности владельцев в улучшении условий и безопасности работы, в некомпетентности большинства персонала в вопросах здравоохранения, в низкой трудовой и технологической дисциплине, в недостаточной роли органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о работе и охране здоровья в процессе работы. В условиях, которые не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, работает свыше 3,4 млн человек. Обеспеченность работающих средствами индивидуальной защиты не превышает 40-50%. Ежегодные выплаты на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работающих, достигают 400 млн грн. Особую тревогу вызывает рост количества аварий с групповыми несчастными случаями. Во время аварий в 1998 г. было травмировано 712 работников, из которых 279 - смертельно.
В основных направлениях социальной политики на 1997-2000 года речь идет о необходимости реформирования системы охраны труда, основной целью которой является важное снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний, уменьшение факторов вредного влияния на организм работающих и высвобождение работников из вредных и трудных условий работы. Хотя в Основных направлениях и употребляется традиционный термин"охрана труда", но по сути речь идет о здравоохранении и трудоспособности работников.
Для этого предполагается: завершить формирование системы управления охраной труда на региональном и производственном уровнях для предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, видов деятельности; осуществить пересмотр законодательных и нормативных актов по вопросам охраны труда с учетом требований нормативных актов Европейского Союза; принять законодательные акты об объектах повышенной опасности и о безопасности промышленной продукции; перейти к территориально-отраслевому принципу осуществления государственного надзора за здравоохранением в процессе работы; обеспечить стабильное финансирование мероприятий по вопросам охраны здоровье и т.п.. К сожалению, некоторые из этих мероприятий так и остаются на бумаге.
Важнейшие нормы относительно здравоохранения работников на производстве закрепленные в Законе Украины "Об охране труда" от 14 октября 1992 г. (Ведомости Верховной Рады Украины. - 1992. - №49. - Ст. 668), в трех главах Кзпп (глава XI "Охрана труда", глава XII "Работа женщин", глава XIII "Работа молодежи"), а также в подзаконных актах - положениях, правилах, инструкциях, актах социального партнерства, локальных нормативно-правовых актах.