Реставрация бандитизма: особенности деятельности, взаимосвязь с организованной преступностью
По смыслу закона бандитизм от организации преступного сообщества (преступной организации) отличают три признака. Первый- это вооруженность, характерная для бандитизма и предполагающая наличие у участников банды огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия, как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. В составе организации преступного сообщества (преступной организации) данный признак не обязателен.
Во-вторых, разграничение проводится по субъективным признакам. Цель бандитизма - нападение на граждан или организации, которое может быть не только тяжким, особо тяжким, но и иным по степени тяжести посягательством. Состав же организации преступного сообщества (преступной организации) предполагает цель совершения тяжких или особо тяжких преступлений, планирования их совершения, выражающуюся не только в нападениях, но и в других действиях.
Наконец, с точки зрения форм соучастия в ст. 209 УК идет речь об организованной группе, определение которой дается в ч. 3 ст. 35 УК, а в ст. 210 УК - о преступном сообществе (преступной организации) (ч. 4 ст. 35 УК).
Однако, как справедливо указывают многие исследователи, банда зачастую представляет собой именно преступное сообщество (преступную организацию), а не организованную группу (участники формирования занимаются рэкетом, заказными убийствами, похищениями людей и т.п.).
В правоприменительной практике неизбежно возникает вопрос о возможной квалификации преступлений, предусмотренных ст. ст. 209 и 210 УК, по совокупности. Думается, совокупность возможна только реальная, когда, например, вооруженная организованная преступная группа вначале создается для совершения нападений, но затем трансформируется в более совершенное формирование, имеющее сложную структуру (преступное сообщество), одновременно расширяя сферу преступной деятельности.
Возможна и другая ситуация. Довольно часто организатор (руководитель) какой-либо организации для достижения конкретных целей (коммерческих, политических) создает специальные подразделения ("службы безопасности"). В их функции может входить и ликвидация неугодных лиц, конкурентов, уничтожение (повреждение) чужого имущества, похищение людей и т.п. В этом случае говорить о совокупности ст. ст. 209 и 210 УК РФ можно лишь тогда, когда будет доказано, что организация (коммерческая, политическая) преследует в качестве основной цели своей деятельности совершение преступлений (согласно УК РФ - тяжких или особо тяжких). В противном случае совокупности не будет, поскольку содеянное полностью охватывается составом бандитизма.
Уголовный кодекс РФ 1996 года впервые предусмотрел в качестве общей нормы ответственность за организацию преступного сообщества. Ранее, в ст.ст. 72, 77, 771 УК РСФСР предусматривалась ответственность лишь за создание преступной организации для совершения отдельных конкретных деяний. В действующем Уголовном кодексе, как и в предыдущем, предусмотрен состав бандитизма – ст. 209 УК РФ.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» дается определение банды, под которой следует понимать организованную устойчивую группу из двух или более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации.
Бандитская группа отличается устойчивостью, о которой могут свидетельствовать такие признаки, как «стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между членами, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность ее осуществления и количество совершенных преступлений» (п. 4 Постановления). Признак устойчивости обязательно должен входить в предмет доказывания и требует подтверждения как по фактическим обстоятельствам (длительность существования банды, число совершенных преступлений и т.д.), так и по целям действия банды (намерение совершить ряд нападений или продолжать совершать преступления неопределенное время). Также обязательным признаком банды является вооруженность.
Бандитизм, как мы полагаем, является частным случаем, разновидностью организованной преступной группы. Наряду с ОПГ, бандитские образования входят в состав преступных организаций и сообществ. Так, по словам Ф. Багаутдинова и М. Беляева, которые непосредственно занимались расследованием уголовного дела по преступному сообществу «Хади Такташ», противоправная деятельность преступного формирования сочетала в себе признаки, как бандитизма, так и организации преступного сообщества. На определенном этапе организация Галиакберова представляла собой банду, участники которой совершали убийства членов своей группировки с целью установления единоличного контроля над получаемыми доходами. Таким образом, банда Галиакберова какое-то время являлась составной частью преступного формирования «Хади Такташ». Позже, уничтожив большинство противников и тем самым, запугав остальных, Галиакберов расширил сферу влияния, разнообразил виды преступной деятельности, и его банда превратилась в преступное сообщество.
Отмечая определенные достижения в укреплении уголовно-правовой основы борьбы с организованной преступностью, которые связаны с вступлением в силу УК РФ 1996 г., следует подчеркнуть и некоторые недостатки норм уголовного закона. Выше нами уже упоминалась проблема разграничения понятий «преступного сообщества» и «преступной организации» - данные термины у правоприменителей и криминологов употребляются в разных значениях. Отсюда возникает путаница и непонимание значения уголовно-правовой нормы.