История развития регулирования размещения государственного и муниципального заказа в современной России
В России к настоящему времени сформирована достаточно полная нормативно - законодательная база по организации процессов закупок продукции (услуг) для государственных нужд, включая конкурсные торги различных видов. Состав указанных нормативно - правовых актов включает большое количество (более 300) документов, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов РФ и органов местного самоуправления. В некоторых из них, по предварительным оценкам, нормативная база в области регулирования государственных закупок является даже более проработанной, чем на федеральном уровне.
Детально описаны процедуры размещения заказов; легализована повсеместная практика участия в размещении заказа не только производителей, но и поставщиков, что позволяет значительно расширить круг участников размещения заказа (статья 8).
В соответствии с международными нормами при размещении заказа по международным договорам применяются нормы международного права, а не национального законодательства (статья 1, 2). Введен национальный режим (статья 13), не позволяющий вводить какие-либо ограничения для товаров, работ, услуг в зависимости от места их происхождения; установлен принцип национального режима осуществления закупок товаров, работ, услуг иностранного происхождения на условиях взаимности.
Определены субъекты и их полномочия (статьи 4, 6, 7), имеющие право на размещение заказов. Государственные и муниципальные заказы могут размещаться заказчиками, уполномоченными органами (статья 4) и специализированными организациями (статья 6).
В законе установлен исчерпывающий перечень требований к участнику размещения заказа, что снимает дискриминацию по отношению к определенным поставщикам и позволяет участвовать в размещении заказов большему числу поставщиков, исполнителей, подрядчиков (статьи 8 и 11, 12, 20, 25, 32, 35, и 50).
Отменена практика "дополнительных соглашений", которые изменяли существенные условия контракта, заключенного путем проведения торгов. Возможности модификации объемов и цены контракта ограничены до 10 % (статья 9).
Участники размещения заказа освобождаются от обязанности подтверждать свое соответствие большинству установленных требований. Установление правоспособности и поставщика входит в полномочия заказчика (статья 11).
Определен исчерпывающий перечень критериев оценки заявок (статья 28);
установлено право заказчиков проводить совместные торги (статья 10).
Запрещена возможность переговоров с поставщиками (среди прочего, статьи 20, 32).
Определены способы размещения заказа (аукцион, на товарной бирже) (статья 10), в то время как открытые конкурсы и аукционы определены как основные способы размещения заказов; предусмотрена возможность размещения заказов путем электронного аукциона (стать 41) и подачи предложений в электронной форме (статьи 20, 25, 32, 35, 41, 46, 53)
предоставлена возможность (обязанность в определенных случаях) предоставления преференций субъектам малого предпринимательства (статья 15), учреждениям уголовно-исправительной системы, организациям инвалидов (статья 14), определены механизмы предоставления преференций.
Ограничены случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (статья 55), использования закрытых способов размещения заказа (статьи 10, 18, 20, 30, 32, 39), квалификационного отбора (статьи 28, 48-54).
Улучшен доступ к информации о закупках (статья 16); общедоступными должны быть реестры контрактов (статья 18) и недобросовестных поставщиков (статья 19); вся информация должна быть доступна без взимания платы (статья 16).
Сокращен период подачи предложений по конкурсу до 30 дней (статьи 16, 21, 33, 45 и 49);
Ужесточены процедуры контроля за размещением заказов, права и обязанности органов, осуществляющих контроль, разъяснены и настроены более эффективным способом, увеличилась ответственность власти при осуществлении контроля (среди прочего, статья 17).
Закон о размещении заказов принят для решения ряда задач:
1) систематизация законодательства РФ о государственных и муниципальных закупках; создание кодифицированного нормативного правового акта, регламентирующего гражданско-правовые, процедурные вопросы закупок;
2) обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд; стимулирование добросовестной конкуренции и увеличение экономии бюджетных средств;
3) устранение возможностей злоупотреблений и коррупции посредством четкой регламентации процедур осуществления закупок;
4) приведение Российского законодательства о государственных и муниципальных закупках в соответствие с международным законодательством, учет положительных примеров правового регулирования государственных и муниципальных закупок в законодательстве иностранных государств и нормативных правовых актах международных организаций.
Проект Закона о размещении заказов был внесен в Государственную Думу Правительством РФ, в пояснительной записке к закону особо отмечено, что законодательство о закупках для государственных и муниципальных нужд не имеет единой системы. Отношения по закупкам регламентированы целым рядом федеральных законов и подзаконных нормативных актов, содержащих значительное количество противоречивых норм. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований сформировалась отдельная система законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов.
Основные понятия, используемые в Федеральном законе № 94-ФЗ
Закупка – процесс получения или приобретения чего-либо.
Заказ – документ, подтверждающий желание осуществить закупку, передаваемый поставщику, исполнителю, подрядчику и содержащий основные условия закупки.
Закупка может производиться для разных нужд (личных, коммерческих, производственных, нужд государства и общества и пр.).
Государственные заказчики, муниципальные заказчики - это органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов.
Государственные нужды в России определяются в настоящее время как обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ).
Муниципальные нужды в России определяются как обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Общественные закупки - закупки для общественных нужд, в которых государство не рассматривается как некий экономический субъект, имеющий свои собственные нужды, отличные от потребностей общества.
Специализированная организация - это юридическое лицо, привлекаемое на основе контракта или гражданско-правового договора Заказчиком или уполномоченным органом (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить контракт (далее - конкурс) или аукциона на право заключить контракт (далее - аукцион) - разработки конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в электронном виде), опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций.