Национальное самосознание и национальная идея

Нация в одной и второй трактовках предстает как территориальная группа людей, отличающаяся какой-либо общей идентичностью ее членов, осознающая общность своих базовых, или жизненных, потребностей и в той или иной мере стремящаяся к обеспечению условий для своего са­мосохранения и развития. Следовательно, к понятию нация также применимо понятие «идеология»: каждая национальная общность объективно является носителем совокупности идей, ценностей и представлений, которые выступают в качестве ре­зультата ее группового мышления. По крайней мере, каждая считающая себя нацией общность — будь то культурно-само­бытная группа людей или политически организованное сооб­щество — вырабатывает определенную совокупность представ­лений о самой себе: своем происхождении, своей истории, сво­ем отличии от других общностей и своем подобии с ними. Та­кую совокупность представлений обычно принято называть на­циональным самосознанием.

Более широкий круг явлений отражает сознание националь­ной общности, организованной в государство и действующей как полноправный субъект политики. В данном случае нации являются носителями относительно целостной системы идей, ценностей и представлений, в которых они осознают себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребно­сти и интересы как единого целого, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пути их достижения с помощью государственной власти. При этом каждая определяющая себя в качестве нации-государства общность людей вырабатывает и определенную сумму идей относительно своего прошлого, спо­собов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм взаимоотношений с другими народами, це­лей своего исторического развития. Указанную совокупность воззрений можно назвать не просто национальным самосозна­нием, а национальной идеологией.

Доминирующее в сознании определенной культурно-само­бытной общности людей представление, согласно которому она рассматривает себя в качестве нации и в силу чего она счи­тает себя вправе по собственному усмотрению строить как свою внутреннюю жизнедеятельность, так и свои отношения с другими народами, принято называть национальной идеей. Она есть исходный момент процесса формирования национальной идеологии, это — ее базовая идея. Содержание национальной идеи обычно конкретизируется ответами на ряд вопросов отно­сительно исторического бытия общности. Среди них вопросы о начале исторической судьбы народа, его генетических исто­ках, процессе становления цивилизационной идентичности и социокультурной уникальности, месте в современном мире, от­ношениях с соседними народами, особенностях национально­го характера и др. [10]. Национальная идея всегда выступает как ядро национального сознания, отражающее основной итог исторического пути народа, его современное состояние, его ча­яния и устремления; она служит основой программ деятельно­сти общности по устройству и переустройству способов своего существования в меняющихся исторических условиях. Когда национальная идея овладевает сознанием группы (общности) людей, находящейся в составе политически организованного сообщества, то она, как правило, становится отправным момен­том формирования движения данной общности за националь­ное освобождение. Если это движение наталкивается на сопро­тивление со стороны властей, то оно именуется борьбой за на­циональное освобождение.

Следует подчеркнуть, что нации в готовом виде не рождают­ся; в качестве наций самоутверждаются или самоопределяют­ся, т.е. организуются в виде политических сообществ, группы людей (этнокультурные общности) в процессе своего истори­ческого развития. И свою жизнеспособность доказывают лишь те общности людей, которые в состоянии осознать, выразить и постоянно подтверждать свою культурную отличительность. Мысль о самоопределении территориальной общности в каче­стве особой нации — национальная идея — не изобретается произ­вольно, она возникает в сознании общности как итог пройден­ного ею исторического пути и одновременно как своеобразная основа ее дальнейших помыслов и устремлений. Поэтому наци­ональная идея, можно сказать, заключает в себе двуединый смысл: с одной стороны, она есть выражение самоосознания (самоидентификации) территориальной группы людей как са­мобытной общности, как особого народа, с другой - ее посла­ние окружающему миру о своем бытии, о своих идеалах, цен­ностях, интересах и о своей решимости их отстаивать. Однаж­ды возникнув, национальная идея становится имманентным, т.е. внутренне и постоянно присущим, сознанию этнокультурной общности феноменом.

Национальная идеология, будучи формой выражения само сознания народа, есть конкретно-исторический феномен, ее содержание формируется и развивается одновременно со ста­новлением и развитием самой нации. Это означает, что от эпохи к эпохе национальная идеология видоизменяет свои формы и обогащает свое содержание, определяя новые при­оритеты в устремлениях народа с учетом достигнутых резуль­татов его развития и произошедших изменений в условиях его жизнедеятельности. При этом в содержании национальной идеологии сохраняется ее генетическая основа, т.е. базовые (жизненно важные) потребности, идеалы и ценности, в кото­рых проявляются социокультурная самобытность, особенно­сти мировосприятия, психологического (душевного) склада и характера данного народа. Утрата же народом по каким-либо причинам своих базовых ценностей или их замена смыслообразующими ценностями другого народа есть признак вырож­дения национальной идентичности данной общности или ее ассимиляции с другой национальной общностью.

Наши рекомендации