Понятие формы (источника) права
Право не существует вообще как абстрактное образование, оно является совокупностью конкретных норм, изложенных в различных актах государственных органов. Эти акты (нормативно-правовые, акты-решения судебных или административных органов, правовые обычаи или нормативно-правовые договоры) являются теми внешними способами формулирования норм, которые принято называть источниками или формами права. Правоприменительные акты государственных органов источниками права не являются. В некоторых случаях источниками (формами) права выступают утвердившиеся формулы-правила юридических отношений, которым правотворческие органы государства придали общеобязательное значение. Подобным образом узакониваются правовые обычаи, судебные или административные прецеденты.
Еще римские юристы в качестве основных источников права признавали закон и обычай, но наряду с ними важное регулирующее значение стали приобретать преторские эдикты, с помощью которых преторы, осуществляя контроль за правосудием, допускали отмену устаревших норм или издание новой нормы. Эти акты-постановления (эдикты) преторов создавали особую совокупность норм, выступающих как общеобязательные для рассмотрения подобных случаев. Изменение права в этом случае происходило не посредством отмены существующих норм, а с помощью их надлежащей корректировки. Фактически преторские эдикты выступали разновидностью актов толкования или прецедентов толкования. Формулы претора становились в силу их общеобязательного характера источниками (формами) права. Источники права обладают нормативным характером, в силу того, что они распространяются на неопределенное количество случаев или лиц.
Источник (форма) права – это внешний способ выражения государством норм права.
Если содержанием права является совокупность правил поведения. А его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, или источник права есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли.[196]
Источник права различают в материальном смысле (материальные условия жизни общества и потребности людей), в идеологическом смысле (доктрина, мораль, правосознание), в формально-юридическом смысле (как способ внешнего выражения и закрепления правовых норм).
Источникам права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность и общеизвестность. Обязательность означает категоричность и не отрицательность правовых установок. Формальная определенность предполагает конкретное и четкое оформление правовых предписаний в различных формах права. Общеизвестность – качественный признак форм права, связанный с информированием о правилах поведения, пределах их действия. Г.Ф.Шершеневич указывал, что понятие источника права является не вполне точным (источник происхождения, существования, изготовления, познания и т.д.), предлагая категорию «форма права», под которой понимаются «различные виды права, отличающиеся по способу выработки содержания норм».[197]
Правовая форма как категория обозначает всю правовую реальность в отличие от формы права. Под формой права понимаются «определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, как более узкого самостоятельного явления. Назначение этой формы – упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера».[198]При этом в самой форме права различается ее внутренняя (структура права, т.е. отрасли, институты, нормы права) форма и внешняя (система нормативно-правовых актов или система законодательства). «К источникам права должны быть отнесены лишь акты государственных органов, устанавливающие правила поведения, правовые нормы, т.е. только нормативные акты».[199]Таким образом, правоприменительные (индивидуальные) акты к источникам права не относятся. Источниками права могут являться не только нормы права, но и иные формы или формулы отношений (обычаи, прецеденты, нормативные договоры), которым государство придало общеобязательное значение, т.е. санкционировало их.
Анализ правовых систем различных государств показывает, что в каждой из них существуют достаточно разнообразные формы права. Не все виды источников права в конкретном государстве имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль. В конкретной системе права обычно признается несколько источников права, но их значение в каждый исторический период может быть неодинаково. В ходе исторического развития изменяются не только представления об источниках права, но и их виды.
Итак, источники права – это исходящие от государства или признанные им официально документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического общеобязательного значения. Среди источников права наиболее известными и значимыми являются правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт и нормативный договор.
Правовой обычай.
Правовой обычай – это санкционированное и охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени. Правовой обычай исторически сложился в определенное правило поведения и вошел в привычку в результате многократного применения, имеющего юридические последствия. Обычаи связаны с мощной этнокультурой, даже после укрепления государственности они сохранили свое значение в качестве источников (форм) права. Первоначально обычные нормы не имели документального выражения, но на определенном этапе исторического развития правовой обычай начал письменно санкционироваться, инкорпорируясь в нормативно-правовые акты (Русская Правда, Саксонская Правда, Швабское зерцало, сборники кутюмов Франции (Бовези) и др.). Но не каждый обычай является правовым. Для того чтобы обычай из источника социального поведения превратился в источник права, необходимо наличие следующих условий:
1. признание обычая в качестве правового обществом и государством;
2. наличие определенного срока действия обычая;
3. непротиворечивость обычая публично-правовому порядку отношений.
Использование правовых обычаев в современных условиях сведено к минимуму. По мере совершенствования деятельности правотворческих органов пространство действия обычая сокращается. Но такое положение характерно для государств с развитыми системами права. Напротив, в странах Азии и Африки правовой обычай продолжает оставаться ведущим источником права.
Правовой обычай и в современных условиях остается значимой и весьма распространенной формой права в ряде государств современных демократий, например, в Швеции, Великобритании, Испании и др. Правовые обычаи сохраняют значение источников права не только в отраслях частного, но и в отраслях публичного, особенно государственного права.
В современной России, несмотря на то, что правовой обычай не является типичным источником права для отечественной правовой системы, он сохраняет свое значение в отраслях частного права, особенно гражданского права. В соответствии с гражданским законодательством на территории России признаются в качестве формы права обычаи делового оборота, не противоречащие законодательству России.
Особое значение сохраняет правовой обычай в области международного права. Он становится источником международного права, когда отношения между субъектами международных отношений не урегулированы международными договорами. Для этого правовой обычай должен признаваться всеми государствами, на территорию которых он будет распространяться. В ряде случаев правовой обычай является более оптимальным и гибким источником права по сравнению с международным договором, так как для возникновения последствий по международному договору требуется согласование воль многих членов международного сообщества. В ряде случаев может возникать ситуация, связанная с необходимостью в подчинении субъектов права нормам международного договора в порядке правового обычая, если договор еще не вступил в юридическую силу.