Назовите организационно-правовые формы работы Парламента Республики Беларусь и охарактеризуйте законодательный процесс осуществляемый в Парламенте Республики Беларусь
Основной организационно-правовой формой работы Парламента является сессия. Палаты собираются на две очередные сессии в год.
Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более 80 дней.
Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более 90 дней.
Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день.
Палата представителей, Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня.
Внеочередные сессии созываются указами Президента.
Работа Палаты представителей осуществляется в форме заседаний, совместных заседаний с Советом Республики, парламентских слушаний, деятельности постоянных и временных комиссий, других органов Палаты представителей, депутатских групп, депутатов в Палате представителей, избирательных округах, а также в иных формах в соответствии с закон-вом РБ.
Работа Совета Республики осуществляется в форме заседаний, совместных заседаний с Палатой представителей, парламентских слушаний, деятельности постоянных и временных комиссий, других органов Совета Республики, членов Совета Республики, а также в иных формах в соответствии с законодат-вом РБ.
Законодательный процесс в Республике Беларусь начинается с момента внесения проекта закона на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания.
Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Республики Беларусь обладают:
• Президент;
• депутаты Палаты представителей;
• Совет Республики;
• Правительство;
• граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.
Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь:
1. вначале рассматривается в Палате представителей;
2. затем в Совете Республики.
Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись:
1. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает.
2. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным.
3. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.
Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
9. Охарактеризуйте статус депутата Палаты представителей и члена Совета Республики.
Статус депутата ПП, члена СР определяется Конституцией, Законом "О статусе депутата ПП, члена СР НС РБ".
Конституция – депутаты пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Это не относится к обвинению в клевете и оскорблению.
Привлечь к ответственности только с согласия, за исключением измены государству или иного тяжкого преступления, а также задержание при совершении преступления на месте. Уголовное дело в отношении депутатов рассматривается Верховным судом.
Закон «О статусе» устанавливает права и обязанности депутатов, а также основные права и гарантии осуществления ими своих полномочий. Депутаты вправе иметь не более 5 помощников, в т.ч. не более 2-х – на основе ТД.
Порядок деятельности ПП и СР, их органов и депутатов определяется регламентами палат.
На депутата палаты осуществляющего свои полномочия на профессиональной основе распространяется положение закона «О ГС» с учетом особенностей, установленных законом «О статусе».
Депутатом ПП является свободно избранный народом представитель, уполномоченный 1) осуществлять законодательную власть в ПП; 2) представлять своих избирателей в государственных органах; 3) иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Депутат – гражданин РБ, достигший 21 года. Срок полномочий – 4 года. Может быть продлен только в чрезвычайном случае.
Член СР– лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями: 1) по осуществлению законодательной власти в СР; 2) иные полномочия.
Член – гражданин РБ, достигший 30 лет. 5 лет в определенном месте. Срок полномочий – 4 года, может быть продлен.
Осуществляет полномочия на профессиональной основе либо без отрыва от профессиональной и трудовой деятельности.
Депутат ПП не может быть депутатом местных СД.
Член ПП может исполнять обязанности члена Правительства. Член СР не может исполнять обязанности члена Правительства.
Не допускается одновременное занятие должности Президента.
Депутат в своей деятельности и проведении предвыборных программ вправе свободно выражать свое мнение и голосовать по интересам народа, своим личным убеждениям, позиции государства.
Срок начинается со дня первого заседания и заканчивается в день открытия первого заседания нового созыва.
Ст.8 Закона «О статусе» - досрочное прекращение полномочий (смерть, по состоянию здоровья, в случае признания выборов или полномочий недействительными, прекращение гражданства).
Депутаты могут быть отозваны.