Организация как система
Один из наиболее распространенных взглядов на организацию - системный подход. Он эффективен при решении сложных управленческих проблем, так как позволяет рассматривать производственные процессы в виде сложных систем, выделять подсистемы, рассматривать связи и взаимодействия элементов в системе и с внешним окружением, на основе чего делаются выводы о тенденциях развития системы в целом и определяются оптимальные условия функционирования системы.
Система(от греческого «целое, состоящее из частей») - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство(см. рисунок 1). Система состоит хотя бы из двух элементов и обладает качествами, не присущими ни одному из них в отдельности.
Внешняя среда организации
Внутренняя среда организации | ||
вход системы | выход системы | |
Субъект управления | ||
прямые связи | Управляющее воздействие | обратные связи |
Объект управления | ||
Внутренние возмущения | Ресурсы организации |
Внешние возмущения
Политическая система | Экономическая система | Технологическая система | Ресурсная система | Социальная система |
-конституционные основы, - формы собственности, - особенности законодательства, - политическая стабильность | - уровень жизни, - капитал, - поставщики, - потребители, - конъюнктура, - цены | - развитие науки, - развитие технологий | - рабочая сила, - природные ресурсы, - инфраструктура, - территориальное положение | - социальные нормы, - социальные воззрения, - этические нормы |
Рисунок 1 - Организация как система[1]
Элементы системы – объекты, составляющие систему, которые рассматриваются как неделимые части.
Подсистема – объект системы, который можно представить в виде самостоятельной системы, состоящей из элементов и обладающей определенной целостностью.
Вход системы – совокупность условий организации и функционирования системы (управленческая информация, инвестиции, ресурсы, нормы и нормативы, трудовые ресурсы, сырье, комплектующие, информация…)
Выход системы – результат функционирования системы (ассортимент, объем продаж, качество продукции или услуги, информация об организации….).
Внутренние и внешние возмущения – воздействия, дестабилизирующие систему, нарушающие ее функционирование (например: брак продукции, поломка оборудования, конфликты в коллективе… – относятся к внутренним возмущениям; неритмичность поставок, действия конкурентов, экономические кризисы…. – относятся к внешним возмущениям).
Связи – устойчивые взаимодействия между элементами системы, а также между системой и внешней средой.
Внешняя среда – окружающее систему пространство, не являющееся ее составной частью, но оказывающее воздействие на элементы и связи системы (это рынки сбыта, поставщики, конкуренты, экономическая политика, национальные традиции…..).
Внутренняя среда – ресурсы организации, ее внутренние переменные.
Управляющее воздействие – целенаправленное изменение элементов входа и связей в системе для получения заранее запланированного выхода системы.
Субъект управления – источник управляющего воздействия (это руководители различных уровней, функциональные органы управления, разрабатывающие и принимающие управленческие решения).
Объект управления – объект приложения управляющего воздействия (это производственные подразделения, исполнители принятых к реализации управленческих решений).
Не любая совокупность элементов является системой. Система должна обладать рядом свойств.
1. Система состоит из двух и более элементов и обладает способностью к какой-либо деятельности. Деятельность системы называется функционированием.
2. Система обладает свойствами интегративности и способностью образования новых свойств, отсутствующих у ее элементов.
3. Система обладает структурой (строение, взаиморасположение элементов, их соподчинение) и организацией (взаимодействие, связи между элементами системы, динамичность).
4. Элементы системы должны находиться в постоянном взаимодействии. Между ними существуют следующие связи: вещественные, энергетические, информационные, внутренние, внешние, вертикальные, горизонтальные.
Теперь мы можем обозначить определение понятия организация, которым будем пользоваться. Организация – сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Социально координируемое – означает управление организацией. Социальное образование – организаций состоит из людей или групп, находящихся во взаимодействии.
Типы систем
Для характеристики типов производственных систем важно рассмотреть простые и сложные, открытые и закрытые, детерминированные и стохастические, глобальные и локальные системы.
Простая система состоит только из элементов. Сложная – содержит подсистемы.
Различают системы открытые и закрытые. Понятие закрытой системы возникло в физике. Главная характеристика закрытой системы – игнорирование эффекта воздействия внешней среды. Закрытая организационная система имеет малую применяемость. Примером системы такого типа может служить натуральное хозяйство.
Открытая система признает динамическое взаимодействие с окружающим миром, осуществляет обмен с внешней средой различными формами связи: вещественными, энергетическими, информационными.
Детерминированные системы – системы, в которых при известных исходных параметрах (известном входе) можно абсолютно точно прогнозировать результат функционирования (выход). В детерминированных системах элементы однозначно взаимодействуют друг с другом.
Вероятные (стохастические) системы – системы, в которых при наличии известного входа прогнозировать выход можно лишь с известной степенью вероятности. Их элементы находятся под влиянием столь большого числа воздействий, что взаимодействие всех элементов не может быть точно описано и становится в каком-то отношении неопределенным.
Глобальная система включает все элементы и связи, влияющие на ее функционирование и развитие. Можно считать глобальную систему индифферентной к влиянию внешней среды. Примером глобальной системы может служить мировая экономика.
Любая организация, сколь крупной она бы ни была, является локальной системой.
Для того, чтобы существовать и поддерживать внутренний и внешний баланс, система нуждается в управлении. Различают иерархический и гетерархический принципы управления. Для первого характерно управление из единого центра, занимающего вершину в иерархии компонентов системы. Второй принцип управления состоит в множественности центров управления, находящихся на разных этажах системы. Управляемые таким образом системы более гибки и активны. Среди организаций таковыми являются матричные и свободные организации.