Оповещение о радиоактивном, химическом и биологическом заражении

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;

создание локальных систем оповещения;

установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;

сбор информации и обмен ею.

Системы оповещения населения создаются в соответствии с положением о системах оповещения населения, введенного приказом МЧС России, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения».

Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и населения.

Системы оповещения создаются:

на федеральном уровне – федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);

на межрегиональном уровне – межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);

на региональном уровне – региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);

на муниципальном уровне – местная система оповещения (на территории муниципального образования);

на объектовом уровне – локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до:

федеральных органов исполнительной власти;

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

территориальных органов МЧС России – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональный центр МЧС России) и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее – главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).

Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Основной способ оповещения населения – передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.

Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия – должностными лицами уполномоченных на это организаций.

В исключительных, не терпящих отлагательства, случаях допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.

По решению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях оповещения допускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций.

Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке.

Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основной режим – автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения.

В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации.

Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:

федеральной системы оповещения – МЧС России;

межрегиональной системы оповещения - соответствующим региональным центром МЧС России;

региональной системы оповещения – органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

муниципальной системы оповещения – соответствующим органом местного самоуправления;

локальной системы оповещения – руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.

В соответствии с установленным порядком использования систем оповещения разрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, утверждаемые руководителями организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, согласованные с соответствующим территориальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления.

Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.

Постоянно действующие органы управления РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкциони-рованного задействования систем оповещения.

О случаях несанкционированного задействования систем оповещения организации, эксплуатирующей потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС.

Оповещение населения, персонала объектов экономики, спасателей о факте аварии на РХОО или применения ОМП, а также о РХБ заражении местности и воздуха, направлении распространения облака радиоактивных и опасных химических веществ производится в целях своевременного принятия мер по защите, применения средств индивидуальной и коллективной защиты.

Оповещение о радиоактивном, химическом и биологическом заражении осуществляется в рамках ОКСИОН, по линии оперативных дежурных, СМПЛК, а также штатными и специально подготовленными подразделениями радиационной и химической разведки в местах развертывания ПРХН установленными сигналами оповещения.

Оповещение о факте аварии должно передаваться во все населенные пункты, объекты экономики и другие учреждения, находящиеся в пределах площади, ограниченной радиусом, равным максимально возможной глубине распространения облака РВ или АХОВ при данных метеорологических условиях.

После поступления оповещения о факте радиационной или химически опасной аварии приводятся в готовность к использованию средства индивидуальной и коллективной защиты, а в ряде случаев могут проводиться подготовительные мероприятия к временной эвакуации населения и личного состава спасательных воинских формирований.

Для своевременного оповещения о возникновении непосредственной угрозы поражения и немедленного принятия населением и личным составом мер по защите после сигнала «Внимание всем» подается сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога». При этом передается информация о возможных дозовых нагрузках или типе АХОВ в атмосфере и рекомендациях по защите. Сигнал передается только тем населенным пунктам, улицам, кварталам, спасательным воинским формированиям, которые в ближайшее время могут оказаться или уже находятся в зоне воздействия радиоактивных или аварийно химически опасных веществ.

По этому сигналу население, персонал объектов экономики, личный состав войск немедленно применяют средства индивидуальной защиты или укрываются в убежищах. В помещениях и боевых машинах вентиляционные системы без фильтров выключаются или переводятся на режим внутренней циркуляции воздуха, а с фильтрами – включаются.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, устанавливаются зоны действия локальных систем оповещения:

в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);

в районах размещения химически опасных объектов – в радиусе до 2,5 км вокруг объектов.

Системы оповещения включают в себя аппаратуру оповещения и обслуживающий ее персонал. В случае аварии на РХОО оповещение (подача сигнала «Радиационная опасность» или «Химическая тревога») осуществляется операторами, диспетчерами и дежурными потенциально опасных объектов. Системы оповещения должны иметь возможность в зависимости от обстановки передавать сигналы избирательно:

для отдельных подразделений (цехов) потенциально опасного объекта;

для всего химически опасного объекта;

для воинских частей и населенных пунктов, находящихся вблизи объекта.

В системе оповещения используются электросирены типов «С-40» и «С-28» и аппаратура дистанционного управления и циркулярного вызова (АДУ-ЦВ). Кроме того, для оповещения могут использоваться различные средства громкоговорящей связи. Например, комплект оперативной связи КД-12А и аппаратура производственной громкоговорящей связи ПГС-71 (ПГСИ-ЮМ), бытовые громкоговорители различной мощности, а также существующая радиотрансляционная и телефонная сеть, телевидение.

Электросирена «С-40» обеспечивает передачу звуковой информации на территории в радиусе 300–700 м, в зависимости от характера и высоты застройки, высоты установки электросирены над поверхностью земли. Масса сирены 96,5 кг, питание от сети 220/380 В. Сирены устанавливаются на наиболее высоких зданиях на уровне не менее чем 2,5 м от верхней точки крыши в стороне от дымовых и вентиляционных труб, а также источников сильных и постоянных шумов.

Электросирена «С-28» устанавливается в шумных цехах промышленных предприятий. Масса сирены 50 кг, питание от сети 220/380 В.

Аппаратура дистанционного управления и циркулярного вызова (АДУ-ЦВ) предназначена для построения местных автоматизированных систем централизованного оповещения населения в городах, населенных пунктах и на объектах экономики.

Аппаратура обеспечивает централизованное включение электросирен, принудительное дистанционное переключение программ радиотрансляцион-ных узлов для передачи сигналов оповещения и информации населения об обстановке и правилах поведения в условиях радиоактивного загрязнения или химического заражения, циркулярное оповещение должностных лиц по телефону.

Аппаратура работает по действующим (занятым или свободным) линиям городской и объектовой телефонной сети.

Заранее разработанные схемы оповещения должны определять порядок оповещения руководящего и командно-начальствующего состава, персонала объектов, спасателей и населения как в рабочее, так и нерабочее время.

Следует отметить, что оповещение личного состава воинских частей и формирований гражданской обороны, а также населения о возникновении радиационной или химически опасной аварии и возможности загрязнения (заражения) атмосферы РВ или АХОВ должно осуществляться с использованием всех имеющихся средств связи, звукоусилительных станций и сигнальных средств.

Для оповещения персонала работающей смены объекта, на котором произошла авария, используются электросирены, радиотрансляционная сеть и внутренняя телефонная связь. Оповещение людей по месту жительства организуется органами местной власти, руководителями ДЭЗ (ЖЭК) с использованием всех имеющихся в распоряжении средств.

Для осуществления оповещения на пунктах управления органов исполнительной власти, объектов экономики, спасательных воинских формирований, в районах проведения АСДНР и размещения формирований и спасателей развертываются посты радиационного и химического наблюдения. Порядок оповещения о радиоактивном загрязнении и химическом заражении осуществляется по-разному. При обнаружении химического заражения наблюдатель немедленно подает сигнал оповещения, переводит средства защиты в боевое положение и докладывает командиру (начальнику), выставившему пост. При обнаружении радиоактивного загрязнения наблюдатель докладывает командиру (начальнику), с его разрешения производит оповещение и затем надевает СИЗ. Это обусловлено тем, что при химическом заражении концентрация ОХВ будет наибольшая в момент применения ОВ или разрушения ХОО и важно защитить население и спасателей именно в этот момент, т. к. в дальнейшем концентрация АХОВ, под действием ветровой диффузии, будет снижаться и может быть уже не в поражающих дозах. При радиоактивном загрязнении существующие приборы определяют фоновые мощности доз излучения и уже командир (начальник) определяет необходимость оповещения. Если обнаружены незначительные мощности доз излучения, то оповещение может вообще не проводиться.

Наши рекомендации