Государственное устройство. Перу - унитарное государство

Перу - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 12 регионов и 1 независимая провинция.

Действующая Конституция принята на референдуме 31 октября 1993 г. (11-я по счету с 1821 г.). По форме правления Перу - президентская республика с элементами парламентаризма. Политический режим - умеренно авторитарный. В апреле 1992 г. президент А. Фухимори совершил государственный переворот, что привело к установлению в стране более авторитарной системы власти.

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Национальному конгрессу, избираемому по системе пропорционального представительства сроком на 5 лет.

Правом законодательной инициативы обладают Президент и члены Конгресса. Другие государственные власти, публичные автономные институты, муниципалитеты и профессиональные организации также имеют право инициировать законы по вопросам своих функций.

Для принятия простого закона достаточно большинства голосов присутствующих на заседании членов Конгресса. Органические законы, принимаемые по вопросам, указанным в Конституции, требуют одобрения большинством от общего числа членов Конгресса.

Принятые законы передаются Президенту для промульгирования. Он имеет право в течение 15 дней наложить вето на весь закон или его отдельные положения. Для преодоления вето требуется повторно одобрить закон большинством от общего числа членов Конгресса.

Постоянно действующим органом Национального конгресса является избираемая им из своего состава Постоянная Комиссия. Последняя обладает значительными полномочиями, в том числе назначает по предложению Президента Генерального контролера; одобряет назначение Президента Центрального резервного банка и суперинтенданта банковского дела и страхования; одобряет дополнительные кредиты, трансферты и ассигнования госбюджета в период парламентских каникул; осуществляет законодательные полномочия, предоставленные ей Конгрессом. Постоянной комиссии не могут быть переданы полномочия относительно конституционной реформы, одобрения международных соглашений, принятия органических законов, бюджета и утверждения отчета об его исполнении.

Глава государства и правительства, а также верховный главнокомандующий - Президент, избирается прямым тайным голосованием на 5 лет.

Президент представляет государство внутри страны и за рубежом; направляет общую политику правительства; наблюдает за внутренним порядком и внешней безопасностью Республики; заключает и ратифицирует международные соглашения; назначает послов и других дипломатических представителей с одобрения Совета министров и после уведомления Конгресса; принимает верительные грамоты; осуществляет контроль над национальной обороной и организует Вооруженные силы и Национальную полицию; принимает необходимые меры для защиты Республики, целостности территории и суверенитета государства; с разрешения Конгресса объявляет войну и заключает мир; осуществляет помилование; присваивает государственные награды с согласия Совета министров.

Во исполнение Конституции и законов Президент издает декреты и резолюции, а в предусмотренных Конституцией случаях - законодательные и чрезвычайные декреты. Однако все акты Президента должны быть скреплены подписью премьера правительства.

Исполнительная власть осуществляется Президентом и правительством. Совет министров образует заседание всех министров, на котором председательствует Президент Республики. Последний назначает и смещает Председателя Совета министров, а по предложению и с согласия последнего - всех других министров. Председатель, имеющий статус министра без портфеля, координирует работу всех министров и скрепляет своей подписью декреты и резолюции Президента.

Совет министров одобряет законопроекты, которые Президент Республики представляет Конгрессу; одобряет законодательные декреты и чрезвычайные декреты, продиктованные Президентом Республики, так же как и проекты законов, декретов и резолюций, которые предусматривает закон; обсуждает вопросы публичного интереса и осуществляет другие полномочия и функции, предоставленные ему Конституцией и законами. Каждая резолюция Совета министров требует одобрения большинства членов кабинета.

Министры индивидуально ответственны за собственные действия (акты) и за президентские действия (акты), которые они санкционируют. Министры ответственны коллективно за уголовные действия, нарушения Конституции или законов, совершенные Президентом Республики, если только они не уходят в отставку немедленно.

Совет министров несет политическую ответственность перед Конгрессом. Последний может выразить правительству или отдельному министру вотум недоверия либо отказать в доверии, когда такой вопрос ставится по министерской инициативе. Совет министров или министр, которому отказано в доверии, должен уйти в отставку. Президент Республики имеет право распустить Конгресс, если последний вынесет резолюцию порицания или откажет в доверии двум Советам министров.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Перу в целом относится к романо-германской правовой семье, входя в ее обособленную латиноамериканскую группу. Первоначальной основой для формирования перуанского права выступила правовая культура бывшей метрополии - Испании. Конституционное право во многом следует модели США, на гражданское право оказало значительное влияние французское и германское законодательство.

До 1821 г. в стране действовало испанское колониальное право (см. раздел "Аргентина"). После провозглашения независимости начались работы по созданию современного кодифицированного законодательства. В перуанских кодексах XIX в. буржуазный дух основных институтов гражданского и торгового права уживался с элементами колониализма, остатками докапиталистических форм эксплуатации, сословной неполноправностью и т.д. Так, в ГК Перу 1851 г. предусматривалось рабство и подробно регламентировалось правовое положение рабов и вольноотпущенников. Конституционное устройство Перу, так же как и большинства других стран региона, отличалось нестабильностью.

В первой половине XX в. правовая система Перу подверглась существенному обновлению в соответствии с современными политическими и правовыми тенденциями: были приняты новые УК (1924) и ГК (1936), появилось трудовое законодательство. В октябре 1968 г. после военного переворота к власти пришло Революционное правительство вооруженных сил во главе с генералом X. Веласко Альварадо, объявившее о проведении коренных социальных преобразований. Военное правительство национализировало ряд предприятий, владельцами которых были американские граждане или фирмы, приняло закон об аграрной реформе.

В 1990-егг. в Перу под руководством президента А. Фухимори проводилась политика либерализации и стабилизации. Принят целый комплекс законодательных актов о поощрении иностранных инвестиций и частного предпринимательства, либерализовано регулирование земельных и трудовых отношений, одновременно введено жесткое законодательство о борьбе с терроризмом.

Принятая в 1993 г. Конституция создала в стране более авторитарную систему власти, в то же время многие ее положения, особенно об экономическом строе, носят весьма либеральный характер. В соответствии с тенденциями современного конституционализма Конституция 1993 г. ввела несколько новых институтов, направленных на укрепление независимости и рост профессионализма судебной власти, в том числе Конституционный трибунал для проверки конституционности законодательства Конгресса и актов правительства; Национальный совет магистратуры для назначения, продвижения по службе и контроля за деятельностью судей и прокуроров; Судебную академию для их обучения; автономную Службу Защитника Народа.

Конституция закрепила (в ст.200) целую систему конституционных гарантий для личности, в число которых входят процедуры хабеас корпус, хабеас дата, ампаро, запросы о конституционности правовых актов, "народное действие" (оспаривание конституционности или законности административных актов), а также иски о надлежащем исполнении (Accion de Cumplimiento), которые могут подаваться против любого государственного органа или должностного лица, нарушающего правовые нормы. В качестве крайнего средства защиты предусмотрено обращение в международные судебные инстанции.

Основным источником права в Перу являются законодательные и другие нормативные акты, иерархию которых составляют Конституция, органические и обычные законы Конгресса, декреты Президента, подзаконные акты других органов государственной власти, включая региональные и муниципальные.

Перуанское право хорошо кодифицировано. Действуют ГК, ГПК, УК, УПК, Уголовно-исполнительный кодекс, Кодекс военной юстиции, Торговый кодекс, Кодекс о детях и подростках, Кодекс об окружающей среде и природных ресурсах, Санитарный кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс о дорожном движении и безопасности.

Правовой системе Перу, как и других стран Латинской Америки, известны институты делегированного и чрезвычайного законодательства. Согласно Конституции (ст.104) Конгресс может делегировать исполнительной власти полномочие издать законы посредством законодательных декретов (decretos legislativos) по вопросам и на период, четко определенным в Законе о делегировании. Законодательные декреты подчинены тем же самым нормам обнародования, публикации и юридического действия, что и законы.

Президент может издавать чрезвычайные декреты (decretos de urgencia), имеющие силу закона, в экономических и финансовых вопросах, когда этого требуют национальные интересы и после уведомления Конгресса. Последний вправе изменять или отменять эти чрезвычайные декреты.

Ратифицированный международный договор признается в Перу непосредственным источником права. В соответствии с Конституцией (ст.55) соглашения, заключенные государством и вступившие в силу, составляют часть национального права.

Определенное значение в качестве источника права имеет обычай, поскольку индейское сельское население во многих вопросах по-прежнему руководствуется обычным правом.

Наши рекомендации