НПА органов государственно безопасности, их особенности и основные виды

НПА органов безопасности – один из вариантов подзаконных нормативных актов министерств и ведомств. Правотворчество осуществляет только Директор ФСБ, главное особенность – наличие секретных НПА.

Основные виды: приказ, распоряжение, правило, инструкция, положение.

Приказами оформляются решения нормативного характера, а также по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам.

Распоряжениями оформляются решения по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам.

В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения.

В инструкциях излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положения НПА.

В положениях устанавливаются системно связанные между собой правила по вопросам компетенции органов безопасности, а также они устанавливают правовой статус подразделений органов безопасности.

23. Правоотношения: понятие и виды.

Правоотношения – особый вид общественных отношений, который имеет следующие признаки:

· Урегулированы нормами права, в которых закрепляется модель ПО;

· В них участвуют только субъекты права;

· Имеют специфическое юридическое содержание (субъекты права наделяются субъективными правами и юридическими обязанностями);

· Возникают при особых жизненных обстоятельствах – юридических фактах;

· Связаны с государством.

В ПО участвуют как минимум 2 субъекты. ПО чаще всего классифицируют по отраслям. В зависимости от функций норм права разделяют регулятивные и охранительные ПО.

24. Субъекты права: понятия и виды.

Правосубъектность – юридическое качество, необходимое для участия в ПО.

Правосубъектность (структурные элементы):

1. Правоспособность.

2. Дееспособность.

Правоспособность – установленная государством возможность приобретать права и выполнять обязанности, указанные правовыми нормами.

Дееспособность – установленная государством возможность собственными действиями приобретать права и выполнять обязанности, указанные правовыми нормами.

Хронологический разрыв между правоспособностью и дееспособностью возможен только в отношении физических лиц (в отношении юридических лиц – одновременно). В разных отраслях права устанавливается разный порядок, определяющий время возникновения правоспособности и дееспособности.

Правосубъектность динамична, зависит от законодательства, а также от возраста, здоровья и социально значимого поведения.

Субъект права – наделен правосубъектностью, это возможность участвовать в ПО.

Субъект правоотношения – пользуется правосубъектностью и вступает в ПО, это реальное участие в ПО.

Субъект права становится субъектом правоотношений на основе юридического факта.

Вопрос о видах субъектов права решается дискуссионно. Обычно выделяют физические и юридические лица.

Учитывая специфику правосубъектности, выделяют 4 основных вида:

1. Граждане;

2. Государственные организации;

3. Негосударственные организации (общественные);

4. Государство в целом как особый субъект права.

Граждане:

-граждане своей страны (общая правосубъектность для всех граждан –Конституция РФ);

-иностранные граждане (особенности зависят от категории: иностранные граждане с дипломатическим иммунитетом освобождаются от юрисдикции страны пребывания);

-апатриды (без гражданства).

Государственные организации:

· Государственные органы

· Иные государственные организации

Наделяются правами юридического лица, это характеризует их правосубъектность, которая определяется компетенцией (у государственных органов).

Правосубъектность негосударственных организаций определяется государством, чаще выражается в правах юридического лица.

Государство как субъект права действует:

А) в связи с государственной собственностью;

Б) в связи с государственной казной;

В) в судебной деятельности («именем РФ»).

Содержание правоотношения.

Правоотношения включают субъективные права и юридические обязанности участников конкретных правоотношений. Они могут возникнуть только после юридического факта.

S: S:

N ßà O

O ßà N

Термин «права» в лексике юриста:

1. Право – система юридических норм (избирательное право);

2. Право – элемент правосубъектности;

3. Право – элемент содержания конкретного правоотношения (в субъективном смысле)

26. Юридические факты и их классификация.

Юридические факты – такие жизненные обстоятельства, с наступлением или отсутствием которых государство посредством норм права связывает определенные правовые последствия. Юридические факты всегда указываются в гипотезе нормы права.

Достаточно часто для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений наличия одного юридического факта бывает недостаточно. Такая совокупность называется юридическим (или фактическим) составом.

Классификация юридических фактов:

1. По характеру юридических последствия:

-правообразующие (правоустанавливающие);

-правоизменяющие;

-правопрекращающие.

2. По волевому характеру содержания правоотношения:

-юридические факты – события (возникают независимо от воли и сознания человека);

-юридические факты – действия (связаны с сознательно-волевой деятельностью субъектов права):

А) правомерные действия;

Б) противоправные действия (преступления и проступки à юридическая ответственность).

Наши рекомендации