НПА органов государственно безопасности, их особенности и основные виды
НПА органов безопасности – один из вариантов подзаконных нормативных актов министерств и ведомств. Правотворчество осуществляет только Директор ФСБ, главное особенность – наличие секретных НПА.
Основные виды: приказ, распоряжение, правило, инструкция, положение.
Приказами оформляются решения нормативного характера, а также по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам.
Распоряжениями оформляются решения по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам.
В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения.
В инструкциях излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положения НПА.
В положениях устанавливаются системно связанные между собой правила по вопросам компетенции органов безопасности, а также они устанавливают правовой статус подразделений органов безопасности.
23. Правоотношения: понятие и виды.
Правоотношения – особый вид общественных отношений, который имеет следующие признаки:
· Урегулированы нормами права, в которых закрепляется модель ПО;
· В них участвуют только субъекты права;
· Имеют специфическое юридическое содержание (субъекты права наделяются субъективными правами и юридическими обязанностями);
· Возникают при особых жизненных обстоятельствах – юридических фактах;
· Связаны с государством.
В ПО участвуют как минимум 2 субъекты. ПО чаще всего классифицируют по отраслям. В зависимости от функций норм права разделяют регулятивные и охранительные ПО.
24. Субъекты права: понятия и виды.
Правосубъектность – юридическое качество, необходимое для участия в ПО.
Правосубъектность (структурные элементы):
1. Правоспособность.
2. Дееспособность.
Правоспособность – установленная государством возможность приобретать права и выполнять обязанности, указанные правовыми нормами.
Дееспособность – установленная государством возможность собственными действиями приобретать права и выполнять обязанности, указанные правовыми нормами.
Хронологический разрыв между правоспособностью и дееспособностью возможен только в отношении физических лиц (в отношении юридических лиц – одновременно). В разных отраслях права устанавливается разный порядок, определяющий время возникновения правоспособности и дееспособности.
Правосубъектность динамична, зависит от законодательства, а также от возраста, здоровья и социально значимого поведения.
Субъект права – наделен правосубъектностью, это возможность участвовать в ПО.
Субъект правоотношения – пользуется правосубъектностью и вступает в ПО, это реальное участие в ПО.
Субъект права становится субъектом правоотношений на основе юридического факта.
Вопрос о видах субъектов права решается дискуссионно. Обычно выделяют физические и юридические лица.
Учитывая специфику правосубъектности, выделяют 4 основных вида:
1. Граждане;
2. Государственные организации;
3. Негосударственные организации (общественные);
4. Государство в целом как особый субъект права.
Граждане:
-граждане своей страны (общая правосубъектность для всех граждан –Конституция РФ);
-иностранные граждане (особенности зависят от категории: иностранные граждане с дипломатическим иммунитетом освобождаются от юрисдикции страны пребывания);
-апатриды (без гражданства).
Государственные организации:
· Государственные органы
· Иные государственные организации
Наделяются правами юридического лица, это характеризует их правосубъектность, которая определяется компетенцией (у государственных органов).
Правосубъектность негосударственных организаций определяется государством, чаще выражается в правах юридического лица.
Государство как субъект права действует:
А) в связи с государственной собственностью;
Б) в связи с государственной казной;
В) в судебной деятельности («именем РФ»).
Содержание правоотношения.
Правоотношения включают субъективные права и юридические обязанности участников конкретных правоотношений. Они могут возникнуть только после юридического факта.
S: S:
N ßà O
O ßà N
Термин «права» в лексике юриста:
1. Право – система юридических норм (избирательное право);
2. Право – элемент правосубъектности;
3. Право – элемент содержания конкретного правоотношения (в субъективном смысле)
26. Юридические факты и их классификация.
Юридические факты – такие жизненные обстоятельства, с наступлением или отсутствием которых государство посредством норм права связывает определенные правовые последствия. Юридические факты всегда указываются в гипотезе нормы права.
Достаточно часто для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений наличия одного юридического факта бывает недостаточно. Такая совокупность называется юридическим (или фактическим) составом.
Классификация юридических фактов:
1. По характеру юридических последствия:
-правообразующие (правоустанавливающие);
-правоизменяющие;
-правопрекращающие.
2. По волевому характеру содержания правоотношения:
-юридические факты – события (возникают независимо от воли и сознания человека);
-юридические факты – действия (связаны с сознательно-волевой деятельностью субъектов права):
А) правомерные действия;
Б) противоправные действия (преступления и проступки à юридическая ответственность).